Психическое развитие и факторы, обуславливающие его
Вопросы для обсуждения
1. Как происходило становление психологии развития и возрастной психологии как самостоятельной области психологической науки?
2. Охарактеризуйте принципиально отличающиеся позиции в понимании детерминации психического развития человека.
3. В чем существо биогенетического закона?
4. Какое преломление биогенетический принцип получил в психологии?
5. Почему методы, использованные С. Холлом, не могли привести к созданию обоснованной концепции психического развития в детстве?
6. Обозначьте основные тенденции в психологии развития в период первой трети XX в.
7. Какие существуют принципиальные позиции по проблеме детерминации психического развития человека?
8. Как решался вопрос о детерминации психического развития детей в подходах М. Монтессори и А. Гезелла? Какие педагогические выводы логически следуют из их взглядов?
9. Какова основная идея теории К. Бюлера?
10. В чем ограниченность метода зоопсихологического эксперимента в детской психологии? Что можно и что нельзя установить с его помощью?
Задания для СРС
1. Подберите примеры специфики детства в отечественной культуре.
2. Рассмотрите «Конвенцию о правах ребенка» с позиций исторического подхода к анализу детства.
3. Представим ситуацию, предложенную французским психологом А. Пьероном. Вообразим, что нашу планету постигла катастрофа. В живых остались только маленькие дети, а все взрослое население погибло. Все материальные и культурные ценности сохранились. Что в этом случае стало бы с человечеством, с историей человечества? Как будет проходить психическое развитие детей?
Семинар № 4
Теории психического развития
Вопросы для обсуждения
1. Назовите мотивы, лежащие в основе человеческого поведения по мнению 3. Фрейда.
2. Опишите структуру личности и ее развитие в процессе онтогенеза по мнению З. Фрейда. В чем состоят предпосылки возникновения внутреннего конфликта человека?
3. Почему подход психоанализа к пониманию психического развития может быть охарактеризован как преформистский?
4. Как трансформировался психоаналитический подход в детском психоанализе (цели, методы, способы коррекции)?
5. Охарактеризуйте наиболее важные понятия теории Э. Эриксона.
6. Почему концепцию Эриксона называют: психосоциальнойтеорией развития личности, эпигенетическойконцепцией, концепцией жизненного путиличности?
7. С чем связан кризис по мнению Э. Эриксона? Какие условия и факторы препятствуют позитивному выходу из кризиса, а на что можно опереться?
8. Основные положения теории Ж. Пиаже.
9. Теория Ж. Пиаже: за и против.
Задания для СРС 1. Прочитайте 3 главу повести Л. Н. Толстого «Юность» и сравните с характеристикой кризиса юношеского возраста концепции Э. Эриксона.2. Есть задачи, которые ребенок не может решить с помощью образного мышления. Они требуют логического мышления, использования понятий. Это задачи, которые нельзя в наглядной форме, а можно только обозначить словами. Это «задачи Жана Пиаже», где от ребенка требуется установить, меняется ли количество жидкости, если из пробирки, в которой был одинаковый уровень жидкости с другой такой же пробиркой, перелить ее в пробирку, имеющую больший диаметр, то ребенок скажет, что воды стало меньше.
Ошибка ребенка объясняется тем, что он судит о количестве воды по высоте столба воды в пробирке. Дети не могут представить себе количество воды отдельно от ее уровня. Жан Пиаже утверждал, что детям до 7 лет недопустимы полноценные действия с числом. Логические операции развиваются только к 11-12 годам.
Можно ли опровергнуть утверждение Ж. Пиаже? С помощью чего это можно сделать?
3. Наблюдения за детьми подтверждает, что индивидуальные пристрастия и антипатии матери оказывают существенное влияние на развитие ребенка. «Быстрее всего развивается то, что больше всего нравится матери, и оно оживленнее приветствуется; процесс развития замедляется там, где она остается равнодушной или скрывает свое одобрение», - замечает З. Фрейд.
Припомните случаи из взаимоотношений с ребенком, подтверждающие данное суждение З. Фрейда.
4. Э. Эриксон, изучая воспитание детей в индейских племенах обнаружен, что в каждой культуре имеется свой особый стиль материнства, который каждая мать воспринимает воспринимает как единственно правильный. Чем определяется тот или иной стиль воспитания в культуре?
5. Э. Эриксон писал, что продолжительное детство делает из ребенка виртуоза в техническом и интеллектуальном смыслах. Выскажите свое отношение к суждению Э. Эриксона. Происходит ли удлинение периода детства с развитием общества? Почему концепция жизненного пути личности Э.Эриксона называется эпигенетической?
6. Ребенок впервые увидел помидор. Как ребенок должен осуществлять действия ассимиляции и аккомодации? (По Ж. Пиаже)
7. Митя снова и снова дергает шнур. Ему это доставляет удовольствие. На какой стадии развития интеллекта (по Ж. Пиаже) находится Митя? Каков его примерный возраст?
Семинар № 5