Качество управленческих решений. Факторы, влияющие на качество управленческих решений.

Качество управленческого решения - это совокупность параметров решения, удовлетворяющих конкретного потребителя или потребителей и обеспечивающих возможность его реализации.

Процесс принятия управленческого решения включает следующие операции:

· подготовку к работе;

· выявление проблемы и формулирование целей;

· поиск информации;

· ее обработку;

· выявление возможностей ресурсного обеспечения;

· ранжирование целей;

· формулирование заданий;

· оформление необходимых документов;

· реализацию заданий.

Принятие решений характерно для любых видов деятельности, и от него зависит эффект работы как отдельного человека, так и группы людей. Поэтому управленческое решение следует рассматривать как основной фактор эффективной деятельности организации. Таким образом, эффективность деятельности зависит, прежде всего, от менеджмента в организации, от качества принимаемых менеджерами решений. Качество управленческого решения определяется совокупностью свойств, которыми обладает управленческое решение, отвечающих в той или иной мере потребностям успешного разрешения проблем, например, своевременность, адресность, конкретность.

Таким образом, основными факторами, оказывающими влияние на качество управленческого решения, являются:

Информация Представляет собой отражение в сознании человека характеристик окружающего мира, зафиксированное впоследствии на материальных и иных носителях. Она имеет количественные и качественные характеристики, может воспроизводиться, покупаться и продаваться. Под управленческой информацией понимается совокупность сведений, о процессах, протекающих внутри организации и в ее окружении, уменьшающих неопределенность управления и принятия решений. Информацию можно классифицировать по ряду позиций, в частности:
  • по носителям (электронные, вещественные и т.п.);
  • по направлению движения (входящая и исходящая);
  • по источнику (внешняя и внутренняя);
  • по содержанию (экономическая, правовая, техническая и пр.);
  • по спектру применимости;
  • по назначению;
  • по роли в управлении;
  • по степени важности;
  • по полноте;
  • по предназначению;
  • по характеру потребления;
  • по способам распространения (устная, письменная и комбинированная информация);
Время, необходимое для разработки и осуществления решения Это действие или процесс тренировки сознательного контроля над количеством времени, потраченного на конкретные виды деятельности, при котором специально увеличиваются эффективность и продуктивность. Управление временем может помочь рядом навыков, инструментов и методов, используемых при выполнении конкретных задач, проектов и целей. Этот набор включает в себя широкий спектр деятельности, а именно: планирование, распределение, постановку целей, делегирование, анализ временных затрат, мониторинг, организация, составление списков и расстановка приоритетов. Система управления временем составляет сочетание процессов, инструментов, техник и методов. Обычно управление временем является необходимостью в развитии любого проекта, поскольку определяет время завершения проекта и масштаб.
Применение методов моделирования В современных исследованиях очень широко используются методы моде­лирования. Суть их заключается в том, что реальные объекты исследования, особенно если они недоступны или если нельзя вмешиваться в их функцио­нирование, заменяются соответствующими моделями, пользуясь которыми можно провести эксперимент, изучать их поведение при изменениях параме­тров внешней и внутренней среды. Модель — это копия реального объекта, обладающая его основными ха­рактеристиками и способная имитировать его поведение.
Системы поддержки принятия решений Системы поддержки принятия решений (СППР) – это особые интерактивные информационные системы, использующие оборудование, программное обеспечение, данные, базу моделей и труд менеджера с целью поддержки всех стадий принятия полу структурируемых и не структурируемых решений непосредственными пользователями-менеджерами в процессе аналитического моделирования на основе предоставленного набора технологий.
Постановка задачи для принятия управленческого решения Чем конкретнее сформулирована проблема, тем более конкретная информация необходима. Чтобы сформулировать правильное решение проблемы, менеджер не должен стремиться к немедленному ее решению, часто это просто невозможно, а должен изучить причины возникновения проблемы, на основе имеющейся внутренней и внешней информации.  
Человеческий фактор Влияние человеческого фактора обусловлено личностными характеристиками менеджера, особенностями мышления, волей, здоровьем, опытом, ответственностью, профессионализмом, склонностью к риску, темпераментом, уровнем эмоциональности и характером внимания. Особенный интерес с точки зрения подготовки и реализации УР представляют такие характеристики мышления человека, как: Мотивация — это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей фирмы и личных целей. Чтобы эффективно двигаться навстречу цели, руководитель должен координировать работу и заставлять или стимулировать людей выполнять ее. Руководители воплощают свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации. Самым первым приемом мотивации к труду был метод кнута и пряника или метод вознаграждения и наказания, который применяется и сейчас. Компетенция представляет собой демонстрируемую способность сотрудника выполнять определенные производственные функции. Компетенции объединяют способности и мотивацию сотрудника и описывают его производственное поведение. Это – не просто знания сотрудника, это – знания, применимые и применяемые на практике. В качестве примера управленческих компетенций можно привести решение управленческих проблем (сбор и анализ информации, определение проблем, выработка альтернативных решений и выбор курса действий), влияние на окружающих (передача необходимой информации, преодоление барьеров и сопротивления, способность определять действия людей). Соответственно, компетенции представляют ценность не сами по себе, а лишь постольку, поскольку они помогают менеджерам достигать результатов. Менталитет – это особое состояние сознания, склад ума, способ восприятия, понимания и переживания личностью жизненно важных структур социума, зафиксированных в языке, традициях, культуре. Компоненты формирования менталитета менеджера: · осознание миссии; · овладение корпоративной культурой ; · развитие мышления предпринимательского типа, поддержание традиций российского государственного менеджмента и предпринимательства; · овладение профессиональным языком, понятийным аппаратом, современным лексиконом; · разработка принципов индивидуального стиля работы и собственного мышления; · ориентация на духовность, нравственность,; · учет при принятии и реализации решений «психологического эха», социальной памяти населения, его ментальных структур; · социализация — усвоение менеджером определенной системы социальных знаний, норм и ценностей. Широта мышления — это характеристика синтетического характера мышления, при котором человек умеет оценить роль анализируемой вариации в общем сценарии деятельности. Быстрота мышления — характеристика, определяющая время выполнения задания относительно среднего уровня, принятого в данной компании. Работники с более быстрым мышлением разбираются в ситуации и принимают эффективные решения с меньшими затратами времени. Гибкость мышления — характеризует способность человека своевременно и обоснованно переходить на новые методы разработки и реализации УР. Особенное значение при УР имеет способность личности вовлекать в работу необходимых для ее выполнения людей, руководствуясь только здравым смыслом.
Научная обоснованность Применение современных научных подходов к менеджменту. Современная наука управления представлена самыми различными течениями, школами, направлениями, концепциями, которые часто используются в практике управления фирмами в форме сочетания нескольких подходов. · Системный подход; · Комплексный подход; · Интеграционный подход; · Маркетинговый подход; · Функциональный подход; · Динамический подход; · Воспроизводственный подход; · Процессный подход; · Нормативный подход; · Количественный подход; · Административный подход; · Поведенческий подход; · Ситуационный подход; Это применение системного анализа в процессе разработки решения, учет всех внутренних и внешних факторов на основе достоверной информации. Умение выделять основное звено в решении, т.е. решение должно быть непротиворечивым и исходить из общих, принципиальных позиций, оно должно быть своевременным, и что не менее важно, лаконичным, конкретным и адресным.

Наши рекомендации