Психологическое профессиоведение. Профессия, специальность, трудовой пост, профессиональная роль
Психологическое профессиоведение – направление психологии труда, в котором разрабатываются теоретико-методологические подходы, принципы, и технологии, методы изучения конкретных профессий, а так же проводятся исследования по их классификации.
Трудовой пост - это "многомерное, разно- и многопризнаковое системное образование, основными составляющими которого являются:
· цели, представление о результате труда;
· заданный предмет труда;
· система средств труда;
· система профессиональных служебных обязанностей;
· система прав работника;
· производственная среда (предметные и социальные условия труда).
26. Принципы и схемы профессиографирования. Понятия: профессиография, профессиограмма, психограмма профессионала.
В самом общем виде профессиограмма определяется как "описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности", сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач.
Важным понятием в психологии труда является психограмма, понимаемая как выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности. Данные качества называются профессионально важными качествами - ПВК.
В современной профессиографии существует еще одно важное понятие - системная профессиограмма, рассматриваемая как сама технология психологического изучения субъекта труда, в которой как бы соединяются собственно профессиограмма и психограмма.
Типы профессиограмм:
1. Информационные профессиограммы (предназначены для использования в профконсультационной и профориентационной работе для информирования клиентов о тех профессиях, которые вызвали у них интерес).
2. Ориентировочно-диагностические профессиограммы (служат для выявления причин сбоев, аварий, низкой эффективности труда и организуются на основе сопоставления реальной работы данного человека или рабочей группы с требуемыми - эффективными - образцами организации трудовой деятельности).
3. Конструктивные профессиограммы (служат для совершенствования эргатической системы, на основе проектирования новых образцов техники, а также подготовки и организации труда самого персонала).
4. Методические профессиограммы, которые можно было бы назвать и методологическими, поскольку они служат для подбора адекватных методов исследования данной эргатической системы, т.е. направлены на рефлексию и последующую организацию труда самого специалиста, составляющего профессиографическое описание конкретной работы.
5. Диагностические профессиограммы, целью которых является подбор методик для профотбора, расстановки и переподготовки кадров (например, организация работы по схеме составления аналитической профессиограммы, где сначала исследуется профессия на нормативно-описательном, технологическом и "бюрократическом" уровне, а затем все это переводится на язык необходимых для успешной работы ПВК, для которых и подбираются соответствующие психодиагностические методики).
Можно выделить различные конкретные схемы профессиографирования. По Е.М. Ивановой, вся трудовая деятельность включает две основные составляющие:
1. Субъект труда предполагает выделение и описание следующих характеристик:
§ объективные характеристики субъекта труда (здоровье, стаж, образование, успешность работы...);
§ социальная когнитивно-мотивационная структура (информированность о социальной значимости профессии, информированность о своей роли в обществе, осознание себя членом профессиональной среды, отношение к своей профессиональной деятельности);
§ профессиональная когнитивно-мотивационная структура (знание о трудовом процессе в целом; знание предмета, целей, условий и задач трудового процесса; личностное отношение к труду как к процессу и как к результату);
§ операторная психологическая структура "отдельной" деятельности (выделение цели, способность выполнять действия и операции);
§ эмоционально-волевая структура субъекта труда (индивидуальный стиль деятельности; функциональное состояние субъекта труда).
2. Объект труда:
§ история и перспективы развития данного трудового процесса (научно-технический прогресс - НТП, социально-экономический прогресс...);
§ социальная структура и направленность объекта труда (социальная направленность объекта труда; социально-технические характеристики объекта труда; социально-экономические характеристики объекта труда);
§ сама структура трудового процесса, позволяющая выделить: а) предмет труда - средства труда - трудовая задача;
§ структура условий труда: микроклимат и гигиенические условия; социально-психологические условия; организация труда (нормирование, планирование, контроль);
§ операционально-техническая структура труда (операционально-технологические действия; правила исполнения трудовых действий).