Глава 5 Расчлененный процесс проектирования. а) Цели неустойчивы и условны
новными чертами:
а) Цели неустойчивы и условны.
б) Границы задачи неустойчивы и неоп
ределенны.
в) Оценка откладывается на будущее:
все, что может иметь отношение к реше
нию задачи, принимается во внимание,
как бы сильно одно положение ни проти
воречило другому.
г) Техническое задание, полученное от
заказчика, принимается за отправную
точку исследований, но при этом счи
тается, что это задание может подвер
гаться изменениям и развитию в ходе ди
вергентного поиска, а может быть, и на
более поздних ступенях (однако не без
согласия заказчика).
д) Задача проектировщика заключается
в сознательном увеличении своей неуве
ренности, в освобождении от заранее
заданных решений, в изменении страте
гии мыслительной деятельности на осно
ве массива данных, которые могут иметь
отношение к решению задачи.
е) Одна из целей исследований на этой
стадии заключается в том, чтобы изучить
реакцию заказчиков, потребителей, рын
ка, производства и т.п. на смещение
целей и границ задачи в разных направ
лениях и в различном объеме. Направле
ние исследования этой реакции во мно
гом зависит от того, какие именно неу
вязки и противоречия обнаруживаются в
сложившейся ситуации (см. разд. 9.3).
Дивергентный поиск можно рассматривать как проверку на устойчивость всего, что имеет отношение к решению задачи, как попытку определить, что в иерархии социальных ценностей, систем, изделий и деталей (а также в умах тех, кто будет принимать ответственные решения) подвержено изменению, а что можно считать неподвижными точками отсчета. Стабильные и нестабильные точки одинаково часто могут встречаться как на низших уровнях, соответствующих изделиям и их составным частям, так и на высших уровнях коллективных целей и индивидуальных оценочных суждений; на этой ступени нельзя ожидать появления упорядоченной картины. Проектировщик должен по возможности
воздерживаться от попыток втиснуть свои выводы в незрелую схему. Принятие решений нужно отложить до следующей стадии, когда проектировщик будет достаточно много знать обо всем, что связано со стоящей перед ним задачей, и на основе этих знаний сумеет предвидеть вероятные последствия различных способов организации данных.
Необходимо отметить, что работа на этой стадии включает в себя как логические, так и интуитивные действия и требует "больше беготни, чем размышле-. ний в кресле". Новички в области методологии проектирования обычно впадают в одну и ту же ошибку: на этой стадии они слишком много занимаются спекулятивными размышлениями и не осознают необходимости сбора фактов прежде, чем можно будет принимать важные решения, и прежде, чем им самим станет ясно, чего они хотят. Навыками работы на этой предпроектной стадии гораздо легче овладевают лица, имеющие опыт в таких областях, как журналистика, научно-исследовательская работа, cia-тистический анализ данных, чем люди. получившие специальную подготовку по проектным специальностям, — инженеры, архитекторы, художники-конструкторы, градостроители и пр. Проектировщикам часто приходится многому разучиваться, чтобы приобрести свободу, гибкость и широту взглядов, которые нужны до того, как будут приняты проектные решения, и до того, как станет целесообразно приниматься за что-либо похожее на окончательную проработку конструкции.
Затраты на такого рода предпроект-ную деятельность легко могут выйти из-под контроля. Чтобы этого не случилось, нужно достаточно реально определить размеры убытков, к которым привел бы отказ от сбора информации. Кроме того, определенную часть связанных с поиском затрат следует направить на управление этим поиском, а не на его выполнение. Например, лучше убедиться, что информация берется из надежных и подходящих источников, чем черпать данные откуда попало в надежде, что попадется что-нибудь ценное, или просто потому, что исследователь случайно знает о существовании данного источника информации. Основной ошибкой на этой
Трансформация
стадии является неправильная постановка вопросов. Постановку вопросов и принятие решений о том, куда обратиться за ответом и насколько грубыми или точными должны быть эти ответы, следует предоставить самым опытным и разумным специалистам, которых удастся привлечь к этой работе.
Вкратце можно сказать, что цель дивергентного поиска заключается в том, чтобы перестроить или разрушить первоначальный вариант технического задания, выявив при этом те аспекты ситуации проектирования, которые позволяют получить ценные и осуществимые изменения. Проводить дивергентный поиск -это значит также с минимальными затратами и в кратчайшие сроки приобретать новый опыт, достаточный для того, чтобы противодействовать всем ошибочным установкам, из которых вначале исходили бригада проектировщиков и ее заказчики.
б.З.Трансформация
Это стадия создания принципов и концепций, пора высокого творчества, вдохновенных догадок и озарений — всего, что составляет радость творческого труда при проектировании. Это же и самая ответственная стадия, когда совершаются крупные ошибки, когда могут восторжествовать необузданный оптимизм или узость мышления, когда необходимы большой опыт и здравомыслие, чтобы не огорчить мир дорогостоящими и бесполезными -- или даже вредными -результатами больших, но неверно направленных затрат человеческого труда. Это стадия, когда суждения о ценностях и о технических возможностях объединяются в решения, которые должны отражать реальные политические, экономические и эксплуатационные аспекты ситуации проектирования. Из всего этого возникает общая концептуальная схема проектируемого объекта, которая кажется удачной, хотя это и нельзя доказать. Как указывал Мангейм [34] , оптимального решения достичь невозможно можно лишь провести оптимальный поиск. Невозможно обрести полную уверенность в том, что то, что Делается, в конечном итоге окажется наилучшим". По утверждению Би-
ра [35] , только ретроспективно можно убедиться в том, что поиск (но не цель) оправдал себя.
Многие из методов, описанных в ч. И, включают в себя на разных ступенях некоторую долю трансформации. Методы, в которых трансформация -главное, сгруппированы в гл. 10 и 11.
Для трансформации (которая может произойти неожиданно в любой момент, но которую нужно применять только после того, как дивергенция в значительной мере уже завершена; см. разд. 8.1) характерны следующие основные черты:
а) Основная цель заключается в том,
чтобы на результаты дивергентного поис
ка наложить некоторую концептуальную
схему, достаточно точную для конвер
генции к единому проекту, а затем ут
вердить этот проект и закрепить его во
всех деталях. Избранная схема должна
отражать все реалии конкретной ситуа
ции. Создание концептуальной схемы в
данном случае представляет собой твор
ческий акт преобразования сложной за
дачи в простую путем изменения ее фор
мы и принятия решения о том, что необ
ходимо подчеркнуть, а чем можно пре
небречь.
б) На этой ступени фиксируются цели,
технические задания и границы задачи,
выявляются важнейшие переменные,
распознаются ограничения; здесь исполь
зуются предоставляющиеся возможности
и выносятся оценочные суждения.
в) На этой же ступени задача расчленяет
ся на подзадачи, причем считается, что
все подзадачи можно решать параллель
но или последовательно и в значитель
ной мере независимо друг от друга.
Инструментом на этой важнейшей стадии
служат специальные слова и символы,
придуманные для обозначения частей
задачи. Из них составляется "язык за
дачи", который кладется в основу даль
нейшей работы.
г) Важнейшими условиями успешной
трансформации являются, во-первых,
свобода изменения подцелей, позволяю
щая избежать серьезных потерь качества,
и, во-вторых, быстрота оценки возмож-