Теоретические и методологические основы обучения (дидактика)
Содержание понятия «дидактика». Основные понятия дидактики. Сущность процесса обучения. Структура педагогического процесса Современные дидактические принципы обучения. Виды, формы и методы обучения.
«Дидактика» – от греч. didaktikos – «поучающий». Сегодня дидактика (теория и методика обучения) определилась в качестве самостоятельной отрасли общей педагогики. Дидактика – это отрасль педагогики, направленная на изучение и раскрытие теоретических основ организации процесса обучения (закономерностей, принципов, методов обучения), а также на поиск и разработку новых принципов, стратегий, методик, технологий и систем обучения. Выделяют общую и частную дидактику (например, методика обучения физике, информатике, машиностроительным дисциплинам). Дидактика как общая теория обучения рассматривает общие положения и закономерности, свойственные обучению всем предметам. Вместе с тем преподавание каждого предмета имеет свою специфику, которая учитывается и находит отражение в частных дидактиках – отраслях педагогической науки, исследующих закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин.
Основные категории дидактики – обучение, преподавание, учение.
Обычно под обучением понимается деятельность преподавателя, направленная на передачу учащимся знаний, умений и навыков. Но знания нельзя просто передать без активного участия в этом процессе самого учащегося. Поэтому в современных парадигмах образования обучение трактуется как процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания, умения и навыки, развиваются творческие способности.
В ходе обучения, как конкретного вида педагогического процесса в тесной взаимосвязи реализуются не только общественные задачи образования личности, но и ее воспитания и развития.
С обучением связаны такие понятия как «учебная деятельность», «преподавание», «учение», «обучаемость» (научение).
Учебная деятельность – процесс приобретения человеком новых или изменения существующих у него знаний, умений и навыков, а также совершенствования и развития своих способностей.
Преподавание– это деятельность обучающего, которая включает передачу информации; организацию учебно-познавательной деятельности учащихся; оказание помощи при затруднениях в процессе учения; стимулирование интереса, самостоятельности и творчества учащихся; оценку учебных достижений учащихся.
Учение – собственные учебные действия ученика, направленные на развитие у него способностей, приобретение необходимых знаний, умений и навыков.
Обучаемость – способность человека к научению.
Научение – процесс и результат приобретения человеком знаний, умений и навыков. Успех научения зависит от многих факторов, прежде всего, психологических: мотивации учебной деятельности, внимания, воображения, памяти, мышления, наличия волевых усилий и т.д.
Есть несколько видов научения. Первый вид – научение по механизму импринтинга, т.е. быстрого, автоматического, почти моментального по сравнению с длительным процессом обучения приспособления организма к конкретным условиям его жизни, с использование практически готовых с рождения форм поведения.
Через механизм импринтинга формируются многочисленные прирожденные инстинкты (двигательные, сенсорные и др.). По Павлову, подобные формы поведения называются безусловными рефлексами (инстинкты). Такие формы поведения обычно генотипически запрограммированы и мало поддаются изменению.
Второй вид научения –условно-рефлекторное. Данный вид научения предполагает возникновение новых форм поведения как условных реакций на первоначально нейтральный стимул, который раньше специфической реакции не вызывал. При этом стимулы, которые способны породить условнорефлекторную реакцию организма должны восприниматься им.
Условные стимулы обычно являются нейтральными с точки зрения процесса и условий удовлетворения потребностей организма, но он научается реагировать на них, прижизненно в результате систематического ассоциирования этих стимулов с удовлетворением соответствующих потребностей. Впоследствии в данном процессе условные стимулы начинают выполнять сигнальную (ориентирующую) роль.
Третий вид научения – оперантное. При данном виде научения знания, умения и навыки приобретаются по так называемому методу проб и ошибок. Он состоит в следующем. Организм последовательно пробует на практике для решения задачи каждую из возникающего комплекса реакций (инстинктивных, безусловных, условных) и автоматически оценивает достигнутый при этом результат. Та из реакций или то их случайное сочетание, которое приводит к наилучшему результату, т.е. обеспечивает оптимальное приспособление организма к возникшей ситуации, выделяется среди остальных и закрепляется в опыте.
Все три метода научения характерны как для человека, так и для животных.
Но у человека есть особые, высшие способы научения (редко или почти не встречающиеся у животных).
Во-первых, научение через прямое наблюдение за поведение других людей, в результате которого человек сразу перенимает и усваивает наблюдаемые формы поведения. Данный тип научения называется викарным и представлен у человека в наиболее развитой форме. Он напоминает импритинг, но только в сфере приобретения человеком социальных умений и навыков.
Во-вторых, это вербальное научение, т.е. приобретение человеком нового опыта через язык. Благодаря ему человек имеет возможность передать другим людям, владеющим речью, и получать сам необходимые способности, знания, умения и навыки, описывая их словесно, достаточно подробно и понятно для обучаемого.
Различие между обучением и научением состоит в следующем. Несмотря на то, что учение и обучение – почти всегда сознательные процессы, но в то же время научение может происходить и на бессознательном уровне (например, человек нередко обнаруживает у себя привычки, высказывания, действия и движения, свойственные другим людям, которые сформировались бессознательно). Разница между этими понятиями видна также в том, что готовность к этим видам присвоения информации обнаруживается в разные возрастные периоды. К элементарные видам научения: импринтинг, условно-рефлекторное, оперантное – человек оказывается практически готовым с первых дней жизни.
Обучаемость как способность к осознанному целенаправленному приобретению знаний, умений и навыков, появляется у человека к 4-5 годам, а полноценная готовность к самостоятельному учению возникает у него к 7-8 годам.
Процесс обучения как деятельность реализуется за счет следующих учебно-интеллектуальных механизмов: а) формирование ассоциаций (установление связей между отдельными частями опыта); б) подражание (выступает в качестве основы для формирования, главным образом умений и навыков); в) различие и обобщение (посредством их происходит преимущественно формирование понятий); г) инсайт (догадка) представляет собой непосредственное усмотрение человеком какой-либо новой информации, чего-то неизвестного в уже известном, знакомом по прошлому опыту; д) творчество (служит основой для создания новых знаний, предметов, умений и навыков, не представленных в виде готовых для усвоения через подражание образцам).
Очень важной стороной обучения является его мотивированность. Мотивированность учения – это психологическая характеристика интереса учащегося к усвоению знаний, к формированию умений и навыков, к собственному развитию.
Мотивация может быть ситуационной, когда в качестве побудителей к учению выступают мотивы, связанные с необходимостью продемонстрировать определенные знания, умения и навыки в какой-либо конкретной ситуации. Личностная мотивация связана с потребностью самосовершенствования человека, с реализацией его духовных целей, ценностей и идеалов, непосредственно направленных на развитие его личностных качеств, способностей, на моральный и интеллектуальный рост.
Различают также мотивации учения: релевантную и иррелевантную.
Релевантной(«относящейся к делу») учению является такая мотивация, которая связана с наличием у учащегося непосредственного интереса к самим приобретаемым знаниям, умениям и навыкам.
Иррелевантнойназывается мотивация, основанная на иных побуждениях, вынуждающих человека приобретать соответствующие знания, умения и навыки (например, ученик приобретает знания потому, что получает вознаграждение от родителей).
Учебная деятельность имеет свою структуру, в которой можно выделить следующие части: а) внешняя, б) внутренняя, в) ориентировочная, г) исполнительная, д) система действий и операций.
Внешняясторона учения как деятельности состоит из практических действий учащихся с предметами, которые вовлечены в учебный процесс в качестве его материальных средств, способствующих научению: учебники, пособия, вспомогательные материалы и т.п.
Внутренняясторона учебной деятельности – это те умственные действия и операции, которые выполняет учащийся в процессе учения. Она включает восприятие, запоминание, мысленную переработку, воспроизведение материала и многое другое.
Ориентировочнаясторона деятельности содержит внешние и внутренние действия и операции, выполняемые учащимся с целью предварительного знакомства с составом усваиваемых знаний, умений и навыков, с целями и критериями научения.
Исполнительскаясторона учебной деятельности характеризует сам процесс усвоения и использования соответствующих знаний, умений и навыков.
Внешняя, внутренняя, ориентировочная стороны учебной деятельности осуществляется при помощи разнообразных учебных действий и операций.
Педагогический процесс – это единство процессов обучения, воспитания и развития личности. Педагогический процесс имеет свою структуру, протекает в определенное время, в определенных условиях. Педагогический процесс создается педагогом, который организует взаимодействие с учащимися, направляет и стимулирует их развитие. Педагогический процесс протекает в различных образовательных системах (больших, средних, малых), в качестве которых могут выступать класс, школа, студенческая группа, факультет, вуз и др. На продуктивность педагогического процесса могут оказывать влияние внешние условия: общественные, культурные, микросреды учебного заведения, а также внутренние: учебно-методическая, материальная база учебного заведения, морально-психологический микроклимат, гигиенические условия, уровень профессиональной подготовки педагогов.
Целостный педагогический процесс, где бы он ни протекал и каким бы педагогом не создавался, имеет определенную структуру (рис. 2.3.1).
Цель – принципы – содержание – методы – средства – формы
Рис. 2.3.1. Структура педагогического процесса
В педагогическом процессе все совершается последовательно: определив цели, педагог в соответствии с ними отбирает содержание, затем выбирает методы, средства подачи материала и усвоения и все это объединяется в организационной форме педагогического процесса.
Цель отражает тот конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся обучающий и обучаемый. Принципы определяют основные направления достижения цели. Содержание образования включает систему знаний и умений, отобранных обществом (государством), которые необходимо усвоить обучающемуся для его успешной деятельности в определенной сфере. Методы– это действия педагога и учащегося, посредством которых передается и принимается содержание. Средства как материализованные предметные способы «работы» с содержанием, используются в единстве с методами. Формыорганизации педагогического процесса придают ему логическую завершенность и законченность.
Процесс обучения должен строиться на определенных принципах. Можно выделить следующие наиболее важные дидактические принципы обучения:
1. Принцип научности. Данный принцип требует, чтобы содержание учебных дисциплин соответствовало современному состоянию науки. Излагаемый материал должен содержать оценку новых научных фактов, идей, гипотез; раскрывать перспективы, основные тенденции развития конкретной науки. Принцип научности требует развития у обучаемых умений и навыков научного поиска, ознакомления их со способами научной организации труда, формирования умения вести научный спор, доказывать свою точку зрения, рационально использовать научную литературу. От реализации этого дидактического принципа зависят уровень профессиональной подготовки будущих специалистов, реальная возможность применения научных знаний на практике.
2. Принцип связи обучения, воспитания и развития. Этот принцип базируется на закономерной связи обучения, развития и воспитания в целостном педагогическом процессе. Принцип обусловлен потребностями демократического общества во всесторонне и гармонически развитой личности. Поэтому процесс обучения должен быть направлен не только на формирование у обучаемых необходимых знаний, умений и навыков, но и на формирование базовой культуры личности: нравственной, правовой, эстетической, физической, культуры общения.
3. Принцип наглядности. Психологическими исследованиями доказано, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Наглядность обучения реализуется путем демонстрации изучаемых объектов, иллюстрации процессов и явлений, наблюдений за происходящими явлениями и процессами в естественных условиях, трудовой и производственной деятельности. Новые возможности реализации этого принципа открылись в связи с научно-техническим прогрессом, возможностью использовать в процессе обучения аудио- и видеотехнику, мультимедийное оборудование.
4. Принцип систематичности и последовательности в обучении. Данный принцип предусматривает последовательное расположение учебного материала по определенной логике, опору на ранее усвоенные знания, преемственность между ними, учет межпредметных связей. Последовательность в обучении обеспечивает доступность учебного материала, прочность его усвоения, постепенное нарастание трудностей и развитие познавательных возможностей обучаемых.
5. Принцип доступности. В основе данного принципа лежит закономерность: доступным для человека является то, что соответствует объему накопленных им знаний, умений, способов мышления. Доступность определяется возрастными особенностями обучаемых и зависит от их индивидуальных особенностей. Принцип доступности требует учета реальных возможностей обучаемых и отказ от интеллектуальных и эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на физическом и психическом здоровье. При слишком усложненном содержании понижается уровень мотивации, ослабевают волевые усилия, падает работоспособность. Вместе с тем, обучение не должно быть излишне легким. В нем должна быть соблюдена мера напряженности, необходимая для поддержания у обучаемых активности, направленности на поисковые действия, преодоление учебных трудностей.
6. Принцип активности и сознательности. Подлинную сущность человеческого образования составляют глубоко и самостоятельно осмысленные знания. Приобщение обучаемых к активной познавательной деятельности обеспечивает сознательное усвоение научной информации с выходом на практику. Сознательное отношение к обучению способствует тому, что учащиеся получают возможность свободно и гибко оперировать знаниями, переносить их в разные условия, применять в профессиональной деятельности. Данный принцип реализуется при условии, если изучаемый материал усваивается путем сравнения, сопоставления, классификации и обобщения, отделения главного от второстепенного, различения причин и следствия. Т.е. усваивать знания сознательно – значит разбираться в фактах, вникать в их сущность, распознавать связи между ними, вскрывать внутренние закономерности.
7. Принцип связи теории с практикой. В основе этого принципа лежит положение: эффективность и качество обучения проверяются, подтверждаются и направляются практикой. Практика – это критерий истины, источник познавательной деятельности и область приложения результатов обучения. Этот принцип предполагает тесную связь обучения с производительным трудом. Чем больше приобретаемые знания взаимодействуют с жизнью, применяются на практике, тем выше сознательность обучения и интерес к нему, тем успешнее адаптация к условиям современного производства.
Принципы обучения, как и другие педагогические категории, развиваются. Это происходит одновременно с развитием образовательного процесса и развитием педагогической науки.
Форма применительно к деятельности определяет характер деятельности. Форма обучения – это организованное взаимодействие преподавателя (учителя) и учащегося с целью передачи и получения определенных знаний, умений и навыков. При этом следует подчеркнуть, что в основе любой формы лежит ведущий метод обучения.
Выделяют следующие формы обучения:
общие (фронтальная, индивидуальная, групповая, классно-урочная, вечерняя, очная, заочная);
конкретные (урок, лекция, семинар, практические занятия, консультации, дополнительные занятия, факультативные занятия, домашняя работа, экскурсия, производственная практика, зачеты, экзамены и т.д.).
Рассмотрим некоторые из форм более подробно.
Урок– коллективная форма обучения, которой присущи постоянный состав учащихся, определенные рамки занятий, жесткая регламентация учебной работы над одним и тем же для всех учебным материалом.
Анализ проводимых уроков показывает, что их структура и методика во многом зависит от тех дидактических целей и задач, решаемых в процессе обучения, а также от тех средств, что имеются в распоряжении учителя. Все это позволяет говорить о методическом разнообразии уроков, которые, однако, могут быть классифицированы по типам:
1) урок изучения новых знаний (материал излагается учителем, либо осуществляется в процессе самостоятельной работы учащихся с литературой);
2) урок формирования новых умений;
3) урок обобщения и систематизации изученного материала;
4) урок контроля и коррекции знаний и умений (проверка домашнего задания, различного рода опросы (устные и письменные), контрольные работы и т. п.);
5) урок практического применения знаний и умений (лабораторные, практические занятия и др.);
6) комбинированный (смешанный) урок.
Факультативные занятия как форма обучения были введены в конце
60-х – начале 70-х гг. в процессе очередной безуспешной попытки реформировать школьное образование. Эти занятия призваны дать более глубокое изучение предмета всем желающим, хотя на практике, они очень часто используются для работы с отстающими обучаемыми.
Экскурсии– форма организации обучения, при которой учебная работа осуществляется в рамках непосредственного ознакомления с объектами изучения.
Домашняя работа – форма организации обучения, при которой учебная работа характеризуется отсутствием непосредственного руководства учителя.
Внеклассная работа: олимпиады, кружки и т.п., должны способствовать наилучшему развитию индивидуальных способностей учащихся.
Одной из острых проблем современной дидактики является проблема классификации методов обучения. В настоящее время в педагогической литературе нет единой точки зрения относительно роли и сущности понятия «метод обучения». Так, Ю.К. Бабанский считает, что «методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования». Т.И. Ильина понимает под методом обучения «способ организации познавательной деятельности учащихся». Л.Д. Столяренко и В.Е. Столяренко определяют метод обучения как «последовательное чередование способов взаимодействия учителя и учащихся, направленное на достижение определенной цели посредством проработки учебного материала».
Метод (греч. – путь к чему либо) – способ достижения цели. Применительно к обучению – способ приобретения знаний. Главное отличие метода от формы обучения заключается в том, что в методе задан способ приобретения знаний и степень участия самого ученика.
В связи с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, существует ряд классификаций методов обучения. Наиболее ранней классификацией является деление методов обучения на методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы учащихся (упражнения, самостоятельная работа).
Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют: а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово); б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия); в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).