Понятие централизации и децентрализации
Делегирование полномочий является составной частью децентрализации. Главная цель делегирования полномочий – сделать возможной децентрализацию управления организацией. Это необходимо делать, когда масштабы управления слишком велики и сам процесс включает в себя передачу полномочий нижестоящим руководителям на выполнение специальных заданий. Передаются лишь полномочия. Всю ответственность продолжает нести старший руководитель.
От масштаба полномочий зависит степень централизации и децентрализации. Централизацияозначает концентрацию задач управления, а децентрализация – разделение задач по определенным признакам.
Организации, в которых руководство высшего звена оставляет за собой большую часть полномочий, необходимых для принятия важнейших решений, называются централизованными. Децентрализованные организации – это такие организации, в которых полномочия распределены по нижестоящим уровням управления. В сильно децентрализованных организациях управляющие среднего звена имеют очень большие полномочия в конкретных областях деятельности.
Для того чтобы определить, насколько данная организация централизована по сравнению с другими, выявляют следующие характеристики:
– количество решений, принимаемых на нижестоящих уровнях управления. Чем больше число решений, которые принимают нижестоящие руководители, тем меньше степень централизации;
– важность решений, принимаемых на нижестоящих уровнях;
– последствия решений, принимаемых на нижестоящих уровнях. Если руководители среднего звена могут принимать решения, затрагивающие более чем одну функцию, то организация слабо централизована;
– контроль за работой подчиненных. В слабо централизованной организации высшее руководство редко проверяет повседневные решения подчиненных руководителей. Оценка действий делается на основании суммарных достигнутых результатов.
При отсутствии делегирования полномочий управление организацией становится слишком централизованным. Уровень централизации тем ниже, чем больше решений принимается непосредственно на рабочих местах, которые незамедлительно выполняются и носят узкий, специальный характер. Централизация характеризуется отсутствием передачи полномочий и известными пределами компетентности, что ведет к снижению оперативности в принятии решений. Излишняя централизация ущемляет развитие инициативы представителей низшего звена руководителей.
Преимущества централизации кажутся очевидными и напрямую проистекают из самого определения термина централизация. Говоря о преимуществах централизации, чаще всего упоминают следующие факторы:
– централизация улучшает контроль и координацию специализированных функций, уменьшает количество и масштабы ошибочных решений, принимаемых менее опытными менеджерами;
– сильное централизованное управление позволяет избежать ситуаций, при которых одни отделы фирмы растут и развиваются за счет других или организации в целом;
– централизованное управление позволяет более экономно и легко использовать опыт и знания персонала центрального административного органа.
Централизованные структуры могут считаться целесообразными и полезными в случаях, когда:
1) ситуация требует ответственных (например, стратегических) решений, не допускающих сомнений и двойных толкований;
2) централизованные решения могут привести к экономии и сокращению издержек благодаря быстроте их принятия, однозначности и ориентации на детальный контроль;
3) требуется принятие специфических решений (финансовых, юридических и др.), которые позволят обеспечить выживание организации и ее адаптацию к внешней среде;
4) деятельность организации осуществляется в условиях стабильной и гомогенной (однородной) внешней среды др.
Поведение работников в централизованных структурах обусловливается отношениями односторонней зависимости подчиненных и руководителей, отсутствием свободы в принятии решений и постоянным ожиданием контролирующих действий со стороны руководителей.
Для удовлетворительного решения задачи по распределению функций следует представлять издержки и преимущества децентрализации различных управленческих функций. В соответствии с традиционными теориями менеджмента, преимуществами децентрализации являются:
– управлять крупными организациями централизованно невозможно из-за огромного количества требующейся информации и, следовательно, сложности процесса принятия решений;
– децентрализация дает возможность принимать решения тому руководителю, который ближе всего стоит к возникшей проблеме и лучше всех ее знает;
– децентрализация стимулирует инициативу и позволяет личности отождествить себя с организацией;
– децентрализация помогает подготовке молодого руководителя к более высоким должностям, предоставляя ему возможность принимать важные решения в начале карьеры.
Содержание работы руководителя
Схематично содержание работы руководителя можно представить следующим образом (рис. 7.5.1.):
Рис. 7.5.1. Содержание работы руководителя
Таким образом, можно отметить, что всю работу по управлению можно разделить на две части:
– управление деятельностью фирмы;
– управление персоналом (рис. 7.5.2.).
Рис. 7.5.2. Основные виды управления
Руководитель должен иметь:
– широкое общее представление о положении дел в отрасли, осознание изменений во внешней среде и возможностях их использования;
– чуткость к ситуациям внутри и вне фирмы;
– творческий подход и умение мотивировать себя и персонал;
– желание и способность сотрудничать;
– понимание результатов, умение планировать и выполнять планы;
– способность идти на риск и принимать решения;
– готовность дать оценку полученным результатам и определить программу развития фирмы и ее персонала.
В повседневной работе руководитель должен постоянно (а не случайно) получать результаты, иметь личный план работы, четко планировать деятельность подчиненных, делегировать им необходимые права и ответственность, обеспечивать четкую оценку деятельности подчиненных, обеспечить деятельность подразделения независимо от себя (например, подготовив заместителя), гордиться подчиненными, желать сотрудничать, разрешать конфликты и т.д.