Синдромы несформированности психических функций

В ряде работ были описаны нейропсихологические синдромы, отражающие разные варианты отклонений в формировании психических функций у детей. Выделение синдромообразующих факторов позволило сформулировать заключение о недостаточной зрелости тех или иных зон мозга, соответствующих этим синдромам.
Э. Г. Симерницкая (1995) изучала такие синдромы на модели школьной успеваемости. Проводилось обследование учеников первого класса общеобразовательной школы. У 82 % неуспевающих школьников в нейропсихологическом обследовании были обнаружены отклонения от нормативных данных. У успевающих школьников такие отклонения зафиксированы только в 15 % случаев.
Синдромный анализ результатов обследования у детей с трудностями в учебе позволил соотнести выявленные отклонения с недостаточной зрелостью разных мозговых структур (лобных, височных, теменных, затылочных, лево-, правополушарных, стволовых, комиссуральных).
В целом же оказалось возможным выделить три основных нейропсихологических профиля, характерных для неуспевающих детей.
В случае первого профиля основными симптомами выступали:

• снижение объема слухоречевой памяти;
• усиление тормозимости и снижение прочности следов;
• парафазии;
• ухудшение регуляции и контроля вербально-мнестической деятельности.

Такие отклонения могут быть соотнесены с дисфункцией височно-лобных отделов левого полушария.
Второй профиль проявлялся в:

• снижении объема слуховой и зрительной памяти;
• пространственных ошибках;
• феномене зеркальных движений.

Это обычно наблюдается при правосторонней локализации мозговой дисфункции.
В третьем профиле, который был связан с билатеральной дисфункцией левого и правого полушарий, сочетались симптомы, характерные для поражений левого и правого полушарий мозга.
А. С. Семенович, А. А. Цыганок (1995) также выделяют три синдрома несформированности, которые по-разному проявляются на поведенческом уровне.
Первый синдром несформированности связан с неполной зрелостью лобных структур и проявляется в элементах недостаточности функций программирования, контроля, активации. У таких детей обнаруживается несформированность регулирующей функции собственной речи, она зафиксировалась на этапе, не соответствующем уровню, на котором может стать организатором произвольной деятельности. Это проявляется не в виде дефектов, а как склонность к упрощению программы, к отвлекаемости, к стремлению привлекать множество внешних опор для выполнения того или иного задания. Любой, даже минимальный контроль со стороны экспериментатора – удивленный жест или мимика, намек на возможность разбиения целостной программы на части – неизменно приводит к успеху. Синдромный анализ показывает, что все частные функции (речь, память, гнозис, праксис, мышление) при этом интактны.
Второй синдром связан с отсутствием устойчивых морфофункциональных отношений между субкортикальными и кортикальными мозговыми структурами. Это приводит к несформированности разных уровней регуляции психики, что проявляется в несбалансированности, диссоциации деятельности «верхних» и «нижних» этажей психики и актуализируется прежде всего в ряде диспропорций: у ребенка хорошо развитая речь, понятийное мышление сочетаются с чрезмерными флуктуациями активности, истощаемостью, эмоциональной лабильностью. У таких детей постоянные аффективные срывы, тенденция к неврозоподобным комплексам. Эта разновидность несформированности психической деятельности особенно сильно проявляет себя в 7-10 лет, то есть в тот период, когда начало школьного обучения приводит к значительным перегрузкам обоих этих уровней. При этом, как и в описанном ранее случае, все когнитивные функции полностью сохранены.
Третий синдром несформированности относится к недоразвитию внутри– и межполушарных мозговых систем. Это обусловливает в первую очередь несформированность пространственно-временного синтеза, что прежде всего отражается в трудностях, связанных с полноценным освоением математики (из-за незрелости фактически всех форм пространственных и квазипространственнх представлений). То же обстоятельство, а также отсутствие устойчивых функциональных связей внутри левого полушария приводит у этих детей к нестабильности звуко-буквенного анализа, несформированности межмодальных отношений в устной и письменной речи, нестойкости образа слова как гештальта, упорядоченной структуры элементов (звуков или букв). Отсюда многочисленные параграфии, пропуски букв, их перестановки и т. п. При этом сохранны все базисные, первичные параметры письма: фонетико-фонематическое, кинестетическое, кинетическое звено.
Указанные выше авторы считают, что эти синдромы характеризуют индивидуальные особенности системогенеза мозга и служат примером одного из возможных путей нормального онтогенеза.
Следует отметить, что в случае минимальных мозговых дисфункций выявляемые отклонения могут носить множественный характер, и тогда их описание в терминах традиционных локальных синдромов становится затруднительным, приходится указывать на их связь с достаточно обширными областями мозга, что видно на примере описанных выше синдромов несформированности.

Наши рекомендации