Способы и виды речевого воздействия
Федеральное государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Сибирский государственный университет физической культуры
и спорта»
Гуманитарный факультет
Кафедра «Связи с общественностью»
Реферат
по дисциплине «Профессиональная этика»
Речевые способы воздействия на партнера
Выполнила:
Студент 1 курса
Группы 116
Пономарева Яна Андреевна
Научный руководитель:
кандидат филол. наук,
ст. преподаватель
Елкина Мария Владимировна
ОМСК- 2011
Содержание:
Введение………………………………………………………………………………….3
1. Способы и виды речевого воздействия…………………................................................4
2. Ходы, тактики и приемы воздействия на человека……................................................6
3. Речевое воздействие: вербальное и невербальное……..................................................8
4. Речевые средства убеждения, способы воздействия на партнера.
Барьеры речи ……………………………………………………………………………11
Заключение……………………………………………………………….......................13
Список используемой литературы…………………………………………………….14
Введение
Общая схема речевого воздействия строится на донесении информации, формировании на ее основе интересов, побуждений. Существует много речевых приемов, позволяющих, например, подчеркнуть общность интересов даже в вопросе, вызывающем бурную реакцию собеседника. Задача общения — посылать речевые сигналы, которые имеют для вашего собеседника эмоциональное значение. О чем бы ни шла беседа, важно добиваться профессионального языка и логичности развития темы разговора. Беседа не может быть и пространной. Пространное изложение лишней информации снижает коммуникационную эффективность. Когда много говорят о малом, то мало думают о значительном.
Способы и виды речевого воздействия
К способам речевого воздействия традиционно относят убеждение и внушение (суггестию). Убеждение - воздействие на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению. Основу метода убеждений составляет отбор, логическое упорядочение фактов и выводов согласно единой функциональной задаче, логическое доказательство, возможно, вкупе с эмоциональным давлением, призванное обеспечить сознательное принятие реципиентом системы оценок и суждений в согласии с иной точкой зрения . И.А. Стернин приводит более подробную таксономию «логических» способов речевого воздействия, делая акцент на речевом воздействии, рассчитанном на осознанное восприятие реципиентом сообщаемой информации, а не на речевом воздействии на бессознательное.
К способам речевого воздействия он относит доказывание (логическое аргументирование), убеждение (вселение в собеседника уверенности, что истина доказана, что тезис установлен, с использованием и логики, и эмоционального давления), уговаривание (эмоциональное побуждение собеседника отказаться от его точки зрения и принять нашу), внушение (побуждение собеседника принять на веру сказанное без обдумывания и критического осмысления), принуждение (вынуждение человека сделать что-либо против его воли). При этом эффективными и «цивилизованными» И.А. Стернин называет первые четыре способа, отмечая, что «речевое воздействие как наука об эффективном и цивилизованном общении учит нас обходиться без принуждения» .
Внушение (суггестия) - воздействие на подсознание, эмоции и чувства человека, косвенно обеспечивающее воздействие на его ум, волю, поведение за счет ослабления контрольно-регулятивной функции сознания, снижения сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, а также отсутствия целенаправленного активного понимания, развернутого логического анализа и оценки данного состояния человека в соотношении с его прошлым опытом . Реализуется в форме гетеросуггестии и автосуггестии.
Психологи выделяют три этапа суггестии - раппорт, присоединение и ведение. Раппорт - это привлечение внимания суггеренда, та первичная информация, которая позволяет начать общение и создает намерение у партнера его продолжить. Присоединение означает «подстройку» к сознанию человека, завоевание его расположения и доверия (соответствие темпа речи частоте дыхания суггеренда, повторение его поз и жестов), «активное слушание» или «резонирование», программирующие вопросы, вопросы на подтверждение . Во время ведения (собственно речевого воздействия суггестора) учитывается система регуляции суггеренда - кинестетическая, визуальная, аудиальная, дигитальная. Оно строится с учетом запрограммированных для суггеренда выводов и решений. Предпочтительно использование переходов между предложениями с союзами «когда», «если», «потому что», «и» и т.д. - ровный переход от одного предложения к другому вызывает незаметное изменение состояния и облегчает достижение эффекта .
Помимо внушения и убеждения, к методам речевого воздействия, по мнению ряда исследователей, относятся заражение (Е.Ф. Тарасов, В.Н. Панкратов, М.Р. Желтухина) и подражание (В.Н. Панкратов, М.Р. Желтухина). Заражение - процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта - помимо собственно смыслового воздействия или дополнительно к нему. Психическое подражание - следование некоему примеру, образцу; самостоятельное копирование действий, воспринятых у других. У подростков и взрослых подражание выступает элементом научения в некоторых видах деятельности, либо служит цели идентификации с референтной личностью (группой) . Очевидно, в ракурсе речевого воздействия подражание следует отнести либо к отсроченному речевому воздействию, внутреннему голосу «супер-эго», либо к следствию внушения. Мы будем рассматривать его как следствие внушения, а не как отдельный способ речевого воздействия.
Отнесение к способам речевого воздействия, наряду с убеждением, внушением и заражением, речевого аспекта воспитания также представляется нам достаточно спорным. Очевидно, что воспитание, осуществляемое в формах управляемой предметно-практической деятельности, личного примера, образцовых моделей и создания и изменения внешних условий для формирования и перестройки личности, содержит значительный компонент речевого воздействия. Однако в воспитании речевое воздействие носит комплексный характер и включает в себя всю совокупность способов (убеждение, внушение, подражание). Поэтому мы не будем рассматривать его как отдельный способ речевого воздействия.
Помимо способов речевого воздействия, в теоретической литературе обсуждаются типы речевого воздействия. Традиционное лингвистическое направление, основывающееся на семантическом и прагмалингвистическом анализе словарного материала, выявляет следующие типы речевого воздействия: 1) социальные воздействия, 2) волеизъявления, 3) оценочные и эмоциональные речевые воздействия и 4) разъяснение и информирование .
В социальном воздействии не происходит передачи информации как таковой, но осуществляются определенные обиходно-бытовые, межличностные, ритуальные и проч. социальные акты: приветствия, прощания, представления, благодарности, извинения, прощения, соболезнования, обязательства, обращения и законодательные акты, молитвы, заклинания, посвящения и др. Собеседник, осуществляющий в акте общения социальное воздействие, «руководствуется речевоздействующей, но не коммуникативной целью» . Волеизъявления, по мнению Л.Л. Федоровой, являются ядерной группой речевых воздействий. К акциям волеизъявления относятся (по убыванию интенсивности речевого воздействия): приказ, повеление, призыв, агитация, указание, убеждение, совет, предложение, просьба (просьба о разрешении, просьба дать информацию), пожелание; к реакциям волеизъявления относятся реакции согласия, несогласия, возражения, отказа, разрешения, запрета.
Оценочные и эмоциональные воздействия направлены на чувства собеседников и характеризуются особым эмоциональным строем речи (междометия, восклицания, интонации). Они включают в себя: морально-этические и социально-правовые оценки - положительные (похвала (поощрение), одобрение (поддержка), защита, оправдание) и отрицательные (порицание, осуждение и обвинение); собственно эмоциональные речевые воздействия, связанные с областью субъектно-эмоциональных межличностных отношений (оскорбление, брань, угроза, насмешка, ласка, одобрение, утешение).
Разъяснение и информирование, согласно Федоровой, включают в себя сообщения и суждения; они могут изменять образ мыслей и степень осведомленности собеседника и тем самым оказывать воздействие на него, «не обладая, однако, большой силой воздействия».