Речь как особая форма коммуникативной деятельности, виды и функции речи
Язык – система символов, знаков, относительно независимая от индивида, служащая для цели коммуникации, формирования и формулирования мыслей, закрепления и передачи общественно исторического опыта. Язык – это максимально возможная система знаков, кот. каждый пользуется для достижения своей цели.
Речь – специфический человеческий способ формирования и формулирования мыслей с помощью языковых средств. Речь – это индивидуальное использование языковых средств конкретным индивидом. Речь – это исторически сложившаяся форма общения людей посредством знака.
Связующее звено между речью и знаком – значение слова (понятие). Понятие выражается как в единицах языка (форма отражения материального мира), так и в единицах речи (мысленное отражение реальных объектов).
Основные функции речи:
1. Коммуникативная: реализуется в общении между людьми. Это интегральная обобщающая ф-ция.
2. Экспрессивная: отражение отношения чел-ка к событиям действительности, оценка этих событий, отражение собственных эмоц. состояний.
3. Сигнификативеая (обозначающая): общение между людьми становится возможным, когда все общающиеся одними и теми же знаками.
4. Интеллектуальная: речь является «орудием мышления», т.е. понятие является одновременно и формой мышления, и формой речи. Речь выполняет внутреннюю ф-цию.
Классификация видов речи:
1. На основе ведущей модальности и степени активности говорящего человека выделяют:
Активность | Пассивность | |
Слух | говорение | аудирование |
Зрение | письмо | чтение |
2. В зависимости от ф-ции речи:
1) Сенсорная – способность к пониманию речи (в онтогенезе первая).
2) Экспрессивная – способность к говорению.
3. В зависимости от кол-ва участников речевого процесса:
1) Монологическая
2) Диалогическая
4. По направленности речи и структуре:
1) Внешняя – общение между людьми при помощи разговора или различных технических устройств.
2) Внутренняя – направленная на себя и носящая обобщённых характер;
3) Устная;
4) Письменная;
5) Аффективная (эмоциональная) – отсутствие замысла, простота и органичность.
Классификация видов письменной речи:
1. Пиктографическое письмо – передача целого содержания в знаке или рисунке.
2. Идеографическое письмо: знаки обозначают целые слова или понятия (египетский).
3. Слоговое письмо: знаки обозначают отдельные слоги (китайский, японский).
4. Буквенно-знаковое письмо: знаки алфавита обозначают отдельные звуки или фонемы (русский).
Физиологические основы речи:
Механизмы речи связаны с образованием условных связей в корковых отделах головного мозга. По И.П. Павлову основной механизм образования речи – вторая сигнальная система. Сенсорная речь (понимание) связана с корковыми проекциями зрительных, слуховых и кожных анализаторов.
Теории речи (концепции для объяснения механизмов происхождения речи):
1. Поведенческая или теория научения (Уотсон). Формирование речевых навыков происходит путём постепенного приближения высказываний ребёнка к образцам родного языка. Основной механизм формирования речи – система используемых подкреплений.
2. Конструктивная теория речи (Пиаже, Выготский). Речь, как отдельный психический процесс, не существует. Имеются лишь общие интеллектуальные ф-ции, развитие кот-ых и находит отражение в речи. Наследуется лишь деят-ть интеллекта, а язык случит способом отображения окружающей действительности. Выготский считал точку зрения Пиаже необоснованной, говоря, что речь и мышление – это 2 взаимосвязанные но нетождественные ф-ции. Речь – отдельный психический процесс, происхождение кот. обусловлено культурно историческими факторами (возникновение трудовой деят-ти и общественного образа жизни чел-ка).
3. Преформистская теория (Хомский). В большинстве языков базовые структуры сходны (в каждом предложении есть подлежащее, сказуемое и дополнение). Следует. Что каждый язык – это лишь св-венный данной культуре вариант базовой модели, общей для всех людей. Т.е. существует некая структура, наследственно заложенная в головном мозге, кот. определяет врождённую способность каждого чел-ка видоизменять значения или смысл любой данной фразы, а также строить неограниченное кол-во высказываний. Эта способность называется лингвистической компетентностью. Она лежит в основе развития интеллектуальных процессов ребёнка.
4. Релятивистская теория (Сапир). Язык рассматривается в контексте той или иной культуры. Для каждой культуры св-венна своя языковая структура. Язык – матрица мышления для представителей данной культуры. Восприятие мира зависит от языка.