Структура и требования к анкете

Одним из наиболее информативных способов опроса является анкетирование.

Анкета — это вопросник, на который предлагается ответить опрашиваемому лицу (респонденту). Анкета - это таблица с перечнем вопросов, на которые должен ответить респондент

Анкеты относятся к классу формализованных обследований; они имеют вид некоторого набора вопросов. Проведение анкетирования это большая исследовательская работа, которая имеет целью отразить требования маркетинга, учесть психологию респондента, по возможности предсказать его реакцию на вопрос, обнаружить степень его искренности. Ответ на вопросы анкеты должен исключить возможность ее различного толкования. Анкета стандартизует как поставленные вопросы, так и ответы на них.

Составление анкеты - это сложный и трудоемкий исследовательский процесс, который включает следующие проблемы:

• постановку целей;

• анализ вопросов и выдвижение гипотез;

• формулирование вопросов и вариантов ответов;

• разработку выборки;

• выбор способа анкетирования.

Анкета имеет табличную форму с подготовленными вопросами и пробелом для ответа. Анкета может быть компактной, но может иметь и достаточно много страниц. Как правило, схема анкеты включает три блока:

• введение;

" перечень вопросов, характеризующих предмет опроса;

• сведения об опрашиваемых.

Структура анкеты:

1. Введение (преамбула)

2. Предмет опроса

3. Сведения об опрашиваемых

1. Введение (преамбула) кратко ставит в известность респондентов о том, кто и зачем проводит исследование. Оно раскрывает цели опроса, приводит следующие сведения об опрашивающих:

• название предприятия или имя владельца,

• характеристика предприятия, его тип;

• называется адрес.

Введение предусматривает гарантию полной анонимности опроса и доверительности ответов. Во введении также дается представление о фирме, ее репутации. Во введении приводится инструкция по заполнению анкеты и ее возвращению (иногда в форме сопроводительного письма, если оно отправлено по почте). Обычно принято выразить благодарность респонденту за время, любезно уделенное исследователям.

2. При разработке основной части анкеты, т.е. предмета опроса, рассматривается содержание вопросов, их тип, число, последовательность представления, наличие контрольных вопросов и тестов.

3. В реквизитной (заключительной) части анкеты размещаются вопросы, касающиеся некоторых личностных характеристик респондентов: пол, возраст, уровень доходов или принадлежность к тому или иному классу, семейное положение, количество детей и т.п. Иногда в этой части, если речь идет об анкетировании частных лиц, есть смысл попросить указать имя респондента, телефон, адрес. Но при этом всегда следует сделать оговорку на необязательность заполнения этих реквизитов. Если объектом изучения являются предприятия (организации), в этой части анкеты можно попросить указать наименование организации, ее размер, местоположение, вид деятельности, имя и положение в организации лица, заполнявшего анкету. В самом конце анкеты следует указать дату проведения анкетирования, время и место.

Требования:

В анкетировании имеет значение последовательность и логика вопросов. Не следует начинать вопросник с трудных или персональных вопросов, а также вопросов, не интересующих респондентов; такие вопросы рекомендуется ставить в середине или в конце анкеты. Определенное значение имеет оформление анкеты, выбор шрифта. Необходимо,

чтобы смысловые блоки были отделены друг от друга.

Схема анкеты имеет следующий вид:

Структура и требования к анкете - student2.ru

Типы вопросов

Открытые вопросы, закрытые вопросы и вопросы со шкалой ответов.

Открытый вопрос — вопрос анкеты, с помощью которой собирается первичная маркетинговая информация; он позволяет опрашиваемому на вопрос отвечать своими словами, что дает ему возможность чувствовать себя при ответе на вопрос достаточно свободно, приводить примеры, иллюстрации. Открытые вопросы часто приводятся в начале анкеты для «разминки» респондентов. Примером открытого вопроса является вопрос: «Что вы думаете о…?» В таких вопросах отсутствует предвзятость, стремление навязать определенный ответ. Однако ответы на открытые вопросы требуют достаточно больших затрат времени. Кроме того, полученные ответы могут быть интерпретированы по-разному.

Закрытый вопрос — вопрос анкеты, с помощью которой собирается первичная маркетинговая информация; он включает все возможные варианты ответов, из которых опрашиваемый делает свой выбор. Существует два варианта таких вопросов:

1 .Дихотомический, типа( альтернативный): на который допустим ответ «да» или «нет» При использовании таких вопросов исследователь должен решить стоит ли ставить вопрос в данной форме

«Имеете ли вы счет в банке?» В данном случае имеется только два варианта ответа: да, нет.

2. Многовариантного выбора, типа: «Где вы храните свои сбережения?» со следующими, скажем, вариантами ответов:

— в банке

— в страховой компании

— в строительной компании дома,

из которых респондент может выбрать один или несколько ответов. Использование данного типа вопросов активизирует деятельность респондентов по заполнению анкет, облегчает процесс ввода полученных данных.

Недостатками вопросов с многовариантным выбором являются:

1. Трудности формулирования всех возможных вариантов ответов, характеристик или факторов.

2. Трудности, обусловленные необходимостью использовать общепринятую терминологию, что необходимо для того, чтобы все респонденты одинаково понимали заданные вопросы.

3. Трудность измерения относительной важности отдельных альтернатив, характеристик или факторов. Относительная важность или «веса» могут определяться как в качественной шкале (например, от «не имеет значения» до «имеет очень большое значение»), так и в количественной шкале (например, В долях 100-балльной шкалы).

Вопросы со шкалой ответов означает приписывание определенного числа той или иной характеристики объекта.

Зачастую анкеты содержат вопросы всех трех форматов.

Содержание вопросов определяется тем, что мы желаем узнать в результате ответов на поставленные вопросы.

Определяя содержание вопросов, необходимо учесть следующие обстоятельства.

1 .Вопрос должен быть сфокусирован на единственной проблеме или теме. Например, не рекомендуется задавать вопросы типа: «В каком отеле вы обычно останавливаетесь, когда вы осуществляете поездки?» Сфокусированный вопрос в данном случае звучит как: «Когда вы находитесь с семьей на отдыхе и останавливаетесь в отеле в месте отдыха, какой тип отеля вы обычно используете?»

2.Вопрос должен быть кратким.

3.Следует использовать повседневный язык респондентов, термины, понятные каждому потенциальному респонденту, исключая жаргон.

4.Вопросы следует формулировать в нейтральной тональности, без некоей положительной или отрицательной оценки рассматриваемой проблемы.

5.Формулировка вопроса не должна склонять респондента к ответу, желаемому для исследователя.

6.Нельзя в закрытом вопросе излагать неполный перечень возможных ответов, один из которых для большинства респондентов заведомо является неприемлемым.

7.Наиболее трудные вопросы, требующие для ответа использования специальных шкал и достаточных затрат умственных усилий, рекомендуется ставить в середине или ближе к концу анкеты.

Два специальных подхода к проектированию вопросников: туннельный и секционный.

• При использовании туннельного подхода имеет место постепенный переход от широких, общих вопросов к узким, частным вопросам. Общие вопросы служат целям «разминки», а также, если это требуется, могут носить переходной характер.

• Секционный подход заключается в том, что последовательно рассматриваются вопросы по отдельным темам, до их полного исчерпания. Переход к следующей теме часто начинается с некоторой вступительной фразы.

11. Выборочная совокупность: сущность, виды, методы формирования

Выборочная совокупность - часть объектов генеральной совокупности, отобранных для изучения, с тем чтобы делать заключение о всей генеральной совокупности. Для того, чтобы заключение, полученное путем изучения выборки, можно было распространить на всю генеральную совокупность выборка должна обладать свойством репрезентативности. Выборка должна быть строго репрезентативной.

Репрезентативность выборки означает, что по выделенным параметрам состав выборочной совокупности должен соответствовать пропорциям генеральной совокупности. Т к выборка является частью изучаемой совокупности, полученные от выборки данные, скорее всего не будут в точности соответствовать данным, которые можно было бы получить от всех единиц совокупности

По способу отбора (способу формирования) выборки единиц из генеральной совокупности распространены следующие виды выборочного наблюдения:

  • простая случайная выборка (собственно-случайная);
  • типическая (стратифицированная);
  • серийная (гнездовая);
  • механическая;
  • комбинированная;
  • ступенчатая.

Простая случайная выборка (собственно-случайная) есть отбор единиц из генеральной совокупности путем случайного отбора, но при условии вероятности выбора любой единицы из генеральной совокупности. Отбор проводится методом жеребьевки или по таблице случайных чисел.

Типическая (стратифицированная) выборка предполагает разделение неоднородной генеральной совокупности на типологические или районированные группы по какому-либо существенному признаку, после чего из каждой группы производится случайный отбор единиц.

Для серийной (гнездовой) выборки характерно то, что генеральная совокупность первоначально разбивается на определенные равновеликие или неравновеликие серии (единицы внутри серий связаны по определенному признаку), из которых путем случайного отбора отбираются серии и затем внутри отобранных серий проводится сплошное наблюдение.

Механическая выборка представляет собой отбор единиц через равные промежутки (по алфавиту, через временные промежутки, по пространственному способу и т.д.). При проведении механического отбора генеральная совокупность разбивается на равные по численности группы, из которых затем отбирается по одной единице.

Многоступенчатая выборка есть образование внутри генеральной совокупности вначале крупных групп единиц, из которых образуются группы, меньшие по объему, и так до тех пор, пока не будут отобраны те группы или отдельные единицы, которые необходимо исследовать.

Комбинированная выборка основана на сочетании нескольких способов выборки.

Методы формирования:

Структура и требования к анкете - student2.ru

При формировании состава выборки используются вероятностные (случайные) и невероятностные (неслучайные) методы.

Выборка называется вероятностной, если все единицы совокупности имеют известный шанс (вероятность) быть включенным в выборку.

Вероятностные методы формирования выборки включат в свой состав простой случайный отбор, систематический отбор, кластерный отбор и стратифицированный отбор.

Простой случайный отбор.

Использование простого случайного отбора гарантирует, что каждая единица совокупности известна и имеет равные шансы быть включенной в выборку. Простой случайный отбор может осуществляться с помощью следующих методов: формирование выборки вслепую и с помощью таблицы случайных чисел.

При проведении систематического отбора (systematic sampling) сначала задают произвольную отправную точку, а затем из основы выборки последовательно выбирают каждую i -ю единицу. Интервал выборки i определяется как отношение объема совокупности N к объему выборки п. с округлением результата до ближайшего целого числа. Например, генеральная совокупность состоит из 100 тысяч элементов, а желательный объем выборки равен тысяче респондентов. В этом случае интервал выборки i равен 100. Выбирается случайное число между 1 и 100. Если, например, это число равно 23, то выборка состоит из таких единиц: 23, 123, 223, 323, 423, 523 и т.д.

Кластерный отбор (cluster sampling).

Сначала изучаемая совокупность делится на взаимоисключающие и взаимодополняющие подгруппы, называемые кластерами. Затем с помощью вероятностного метода выборки, такого как простая случайная выборка, отбираются кластеры. В выборку либо включаются все элементы отобранного кластера, либо проводится их отбор вероятностным методом.

Стратифицированный случайный отбор (stratified sampling)

Двухэтапный метод вероятностного отбора, согласно которому генеральная совокупность сначала делится на подгруппы или страты. Затем единицы совокупности случайным образом выбираются из каждой страты.

Невероятностные методы формирования выборки включают: отбор на основе принципа удобства, отбор на основе суждений, формирование выборки в процессе обследования и формирование выборки на основе квот.

Экспертный отбор (judgement sampling)— это разновидность нерепрезентативного отбора, в соответствии с которым единицы совокупности отбираются на основе суждений исследователя. Исследователь, на основе своих знаний или произведенного анализа, отбирает единицы для включения в выборку, поскольку считает, что они представляют изучаемую совокупность или подходят по другим соображениям.

Квотный отбор (quota sampling)

Детерминированный выборочный метод, который представляет собой двухэтапный ограниченный экспертный отбор. Первый этап включает создание контрольных групп, или квот, из единиц совокупности. На втором этапе для отбора единиц используются нерепрезентативный или экспертный методы отбора.

Отбор методом «снежного кома» (snowball sampling)

Детерминированный выборочный метод, согласно которому случайным образом подбирается начальная группа респондентов. В дальнейшем отбор осуществляется из числа кандидатов, указанных первыми респондентами, или на основе предоставленной ими информации. Данный процесс проходит волнообразно, когда респонденты, прошедшие опрос, называют следующих кандидатов и т.д.

Сущность и виды опроса.

Опрос — это метод сбора первичной маркетинговой информации об изучаемом объекте посредством обращения с вопросами к определенной группе людей, именуемых респондентами. Основу опроса составляет опосредованное (анкетирование) или не опосредованное (интервью) общение интервьюера и респондента путем регистрации ответов на систему вопросов, вытекающих из цели и задач исследования.

Существуют 2 основные разновидности опросных методов:

Анкетирование - это процедура проведения письменного опроса с помощью разработанной анкеты. Самостоятельно (заочный опрос) или в присутствии анкетера (прямой опрос)

Интервьюирование

Интервью - целенаправленная беседа, цель которой состоит в получении ответов на вопросы, предусмотренные программой

Опросы могут различаться:

• по способу контакта с респондентом: лично, по телефону, по почте (в том числе по электронной) и через Internet;

• по типу респондентов: опрос физических лиц, опрос юридических лиц, опрос экспертов;

• по месту проведения опроса: дома, в офисе, в местах продаж;

• по степени охвата покупателя: сплошные . выборочные

• в зависимости от участника: опросы населения или опросы организаций: опросы потребителей или экспертные опросы и т.п.

• в зависимости от частоты проведения: разовые, повторные

МIХ-методики.

Mix-методики – это смешанные методы исследований, довольно удачно сочетающие в себе, достоинства качественных и количественных методов. Основные виды микс-методик – это hall test, home test, mistery shopping.

Холл тест – это метод исследования, в ходе которого довольно большая группа людей до 100-400 человек в специальном помещении тестируют определенный товар или его элементы (упаковка, рекламный ролик и прочее), а затем отвечает на вопросы и заполняет анкету, касающегося данного товара.

Хоум тест – аналогичен холл тесту с той лишь разнице, что тестирование товара происходит в домашних условиях, т.е дома у респондента. Используется этот метод при необходимости длительного тестирования товара.

Мистери-шопинг – метод исследований, предполагающий оценку уровня обслуживания с помощью специалистов выступающих в роли подставных покупателей – заказчиков, клиентов.

Для проведения холл-теста представители потенциальных потребителей приглашаются в специальное помещение, оборудованное для дегустации товаров и или просмотр рекламы, где им предоставляют возможность протестировать данный товар, либо просмотреть рекламный ролик и затем объяснить причину выбора той или иной марки товара, либо рассказать о реакции на рекламу.

Выделяют следующие типы тестирования:

1) слепое – без объявления марки продукта

2) открытое – с объявлением марки

3) оценочное – где один товар

4) сравнительное – несколько аналогичных товаров

Данный метод применяется для оценки потребительских свойств товара по разным тестируемым характеристикам. Также при тестировании рекламных сообщений для оптимизации рекламных компаний. Также данный метод используется для получения информации о поведении потребителей, при этом определяются критерии выбора –частота и объем потребления марок изучаемой товарной группы.

Достоинства и недостатки: среди недостатков можно упомянуть трудоемкость организации тестирования. Преимущество методики является возможность предъявление и оценки не только визуальной информации, но и аудиальной, обонятельной, осязательной, вкусовой и их комбинацией.

Хоум-тест во многом схож с холл тестом, но используется при необходимости длительного тестирования товаров в течении нескольких дней.

Технология: респондентам, относящимся к целевой аудитории, группе предлагают протестировать в домашних условиях какой-либо продукт или несколько продуктов. Обычно эти продукта частого или повседневного использования. Как правило упаковка товара не содержит название марки и указание на фирму производителя. Через несколько дней использование данного товара, респондент отвечает на вопросы анкеты, которая определяет отношение респондента к данному продукту, иногда по сравнению с другими продуктами.

Применение – метод хоум тестов используется для решения задач по позиционированию нового товара, относящегося к определенной товарной группе. Также используется для проверки восприятия потребительских свойств товара. Также для выявления недостатков и преимуществ товара по сравнению с аналогами других производителей.

Определение оптимальной цены товара и других характеристик.

Достоинства и недостатки: к недостатком метода можно отнести сложность и дороговизну организации исследования. Преимуществом является то, что тестирование товаров происходит в тех же условиях, которых они используются обычно.

Мистери-шопинг – (Mystery shopping) – оценка полезности: при продаже услуг качество обслуживания является важнейшим критерием, по которому клиенты оценивают компанию. Мистери-шопинг позволяет оценить работу персонала с точки зрения потребителя и своевременно принять меры по улучшению качества обслуживания. Кроме того Мистери-шопинг позволяет производителям определенного товара оценить работу персонала, розничных торговцев с этим товаром, т.е. наличие на складе и презентацию розничных торговцев.

Технология: оценка качества обслуживания производится на основании предварительно разработанных критериев путем личного посещения либо по телефону.

Разработка плана: первым делом разрабатывается подробный план – это какие элементы работы персонала, необходимо оценить по каким критериям, на что нужно обратить внимание, если в организации есть стандарт обслуживания клиентов, то можно основываться на нем. Затем на основе этого плана разрабатывается анкета и проводится инструктаж исследователей.

Проведение: специально подготовленные люди полностью соответствующие характеристикам целевого потребителя на данном рынке посещают исследуемые точки, т.е. магазины, сервисные центры, офисы компании под видом клиентов и в процессе общения с персоналом оценивают его работу по утвержденной анкете. Помимо личного визита возможна оценка посредством телефонного звонка либо общение через Интернет. По результатам проведенного исследования фиксируются основные ошибки персонала, и разрабатывается программа по их исправлению. А именно проводятся специальные тренинги и корректируется инструкция.

Применение: мотивация персонала - по результатам мониторинга на основе Мистери-шопинг вычисляются общий индекс качества обслуживания и индивидуальные индексы работников, от которых зависит заработная плата.

Фокусировка тренинга - результаты тайного покупателя (Мистери-шопинг) позволяют выявить конкретные недостатки в обслуживании клиентов и сфокусировать тренинги именно в этих направлениях.

Оценка эффективности тренинга – результаты мониторинга позволяют выявить качественные изменения в поведении персонала после проведения тренинга.

Социометрический анализ.

Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Социометрическая процедура может иметь целью:

а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов
группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер»
группы и «отвергнутый»;

в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых
могут быть свои неформальные лидеры.

Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.

Надежность процедуры зависит, прежде всего, от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы. Недостатком параметрической процедуры является невозможность раскрыть многообразие взаимоотношений в группе. Возможно, выявить только наиболее субъективно значимые связи.

Контент-анализ

Контент-анализ (от англ.: contents - содержание, содержимое) или анализ содержания Выделяют два основных типа контент-анализа: количественный и качественный.

Первый этап

Определение совокупности изучаемых источников или сообщений с помощью набора заданных критериев, которым должно отвечать каждое сообщение:

• заданный тип источника (пресса, телевидение, радио, рекламные или пропагандистские материалы)

• один тип сообщений (статьи, заметки, плакаты);

• заданные стороны, участвующие в процессе коммуникации (отправитель, получатель (реципиент);

• сопоставимый размер сообщений (минимальный объем или длина)

• частота появления сообщений,

• способ распространения сообщений;

• место распространения сообщений; « время появления сообщений.

При необходимости можно использовать и другие критерии, однако перечисленные выше встречаются чаще всего.

Второй этап

Формирование выборочной совокупности сообщений. В некоторых случаях можно изучать всю определенную на первом этапе совокупность источников, поскольку подлежащие анализу случаи (сообщения) часто ограничены по числу и хорошо доступны. Однако иногда Контент-анализ должен опираться на ограниченную выборку, взятую из большего массива информации.

Третий этап

Выявление единиц анализа. Ими могут быть слова или темы. Правильный выбор единиц анализа — важная составляющая всей работы. Простейшим элементом сообщения является слово. Тема — это другая единица, представляющая собой отдельное высказывание о каком-либо предмете. Существуют достаточно четкие требования к выбору возможной единицы анализа:

• она должна быть достаточно большой, чтобы выражать значение;

• она должна быть достаточно малой, чтобы не выражать много значений; в она должна легко идентифицироваться;

• число единиц должно быть настолько велико, чтобы из них можно было делать выборку.

Если в качестве единицы анализа избирается тема, то она также выделяется в соответствии с некоторыми правилами:

Тема не может выходить за пределы абзаца. Новая тема возникает, если происходит смена: воспринимающего, действующего, цели, категории.

Четвертый этап

Выделение единиц счета, которые могут совпадать со смысловыми единицами или носить специфический характер. В первом случае процедура анализа сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во втором — исследователь на основе анализируемого материала и целей исследования сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть:

• физическая протяженность текстов;

• площадь текста, заполненная смысловыми единицами;

• число строк (абзацев, знаков, колонок текста); в длительность трансляции по радио или ТВ; в метраж пленки при аудио- и видеозаписях,

• количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и прочее.

Пятый этап

Непосредственно процедура подсчета. Она в общем виде сходна со стандартными приемами классификации по выделенным группировкам. Применяется составление специальных таблиц, применение компьютерных программ, специальных формул, статистических расчетов

Шестой этап

Интерпретация полученных результатов в соответствии с целями и задачами конкретного исследования. Обычно на этом этапе выявляются и оцениваются такие характеристики текстового материала, которые позволяют делать заключения о том, что хотел подчеркнуть или скрыть его автор. Возможно выявление процента распространенности в обществе субъективных смыслов объекта или явления

Количественный контент-анализ

Количественный контент-анализ (также именуется содержательным) основывается на исследовании слов, тем и сообщений, сосредоточивая внимание исследователя на содержании сообщения. Таким образом, собираясь подвергнуть анализу выбранные элементы, нужно уметь предвидеть их смысл и определять каждый возможный результат наблюдения в соответствии с ожиданиями исследователя.

Качественный контент-анализ

Помимо слов, тем и других элементов, обозначающих содержательную сторону сообщений, существуют и иные единицы, позволяющие проводить качественный или, как он еще называется, структурный контент-анализ. В этом случае исследователя интересует не столько что говорится, сколько как говорится.

Например, может ставиться задача выяснить, сколько времени или печатного пространства -уделено интересующему предмету в том или ином источнике или сколько слов или газетных столбцов было уделено каждому из кандидатов во время определенной избирательной кампании.

Традиционный анализ

Традиционный анализ — это цепочка умственных, логических построений, направленных на выявление сути анализируемого материала с определенной, интересующей исследователя в каждом конкретном случае точки зрения.

Традиционный анализ применяется при качественном исследовании, для описания социально-психологических процессов и явлений, взаимодействия маркетинговых коммуникаций, корпоративного профиля фирмы и ее конкурентов, в том числе в динамике.

Цель применения и использования данного метода - поисковая и описательная.

Метод может использоваться как самостоятельный способ сбора данных кабинетных исследований, так и в комбинации с полевыми или экспертными методами, обеспечивающими сбор первичной информации. В такой ситуации его применение крайне эффективно. Также может использоваться как метод анализа результатов, полученных с помощью неструктурированных методов полевых исследований. Как правило, предметом исследования является обстоятельства, при которых возник документ или публикации, авторство, факты и идеи по определенной тематике.

В рамках данного анализа проводится:

внешний анализ - посвящен изучению обстоятельств возникновения документа (время и место появления, авторство, цели публикации, внешние факторы, повлиявшие на его содержание);

внутренний анализ - занимается непосредственным изучением фактов, мнений и идей, представленных в документе, также проводится и юридический анализ - для выявления всех юридических аспектов, поскольку вторичные данные могут быть устаревшими, и их необходимо адаптировать к сложившейся обстановке.

В комплексе проводится и психологический анализ - поскольку очень многое зависит от тех психологических особенностей, которые демонстрировал автор документа в момент его написания. Как уже было описано выше, этот метод обладает рядом преимуществ, таких как:

  • Позволяет выделить основные идеи
  • Отслеживает логику связей, имеет возможность на любом промежуточном участке изменить направление
  • Выявляет противоречия, поскольку проводится комплексный анализ, и имеются различный источники
  • В большинстве случаев носит крайне информативный характер, полностью раскрывает
  • содержание текста

Но существует и ряд недостатков у данного метода

Он носит субъективный характер, поскольку сбор и обработку проводит один человек

или группа, то они замкнуты в своих суждениях, ограничена выборка, выражаясь

статистическими понятиями

Метод весьма трудоемок, поскольку подразумевает анализ большого числа информации.

Методы системного анализа

Системный анализ — научный метод познания, представляющий собой последовательность действий по установлению структурных связей между переменными или элементами исследуемой системы. Опирается на комплекс общенаучных, экспериментальных, естественнонаучных, статистических, математических методов.

Техническая основа системного анализа — современные вычислительные машины и информационные системы.

Ценность системного подхода состоит в том, что рассмотрение категорий системного анализа создает основу для логического и последовательного подхода к проблеме принятия решений. Эффективность решения проблем с помощью системного анализа определяется структурой решаемых проблем.

Классификация проблем

Согласно классификации, все проблемы подразделяются на три класса:

• хорошо структурированные (well-structured), или количественно сформулированные

проблемы, в которых существенные зависимости выяснены очень хорошо;

• неструктурированные (unstructured), -или качественно выраженные проблемы, содержащие лишь описание важнейших ресурсов, признаков и характеристик, количественные зависимости между которыми совершенно неизвестны;

• слабо структурированные (ill-structured), или смешанные проблемы, которые содержат как качественные элементы, так и малоизвестные, неопределенные стороны, которые имеют тенденцию доминировать.

Методы решений.

Для решения хорошо структурированных количественно выражаемых проблем используется известная методология исследования операций, которая состоит в построении адекватной математической модели (например, задачи линейного, нелинейного, динамического программирования, задачи теории массового обслуживания, теории игр и др.) и применении методов для отыскания оптимальной стратегии управления целенаправленными действиями.

Процедура принятия решений

Для решения слабо структурированных проблем системы поддержки принятия решений (СППР) анализа к решению сложных задач используется методология системного анализа. Рассмотрим технологию применения системного:

Процедура принятия решений включает следующие основные этапы:

1. формулировка проблемной ситуации;

2. определение целей;

3. определение критериев достижения целей;

4. построение моделей для обоснования решений;

5. поиск оптимального (допустимого) варианта решения;

6. согласование решения;

7. подготовка решения к реализации;

8. утверждение решения;

9. управление ходом реализации решения;

10. проверка эффективности решения.

Эффективность исследования систем управления во многом определяется выбранными и использованными методами исследования

Всю совокупность методов исследования можно разбить на три большие группы: методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов; методы формализованного представления систем управления (методы формального моделирования исследуемых процессов) и комплексированные методы.

Специфической особенностью системного анализа является сочетание качественных и формальных методов.

Наши рекомендации