Современные тенденции в решении проблемы периодизации психического развития
В.И. Слободчиков и Г.А. Цукерман проанализировали две наиболее авторитетные модели возрастной периодизации - концепцию Э. Эриксона и концепцию Д.Б. Эльконина. По их мнению, обе эти концепции страдают «несбалансированностью» и «неполнотой». Э. Эриксон выдвигает на первый план внутренние источники развития, а Эльконин - внешние, средовые. Авторы предложили положить в основу теории общего психического развития и периодизации понятие «со-бытийная общность» одновременно схватывающее две стороны развития - его объект и источник.
Не претендуя на полноту раскрытия подхода, кратко перечислим выделенные стадии:
I. Оживление (от рождения до 12 месяцев) - общность с родным взрослым. Ребенок осваивает собственную телесную, психосоматическую индивидуальность.
II. Одушевление (11 месяцев - 6,5 лет) - общность с близким взрослым. Ребенок впервые открывает для себя свою собственную самость (знаменитое «Я сам!»), осознает себя субъектом собственных хотений и умений.
III. Персонализация (5,5-18 лет). Партнером растущего человека становится общественный взрослый в таких культурных позициях, как учитель, мастер, наставник и др. Человек впервые осознает себя потенциальным автором собственной биографии, принимает персональную ответственность за свое будущее, уточняет границы самотождественности внутри совместного бытия с другими людьми.
IV. Индивидуализация (17-42 года). Партнером человека становится (в пределе) человечество, с которым он вступает в деятельностные отношения, опосредствованные системой общественных ценностей и идеалов. Суть данной ступени развития субъекта - индивидуализация общественных ценностей по мерке личностной позиции человека. Человек становится ответственным за собственную самость.
V. Универсализация (39 лет и старше) - выход за пределы сколь угодно развитой индивидуальности и одновременно вход в пространство обще- и сверхчеловеческих, экзистенциальных ценностей как в «свое другое». Богочеловечество как со-участник в построении и собеседник в осмыслении универсального со-бытия.
Слободчиков и Цукерман уверены в большой практической ценности схем периодизации, сравнивая их значение с эволюционным древом в биологии или таблицей Менделеева в химии: «Если общая карта развития будет построена, психологи и педагоги смогут увидеть белые пятна, пустоты в том культурно-образовательном пространстве, которое они строят для обеспечения оптимальных (с точки зрения определенных культурных ценностей) путей развития для людей разных возрастов». Основные характеристики ведущих форм деятельности и их развивающих эффектов Г. А. Цукерман представлены в ПРИЛОЖЕНИИ 2.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Подготовка к семинарским и практическим занятиям является обязательной частью работы студента и производится по всем вопросам темы, указанным в плане занятия, а не выборочно по отдельным вопросам.
В целях повышения продуктивности самостоятельной работы студентов можно предложить алгоритм последовательных действий, выполняя которые можно постепенно грамотно и легко продвигаться к поставленной цели в рамках подготовки к семинарскому занятию:
1) четко уяснить тему, цель работы, внимательно прочитать, продумать предложенный преподавателем план к изучаемой теме, осмыслить содержание каждого вопроса плана;
2) внимательно изучить и найти указанную основную и дополнительную литературу;
3) проработать конспект лекции, определить, какие вопросы получили детальное рассмотрение, а какие затронуты обзорно или вообще не нашли отражение в тексте лекции;
4) уделить особое внимание основным понятиям изучаемой темы, владение которыми способствует эффективному усвоению курса;
5) просмотреть материал учебника, обратив особое внимание на изучение вопросов, которые составят предмет рассмотрения на семинаре; основные положения, раскрытые в учебнике, записать в свои рабочие тетради;
6) после этого необходимо приступить к работе с текстом источника. По каждому вопросу подобрать фактический текстовой материал, иллюстрирующий определенные теоретические положения, взятые из текста лекции, учебника или самостоятельно выделенные студентом;
7) на основе осмысления материала всех изученных источников по теме продумать логику ответа по каждому вопросу плана, сделав соответствующие записи в рабочих тетрадях;
При оценке ответа студента на семинаре используются следующие критерии:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) ) языковое оформление ответа.
Критерии оценки ответа студента на семинаре:
0 баллов-ставится, если студент не готов к семинару.
1 балл - студент показал поверхностные знания по большей части темы семинара, допускает грубые ошибки в изложении сведений по развитию социально-психологического процесса, слабо владеет навыками анализа, не умеет использовать научную литературу.
2 балла-ставится, если студент обнаруживает знание и понимание основных положений обсуждаемой темы, но:
а) излагает материал недостаточно полно и допускает неточности в характеристике социально-психологического процесса;
б) слабо владеет навыками научно-исследовательского анализа;
в) недостаточно знает научную литературу;
г) излагает учебный материал недостаточно последовательно, допускает ошибки в языковом оформлении материала.
3 балла-ставится, если студент дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для на «4 балла», но допускает единичные ошибки в изложении материала, недостаточно знает научную литературу, самостоятельно поправляет ошибки и погрешности в изложении материала темы семинара после замечаний преподавателя.
4 балла- ставится, если студент:
а) обстоятельно, с достаточной полнотой излагает учебный материал по теме семинара;
б) дает правильные определения основным социально-психологическим понятиям;
в) обладает необходимыми навыками научно-исследовательского анализа;
г) обнаруживает полное понимание материала, может обосновать свои суждения, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;
д) умеет использовать в процессе ответа научную литературу;
е) излагает материал последовательно и правильно используя социально-психологическую терминологию.
При оценке СРСосновными критериями являются:
· уровень освоения студентом учебного материала;
· умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
· сформированность общеучебных умений;
· обоснованность и четкость изложения ответа;
· оформление материала в соответствии с требованиями.
Критерии оценки самостоятельной работы студента:
0 баллов–самостоятельная работа не выполнена.
1 балл–ставится при условии, если студент демонстрирует, лишь поверхностный уровень выполнения работы, путается в социально-психологических понятиях по проблеме или использует недостаточное количество литературных источников, на заданные вопросы отвечает нечетко и неполно, в содержании работы допущены принципиальные ошибки. Указанные недостатки должны быть позднее ликвидированы в виде добора баллов, в рамках установленного преподавателем графика.
2 балла–ставится тогда, когда студент выполнил самостоятельную работу, твердо знает материал, верно отвечает на заданные вопросы, владеет первоисточниками, в содержании работы допущены непринципиальные ошибки, которые должны быть позднее ликвидированы в ходе промежуточной аттестации.
3 балла – ставится в том случае, если студент глубоко изучил учебныйматериал: последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные преподавателем вопросы, использует значительное количество литературных источников, ошибки в содержании работы отсутствуют.
Семинар № 1