Глава 5 Расчлененный процесс проектирования. а) Цели неустойчивы и условны



Глава 5 Расчлененный процесс проектирования. а) Цели неустойчивы и условны - student2.ru новными чертами:

а) Цели неустойчивы и условны.

б) Границы задачи неустойчивы и неоп­
ределенны.

в) Оценка откладывается на будущее:
все, что может иметь отношение к реше­
нию задачи, принимается во внимание,
как бы сильно одно положение ни проти­
воречило другому.

г) Техническое задание, полученное от
заказчика, принимается за отправную
точку исследований, но при этом счи­
тается, что это задание может подвер­
гаться изменениям и развитию в ходе ди­
вергентного поиска, а может быть, и на
более поздних ступенях (однако не без
согласия заказчика).

д) Задача проектировщика заключается
в сознательном увеличении своей неуве­
ренности, в освобождении от заранее
заданных решений, в изменении страте­
гии мыслительной деятельности на осно­
ве массива данных, которые могут иметь
отношение к решению задачи.

е) Одна из целей исследований на этой
стадии заключается в том, чтобы изучить
реакцию заказчиков, потребителей, рын­
ка, производства и т.п. на смещение
целей и границ задачи в разных направ­
лениях и в различном объеме. Направле­
ние исследования этой реакции во мно­
гом зависит от того, какие именно неу­
вязки и противоречия обнаруживаются в
сложившейся ситуации (см. разд. 9.3).

Дивергентный поиск можно рассмат­ривать как проверку на устойчивость всего, что имеет отношение к решению задачи, как попытку определить, что в иерархии социальных ценностей, систем, изделий и деталей (а также в умах тех, кто будет принимать ответственные ре­шения) подвержено изменению, а что можно считать неподвижными точками отсчета. Стабильные и нестабильные точ­ки одинаково часто могут встречаться как на низших уровнях, соответствую­щих изделиям и их составным частям, так и на высших уровнях коллективных целей и индивидуальных оценочных суж­дений; на этой ступени нельзя ожидать появления упорядоченной картины. Про­ектировщик должен по возможности

воздерживаться от попыток втиснуть свои выводы в незрелую схему. Приня­тие решений нужно отложить до следую­щей стадии, когда проектировщик будет достаточно много знать обо всем, что связано со стоящей перед ним задачей, и на основе этих знаний сумеет предвидеть вероятные последствия различных спо­собов организации данных.

Необходимо отметить, что работа на этой стадии включает в себя как логичес­кие, так и интуитивные действия и тре­бует "больше беготни, чем размышле-. ний в кресле". Новички в области мето­дологии проектирования обычно впадают в одну и ту же ошибку: на этой стадии они слишком много занимаются спеку­лятивными размышлениями и не осоз­нают необходимости сбора фактов преж­де, чем можно будет принимать важные решения, и прежде, чем им самим станет ясно, чего они хотят. Навыками работы на этой предпроектной стадии гораздо легче овладевают лица, имеющие опыт в таких областях, как журналистика, научно-исследовательская работа, cia-тистический анализ данных, чем люди. получившие специальную подготовку по проектным специальностям, — инженеры, архитекторы, художники-конструкторы, градостроители и пр. Проектировщикам часто приходится многому разучиваться, чтобы приобрести свободу, гибкость и широту взглядов, которые нужны до то­го, как будут приняты проектные реше­ния, и до того, как станет целесообразно приниматься за что-либо похожее на окончательную проработку конструк­ции.

Затраты на такого рода предпроект-ную деятельность легко могут выйти из-под контроля. Чтобы этого не случи­лось, нужно достаточно реально опреде­лить размеры убытков, к которым при­вел бы отказ от сбора информации. Кро­ме того, определенную часть связанных с поиском затрат следует направить на управление этим поиском, а не на его выполнение. Например, лучше убедиться, что информация берется из надежных и подходящих источников, чем черпать данные откуда попало в надежде, что по­падется что-нибудь ценное, или просто потому, что исследователь случайно знает о существовании данного источника ин­формации. Основной ошибкой на этой

Трансформация




Глава 5 Расчлененный процесс проектирования. а) Цели неустойчивы и условны - student2.ru стадии является неправильная постанов­ка вопросов. Постановку вопросов и принятие решений о том, куда обрати­ться за ответом и насколько грубыми или точными должны быть эти ответы, следует предоставить самым опытным и разумным специалистам, которых удаст­ся привлечь к этой работе.

Вкратце можно сказать, что цель ди­вергентного поиска заключается в том, чтобы перестроить или разрушить пер­воначальный вариант технического зада­ния, выявив при этом те аспекты ситуа­ции проектирования, которые позволяют получить ценные и осуществимые изме­нения. Проводить дивергентный поиск -это значит также с минимальными затра­тами и в кратчайшие сроки приобре­тать новый опыт, достаточный для того, чтобы противодействовать всем ошибоч­ным установкам, из которых вначале исходили бригада проектировщиков и ее заказчики.

б.З.Трансформация

Это стадия создания принципов и кон­цепций, пора высокого творчества, вдох­новенных догадок и озарений — всего, что составляет радость творческого труда при проектировании. Это же и самая от­ветственная стадия, когда совершаются крупные ошибки, когда могут востор­жествовать необузданный оптимизм или узость мышления, когда необходимы большой опыт и здравомыслие, чтобы не огорчить мир дорогостоящими и бесполезными -- или даже вредными -результатами больших, но неверно на­правленных затрат человеческого труда. Это стадия, когда суждения о ценнос­тях и о технических возможностях объединяются в решения, которые долж­ны отражать реальные политические, эко­номические и эксплуатационные аспек­ты ситуации проектирования. Из всего этого возникает общая концептуальная схема проектируемого объекта, которая кажется удачной, хотя это и нельзя до­казать. Как указывал Мангейм [34] , оптимального решения достичь невоз­можно можно лишь провести опти­мальный поиск. Невозможно обрести полную уверенность в том, что то, что Делается, в конечном итоге окажется наилучшим". По утверждению Би-

ра [35] , только ретроспективно мож­но убедиться в том, что поиск (но не цель) оправдал себя.

Многие из методов, описанных в ч. И, включают в себя на разных ступе­нях некоторую долю трансформации. Методы, в которых трансформация -главное, сгруппированы в гл. 10 и 11.

Для трансформации (которая может произойти неожиданно в любой момент, но которую нужно применять только после того, как дивергенция в значи­тельной мере уже завершена; см. разд. 8.1) характерны следующие основные черты:

а) Основная цель заключается в том,
чтобы на результаты дивергентного поис­
ка наложить некоторую концептуальную
схему, достаточно точную для конвер­
генции к единому проекту, а затем ут­
вердить этот проект и закрепить его во
всех деталях. Избранная схема должна
отражать все реалии конкретной ситуа­
ции. Создание концептуальной схемы в
данном случае представляет собой твор­
ческий акт преобразования сложной за­
дачи в простую путем изменения ее фор­
мы и принятия решения о том, что необ­
ходимо подчеркнуть, а чем можно пре­
небречь.

б) На этой ступени фиксируются цели,
технические задания и границы задачи,
выявляются важнейшие переменные,
распознаются ограничения; здесь исполь­
зуются предоставляющиеся возможности
и выносятся оценочные суждения.

в) На этой же ступени задача расчленяет­
ся на подзадачи, причем считается, что
все подзадачи можно решать параллель­
но или последовательно и в значитель­
ной мере независимо друг от друга.
Инструментом на этой важнейшей стадии
служат специальные слова и символы,
придуманные для обозначения частей
задачи. Из них составляется "язык за­
дачи", который кладется в основу даль­
нейшей работы.

г) Важнейшими условиями успешной
трансформации являются, во-первых,
свобода изменения подцелей, позволяю­
щая избежать серьезных потерь качества,
и, во-вторых, быстрота оценки возмож-

Наши рекомендации