Знаки препинания: их голосовые «фигуры». 2 страница
Во-первых, нераспространённый сравнительный оборот. Ну, скажем: белый, как снег; красный, как кровь; легкий, как пух, - все они пишутся через запятую, но пауза во всех этих случаях не нужна. Перед нераспространённым сравнительным оборотом запятая «не читается».
Во-вторых, краткие и одиночные вводные слова сливаются с предыдущими словами, несмотря на запятую. Например:
- Оставаясь, по-видимому, праздным, он, в сущности, работал неутомимо.
Вообще, краткие словосочетания, несмотря на наличие запятых, обычно произносятся слитно: - Ай, ай, ай! Да, да, да! Нет, нет, нет и т.п.
Затем, в-третьих, обращение, стоящее в середине или в конце фразы, сливается с предшествующими словами, несмотря на запятую:
- А как вас зовут, товарищ?
- Нет, друзья мои, вы это бросьте!
Четвертое. Дикторов затрудняет нередко чтение предложений с деепричастными оборотами, взятыми в запятые. Например, такое предложение:
- Стая журавлей тянулась к югу и, оглашая воздух резкими криками, медленно исчезала вдали.
В этой фразе следует сделать паузу перед союзом «И», а не после него, то есть, как бы нарушить правила пунктуации и переставить запятую. Точно так же и в двух других предложениях, которые я хочу привести вам для примера:
- Раскалённые угольки с треском выпрыгивали из костра и, описав в воздухе искристую дугу, падали за ним.
- Любовь слепа и, не доверяя самой себе, торопливо хватается за всякую опору.
Нужно иметь в виду, что все части речи, служащие для перехода и для сочетания, а сюда относятся предлоги, союзы, соединительные наречия, относительные местоимения, все они обыкновенно требуют и, во всяком случае, допускают перед собой паузу. Перед собой! Союз и предлог всегда ближе к тому слову, которое присоединяется, чем к которому присоединяют. В живой разговорной речи мы так и делаем: никогда не говорим «по запятым» а там где нужно переставляем или пропускаем паузы на запятых.
Например:
- Есть тут речонка, но это совсем не то, что наше озеро. По этому поводу существует правило: в сложноподчинённых предложениях перед придаточными оборотами, которые начинаются союзами и союзными словами, пауза на запятой обычно не нужна.
Теперь, в заключение нашего раздела «О знаках препинания», кратко - о точке с запятой, двоеточии и тире.
Голосовую фигуру точки с запятой определяет само название знака: точка с запятой. Значит, она разделяет фразу и в то же время соединяет в одно целое части фразы или периода. А фонетически она должна звучать средне - между точкой и запятой, то есть, говоря короче: точка с запятой требует некоторого голосового понижения. При этом нужно следить за тем, чтобы интонация не превратилась в «точечную», чтобы она оставалась соединительной, а не разъединительной. Вот, например, предложение, в котором четыре точки с запятой:
- Там хватит комнат, где ученики смогут заниматься спокойно и уединённо, каждый поодиночке; там найдется помещение, где будут отдыхать его натурщики; там, в глубоких стенных шкафах он разместит драгоценные вещи, которые нужны ему для повседневной работы; там в отдалённой комнате он установит свой мольберт, позволит себе не думать о том, что написано у него на лице в минуты увлечения, и станет писать так, как хочет и как он вправе писать; там он избавится от мелких огорчений, от вопросов и упрёков и заживёт по-королевски, никому не давая отчёта, недоступный для обид, ничем не связанный и свободный.
Двоеточие всегда выполняет, функцию предупреждения:
предупреждение о намерении разъяснять причину действия, перечислить, уточнить то, о чём сказано выше, или предуведомить о том, что дальше пойдет прямая речь. Интонация предупреждения является характерной чертой двоеточия. Обрисовать словами голосовую фигуру двоеточия довольно сложно. Её нужно услышать и оттренировать. Перед двоеточием голос изменяется, чаще понижается, чем повышается. Только опять же нужно следить за тем, чтобы понижение не было слишком сильным, чтобы не возникало интонации точки: ведь предложение не закончено и главное по смыслу находится после двоеточия. Например:
- В президиум собрания были избраны: председатель колхоза, его заместитель, агроном и все бригадиры.
Интонация двоеточия может быть передана и повышением предшествующего слова; в этом случае понижения требуют слова, следующие за двоеточием. Например:
- Психология относится к числу древнейших наук: она возникла около двух с половиной тысяч лет назад в древней Греции.
Двоеточию всегда соответствует большая или меньшая пауза.
Тире так же требует паузы и почти всегда - повышения.
- Лес рубят - щепки летят.
Именно тире предсказывает слушателю наличие чего-то неожиданного или значительного:
- Одинцов влюбился в нее - и предложил ей руку.
Тире разъясняет, противопоставляет что-нибудь чему-нибудь. Тире также означает пропуск легко подразумевающегося слова:
- Арктическая тундра - страна ветров.
Таковы, вкратце, «голосовые фигуры» знаков препинания.
Конечно, грамматика, а вместе с ней и пунктуация, есть в основном выразительница только логики, а живая устная речь - выразительница всего эмоционально-смыслового комплекса в целом. Конечно, ваше отношение, активно и точно выраженное подтекстом, рождает интонации такой тонкости и разнообразия, какие трудно обозначить тем небольшим арсеналом знаков, каким располагает наша пунктуация. И всё же необходимо ценить, а главное, уметь пользоваться теми интонационными изменениями, теми тональными рисунками, к которым обязывают нас знаки препинания. Эти голосовые «фигуры» продиктованы только логикой, но они оказывают определённое необходимое нам не только логическое, но и психологическое воздействие на слушателей.
Беседа вторая
О п а у з е
Вторая наша беседа - о паузе. В прошлый раз мы упоминали о ней в связи со знаками препинания. Так что же такое пауза, как она появилась в человеческом обиходе?
Звуки нашего голоса возникают при выдохе. Для того чтобы эти звуки отличались друг от друга, мы вынуждены с помощью голосовых связок, гортани, языка, зубов и губ создавать разнообразные препятствия перед струей выдыхаемого воздуха. Таким образам, речь - это озвученный выдох, сознательно изменённое выдыхание. На вдохе говорить невозможно, и для того, чтобы дополнить лёгкие воздухом, нужны остановки: не может речь литься сплошным, непрерывным потоком, паузы неизбежны. И очень легко себе представить, что наши далекие предки, ещё не умевшие говорить, постепенно овладевая голосовым аппаратом и всё больше совершенствуя речь, стали пользоваться паузами не только для вдохов, но и для тех вполне осмысленных намеренных задержек и остановок, которые нужны для более точного выражения мыслей. Вполне вероятно, что именно так и возникла пауза - одно из важнейших средств речевой выразительности.
Эту паузу мы называем логической. В чем её функции? Прежде всего, в том, чтобы отделять друг от друга группы слов, объединённых общим смыслом. Это: и речевые звенья внутри предложений, и сами предложения, и абзацы, и смысловые куски. Разделительное свойство паузы упорядочивает речь, вносит в неё чёткость, ясность, разумность.
Разделяя при чтении текст на части, мы вскрываем его конструкцию, мы как бы обнажаем и подчеркиваем его смысловую архитектуру.
Речь без пауз или бессмысленна, или, во всяком случае, очень трудна для понимания, так же, как и речь с необоснованными, т.е. с логически необъяснимыми паузами.
В нашей первой беседе мы уже выяснили, что паузы бывают разъединительные и соединительные, что знаки препинания можно считать сигналами пауз: каждый из знаков является указателем того, что на его месте нужна (или, во всяком случае, допустима) большая или меньшая пауза. Исключение, как вы помните, составляет в некоторых случаях только запятая, и мы перечислили основные случаи, когда запятая, как мы говорим, «не читается». С другой стороны, упоминалось и о том, что очень часто возникает необходимость паузы в тех местах речи, где по правилам пунктуации знаки препинания не ставятся.
Наша речь состоит из отдельных высказываний, т.е. предложений. Предложение - это слово или группа слов, связанных между собой синтаксически и логически, интонационно оформленных, выражающих относительно законченную мысль. При этом довольно часто предложение не содержат внутри себя знаков препинания. Вот, например:
- Возникновение языка скрывается в глубинах предыстории человечества.
Фраза не так уж велика, в ней нет знаков препинания, и я могу произнести её на одном дыхании, но для удобства произнесения, а главное, для большей доходчивости смысла следует разделить её на две части вот так: (фраза повторяется с паузой).
- Возникновение языка / скрывается в глубинах предыстории человечества.
Ещё пример:
- Весь коллектив нашего прославленного металлургического гиганта взял на себя социалистическое обязательство перевыполнить годовой план.
В этом предложении тоже нет знаков препинания, но в нём следует сделать, по крайней мере, две логические паузы, и не только потому, что иначе не хватит дыхания, а для лучшего донесения смысла. При этом паузы должны быть именно в тех местах, где вы их слышите. Я прочту иначе, например, так: (повторяется фраза)
- Весь коллектив нашего прославленного металлургического гиганта / взял на себя социалистическое обязательство / перевыполнить годовой план.
Необходимо, чтобы группы слов, на которые мы расчленяем фразу, составляли осмысленные словосочетания, в которых слова тесно связаны между собой по смыслу. Для распознания таких словосочетаний достаточно задать себе ряд соответствующих вопросов: Кто? - Весь коллектив нашего прославленного гиганта. Что сделал? - Взял на себя обязательство. Какое? - Перевыполнить годовой план. Вот так мы не ошибемся: эти словосочетания будут составлять синтаксические единства: группу подлежащего, группу сказуемого, группу обстоятельственных слов и т.д.
Следовательно, произнося предложение, мы расчленяем его на цельные по смыслу, интонационно обособленные группы и сочетания слов, отделённые друг от друга паузами. Такое, расчленение предложение делается нами главным образом для ясного донесения смысла и для удобства произнесения, для того, чтобы вдох производился только в тех местах, где допустима пауза. Такие группы слов мы называем речевыми звеньями.
В науке, в языкознании речевое звено называется синтагмой, а в фонетике - в чисто фонетическом плане - синтагму называют дыхательной группой или речевым тактом.
Согласно учению академика Л.В.Щербы, синтагма - это «возникающее в речи смысловое и в то же время фонетическое (т.е. звуковое) единство, создаваемое интонационными средствами; оно состоит из одного слова или из ряда слов и выражает в данном контексте единое понятие, простое или сложное. Синтагма служит частью фразы».
Так характеризует речевое звено академик Щерба.
Каждое речевое звено произносятся на одном выдохе, неразрывно, слитно, почти как одно слово. Например:
- Последний холод ночных заморозков растаял под весенним солнцем.
Правда, есть такие словосочетания, в которых приходятся особенно четко произносить окончания предыдущих и начальные слоги последующих слов, чтобы не получалось бессмысленного набора звуков, например "витримасгор" (вид Рима с гор).
Осмысленность звеньев, их синтаксическое единство, конечно, не означает их законченности по мысли: это только звенья одной цепи - предложения. Законченная мысль может быть выражена только целым предложением или даже группой предложений. Более того: само речевое звено не является какой-то окаменевшей раз навсегда данной величиной. Эта величина может меняться: (повторяется та же фраза с большим количеством логических пауз).
Как видите, (точнее, как вы слышите) звено может быть короче и длиннее, лишь бы это не противоречило смыслу фразы, ее синтаксической структуре. При этом укрупнение речевых звеньев придает речи большую плавность, музыкальность. Звенья короткие создают «рваную», «жесткую», «рубленую» речь. Это противоречит самой природе русского языка. Существует отвратительная манера, когда диктор читает "по словам", т.е. когда он без всякого основания отрывает каждое слово от последующего и выделяет каждое из них логическим ударением – «стучит» по словам, вот так: (читается фраза). В таких случаях все слова в предложении становятся главными, нет ничего второстепенного, а это затрудняет понимание мысли.
Обращаю ваше внимание на то, что паузы, расчленяющие предложения на звенья должны выполнять соединительную, а не разъединительную функцию. Пауза объединяет, цементирует слова в звене, которое становится цельным звукосочетанием, единым по смыслу и звучанию. Но звенья не оторваны друг от друга, соединительная пауза не позволяет одному звену отделиться от другого, она соединяет звенья в единую цепь - предложение. Чем достигается соединительное звучание этой паузы, вы уже знаете - интонацией повышения. Повышение соединяет, понижение разъединяет. И когда на паузе внутри предложения вместо повышения звучит понижение, обрывается мысль вместе с паузой, в тексте образуется разрыв (зияние), и речь может потерять всякий смысл.
Соединительная функция паузы не менее важна и значительна для нас, чем функция разъединительная. Она помогает создать перспективу в чтении, вносит в речь плавность, рождает естественную напевность. А всё это - факторы культуры речи. Неумение давать в чтении единые по мелодике и смыслу словосочетания, отсутствие этой органической слиянности - признак неумения владеть речью.
Владеть речью - это значит уходить от отдельного слова к последующим более содержательным, к более сложным речевым формациям, сознавая при этом, что слова складываются в предложения, во фразы, в периоды не механически, а органично, путем логически оправданных и интонационно подчеркнутых словосочетаний - речевых звеньев.
Напоминаю вам о том, что внутрифразовые паузы далеко не всегда обозначаются знаками препинания.
Начинающим дикторам необходимо постоянно тренировать свое умение делить фразу на речевые звенья. Это есть в то же время и расстановка логических пауз. С этого надо начинать работу по речи и слову.
«Берите почаще газету, карандаш, читайте и размечайте прочитанное по речевым звеньям. Набейте себе на этом ухо, глаз и руку... Разметка речевых звеньев и чтение по ним необходимы потому, что они заставляют анализировать факты и вникать в их сущность». Это завещал актерам К. С. Станиславский. Эти же слова можно адресовать и дикторам. Привычка говорить по звеньям сделает вашу речь не только стройной по форме, понятной по передаче, но и глубокой по содержанию, так как заставит вас постоянно думать о сущности того, что вы читаете.
Можно добавить к этому и то, что такая привычка избавит вас от торопливости, а торопливость, к сожалению, один из самых распространённых дикторских недостатков. Ведь и к оговоркам приводит дикторов тоже, главным образом, торопливость. Недаром говорится: «Заторопка со спотычкой рядом живут».
Навык соблюдать паузы воспитывает выдержку. А в сложно-распространённых предложениях и больших периодах облегчает технику произнесения текста.
При правильном применении пауза всегда желательна. Она облегчает дыхание, дает возможность сообразить, к какой мысли следует перейти дальше. Она позволяет важным словам глубоко запасть в сознание слушателей: короткая пауза перед кульминационным словом и после него - один из способов наиболее ярко подчеркнуть это слово.
Наконец, самый ритм речи, его живые оттенки, одушевлённость, легкость - во многом зависят от пауз и их длительности.
Вслушиваясь в живую разговорную речь, мы замечаем постоянную «игру» пауз, их разнообразие. По воле говорящего они бывает то короче, то длиннее, а «звучат» то выше, то ниже. Этого разнообразия можно добиться и в чтении. Нужно только помнить, что логическая пауза отражает степень завершённости выражения мысли. Чем полнее выражена мысль, тем длительнее будет пауза, тем сильнее будет понижение звука на последнем ударном слове перед паузой. И наоборот: пауза между словами будет тем короче, чем более они связаны между собой по смыслу. И тем ярче будет звучать интонация повышения.
Относительная длительность пауз определяется смысловыми связями разделяемых слов. Ну, а общая их длительность нормируется, конечно, общим темпом чтения: при быстром чтении все паузы становятся короче.
Самой короткой является люфт-пауза (от немецкого слова люфт - воздух). Это мгновенный вдох, короткий «глоток» воздуха, когда не хватает дыхания. Эта короткая пауза используется также (как я уже говорил) для подчеркивания отдельных слов и для предотвращения слияния слогов в таких словосочетаниях, как «витримасгор» (вид Рима с гор). Теперь - о расстановке пауз.
Как вы помните, сигналами логических пауз для вас являются знаки препинания. Но, как мы уже выяснили, не всякая пауза обозначена знаком препинания, очень часто необходимость паузы ничем не обозначается. Правда, это касается только соединительных пауз, все разъединительные паузы всегда отмечены на письме: в конце предложения обязательно стоит точка или другой знак препинания. Но с соединительными, т.е. с паузами внутри предложений - значительно труднее. Конечно, сосредоточенное внимание диктора, направленное на текст, помогает ему интуитивно почувствовать необходимость остановки, но полагаться только на интуицию опасно. Тем более, что наблюдения над живой речью позволили выработать правила, помогающие определить места соединительных логических пауз в тех случаях, когда они не обозначены знаками препинания. Вот наиболее универсальные из этих правил:
1. В распространённых предложениях соединительной паузой отделяется группа слов, относящихся к подлежащему, от группы слов, относящихся к сказуемому. Например:
- Не отличается живописным разнообразием / природа этого далекого края.
И ещё пример (уже знакомое нам предложение):
- Последний холод ночных заморозков / растаял под весенним солнцем.
2. Когда подлежащее в предложении состоит более чем из одного слова, за ним следует пауза: Например:
- Сосредоточенность и внимание / необходимы диктору.
Если подлежащее состоит из одного слова и его по смыслу всего текста нет необходимости подчеркивать (т.е. выделять логическим ударением), пауза не нужна:
- Сосредоточенность необходима диктору.
Но если подлежащее несет на себе логическое ударение, то за этим словом следует пауза:
- Сосредоточенность - необходима диктору.
Следовательно, это правило в развернутом виде звучит так:
Когда подлежащее в предложении состоит более чем из одного слова или из одного ударяемого слова - за ними следует пауза.
3. Соединительные союзы «и», «да» и разделительный союз «или», как правило, требуют перед собой паузы, особенно, если соединяемые ими части являются распространёнными.
Вот примеры: два предложения с соединительным союзом «и»:
- Однажды я привез с охоты маленькую черепаху / и выпустил ее во дворе на прогулку. Неожиданно на нижние ветки тополя уселись два воробья / и с любопытством стали рассматривать ползающую черепаху.
Вот предложение с соединительным союзом «да»:
- Светлая чистая комната, хорошо подобранная библиотека / да добрые друзья - вот его заветная мечта.
Предложение с разделительным союзом «или»:
- Ему хотелось побывать в Восточном Крыму / или где-нибудь поблизости от Черноморского побережья.
Напоминаю вам, что во всех этих правилах речь идет только о тех паузах, которые не обозначены знаками препинания.
4. Пауза обычно нужна перед обстоятельственными словами и после них. Например:
- Диктор ведет передачу / из третьей студии.
- В девяносто восемь стран мира поставляет продукцию / венгерское внешнеторговое предприятие.
Пауза разделяет группы пояснительных слов:
- В первых веках христианства / в Александрии египетской / жил знаменитый и славный художник по имени Зенон.
5. Всякий пропуск слова в предложении предполагает паузу:
- На голове / новая шляпа.
6. Необходимы паузы в инверсированных текстах. Инверсией называется перестановка слов, нарушающая обычный, прямой порядок размещения слов внутри предложения. Согласно этому порядку, подлежащее находится перед сказуемым, определение - перед определяемым словом, дополнение после сказуемого и т.д. При инверсии этот порядок нарушается. Применение инверсий дает возможность автору ярче, выпуклее выделить нужное ему для донесения смысла слово; как только слово попадает не на своё место, оно больше привлекает внимание читателя и слушателя.
Всякая инверсия обязывает нас к паузе. Так, например, при обычном порядке слов мы бы сказали:
- Павка любит свою гармонь.
При инверсированном порядке необходима пауза:
- Любит свою гармонь / Павка.
Ещё один пример. Вот обычный, прямой порядок слов:
- Старик, покорный одному Перуну.
А при инверсии необходимы две паузы:
- Покорный Перуну / старик / одному.
Происходит это потому, что перенесённое при инверсии слово не может находиться в одном звене с теми словами, с которыми оно не было в одном звене при прямом порядке. От этого - необходимость паузы.
Говоря о правилах постановки пауз, нельзя не упомянуть о так называемой интонации вводности.
Как вы уже знаете, отдельные вводные слова почти никогда не выделяются паузами, т.е. запятые после них или перед ними не «читаются», не звучат. Вводное слово обычно входит в то звено, которому оно предшествует, в середине или конце которого стоит. Например: Оставаясь, по-видимому, праздным, он, в сущности, работал неутомимо.
Слова «по-видимому» и «в сущности» взяты в запятые, но запятые эти «не читаются» - паузы не нужны. Но группы вводных слов и вводные предложения, а нередко и придаточные предложения, обособленные обстоятельства, определения и приложения (т.е. всё то, что читается нами с интонацией вводности) обязательно выделяются паузами с обеих сторон. Вводные конструкции всегда взяты в запятые или тире, и эти знаки указывают на необходимость пауз. Так что я мог бы сейчас и не упоминать об этом, но я хочу подробно рассказать об интонации вводности. Эту интонацию я советую вам хорошо оттренировать. Возьмём для примера такую фразу:
- А вот глухарь - ценнейший и красивейший представитель боровой дичи - вообще не терпит присутствия человека в лесу.
Эта фраза, содержащая в себе обособленное предложение, произносится с интонацией вводности. Её можно разложить на три момента. Первый - когда главное предложение прерывается паузой. Второй - само вводное. И, наконец, третий - возобновление главного. Рассмотрим все три момента. Первый момент. Последнее перед паузой слово главного предложения обычно повышается:
- А вот глухарь... и т.д.
Пауза после слова «глухарь» должна быть ясной и четкой: предложение должно оборваться, пресечься.
Второй момент - само вводное. Оторвавшись, оно должно начинаться на другой высоте - ниже или выше, чем та, на которой кончилось главное. Чаще всего ниже, вот так:
- А вот глухарь - ценнейший и красивейший... и т.д.
Если мы не соблюдем понижения - мы не отделим вводного от главного. После понижения интонация вводного идет кверху до той самой ноты, на которой оборвалось главное. Только этим повторением обеспечим мы соединение разорванных частей главного предложения. Вводное всегда (почти всегда) произносится быстрее главного.
Теперь третий момент. Возобновление главного предложения. Высота возобновления определяется условиями главного предложения: говорите так, как будто перерыва не было (было бы без вводного повышение - давайте повышение, было бы понижение - давайте понижение). - А вот глухарь - ценнейший и красивейший представитель боровой дичи - вообще не терпит присутствия человека в лесу. Теперь возьмем случай посложнее, когда синтаксис затруднён, когда есть опасность неверного понимания словоподчинения. Например, вот такая фраза:
- В нынешней обстановке, / для которой характерно стремление всё большего числа азиатских государств искать мирные решения спорных проблем, избегать применения вооружённых сил друг против друга, / сохранение военных баз и постоянных военных контингентов явно противоречит обозначившейся тенденции к разрядке и сотрудничеству.
В этом случае последние слова до и первые слова после вводного усиливаются, подчеркиваются, создаётся как бы «мост» через всё протяжение вводного; оборванный конец «звучит», а другой, после вводного, ему в тон отвечает: интонация связывает то, что сложный синтаксис чуть было не расшатал.
Как вы слышали, я старался усилить, подчеркнуть слова «в нынешней обстановке» и «сохранение». Однако может случиться, что и такое подчеркивание не приведёт к положительному результату: создаваемый нами «мост» не окажется достаточно прочным и фраза прозвучит плохо. Тогда можно посоветовать следующее: то слово (или те слова), на котором главное предложение обрывается (а в нашем примере это первые слова фразы: «В нынешней обстановке»), вот эти слова, повторить ещё раз после вводного, это очень укрепляет «мост» через вводное. Сейчас я поясню это на примере:
- В нынешней обстановке, / для которой характерно стремление всё большего числа азиатских государств искать мирные решения спорных проблем, избегать применения вооружённых сил друг против друга, / в этой обстановке сохранение военных баз и постоянных военных контингентов явно противоречит обозначившейся тенденции к разрядке и сотрудничеству.
Разумеется, это нужно делать только с согласия автора или редактора той передачи, которую вам предстоит вести.
Теперь я расскажу о самой большой по длительности логической паузе. Она называется «паузой на переломе» и употребляется в сложноподчинённых условных предложениях, которые начинаются со слов «если» и с других союзов времени и места, а также в предложениях, где встречаются слова «хотя», «пока», «когда», «с тех пор, как» и т.п. и во всех периодах.
Если диктор у микрофона плохо понимает текст, не имеет собственной оценки тех фактов, о которых говорится в передаче, если он не видит за словами того, о чем он читает, то и слушатель ничего не увидит за ними.
Вы, вероятно, услышали паузу на переломе? Она - после слова «читает». Правило соблюдения этой паузы формулируется так: в сложноподчинённых условных предложениях фраза обычно состоит из двух крупных частей. На стыке первой и второй части ставится пауза. (При этом имеется в виду, что фраза состоят из крупных частей не из-за большого количества слов, а по возникновению новой мысли, неожиданного поворота мысли). Первая часть такого предложения в связи с развитием мысли идёт по силе нарастания звука неуклонно вверх, на повышение и после последнего ударяемого слова (после так называемого перелома, где стоит запятая или тире) должна быть пауза, являющаяся обычно наиболее длительной среди других логических пауз.
Нужно иметь в виду, что после звукового «загиба» и паузы голос резко падает вниз. Ещё один пример с паузой на переломе.