Мышление как процесс решения задач
Лекция 12. Мышление
Понятие мышления
Мышление — процесс познавательной деятельности индивида, который характеризуется обобщенным и опосредованным отражением действительности и связан с процессом решения задач.
Мышление опирается на ощущения и восприятия, которые являются источником получаемой информации о внешнем мире. Однако мышление выходит далеко за их пределы. Оно позволяет познать то, что не лежит на поверхности, что скрыто от непосредственного восприятия. В восприятии предметы и явления, их свойства даны в единичных, несущественных связях. Задача мышления — отвлечься от несущественных свойств и выявить сущность, раскрыть закономерности, увидеть существенные связи предметов и явлений окружающего мира.
Итак, если ощущение и восприятие — познание действительности при непосредственном воздействии внешнего мира на органы чувств, то мышление — это опосредованное отражение действительности. В мышлении действительность отражается посредством понятий/знаков, символов. Именно они позволяют оторваться от наглядной ситуации, отвлечься от несущественных свойств и отношений.
Мышление как процесс решения задач
Мышление часто развертывается как процесс решения задач. Эти задачи могут относиться к области природы, общественной жизни, к самому человеку. Задачи могут возникать по ходу выполнения той или иной практической деятельности или быть специально созданными (учебные задачи или игровые задачи). Задача выступает как объект мышления.
Субъект мышления — тот, кто решает задачу. Мы можем предложить человеку решить задачу, но не всегда задача становится его собственной, т.е. человек может не принять ее (занят, задача неинтересная, думает о другом). Что же такое принятие задачи? Акт принятия задачи — это связывание задачи с мотивами личности. В психологической литературе обычно принято выделять две группы мотивов: внешние мотивы мыслительной деятельности и внутренние. Это название условно, но имеет следующий смысл: внешние мотивы — задача решается ради достижения результата, не связанного с познанием объекта, раскрытием неявных свойств объекта. Например, вы решаете задачу, чтобы поскорее уйти из аудитории, если поставлено такое условие: кто решит, может идти. Та же самая задача может решаться на основе внутренней мотивации, т.е. когда побуждается познавательными мотивами — узнать что-то новое, разобраться в задаче, методе ее решения.
Человек может начать решать задачу на основе внешней мотивации (например, чтобы окружающие не могли подумать, что он се не может решить). Но постепенно задача так захватывает его, что он начинает решать ради самого процесса решения задачи. Деятельность по решению задач всегда полимотивированна, т.е. побуждается многими мотивами.
Задача, которая подлежит решению и которая принята субъектом, может первоначально решаться на основе знакомых, отработанных приемов, или человеку может казаться, что он легко ее решит знакомыми приемами. Однако человек может зайти в тупик — ранее применяемые методы не ведут к решению. Возникает проблемная ситуация, для овладения .которой индивид должен найти и использовать новые средства и приемы. Итак. Проблемная ситуация возникает тогда, когда субъект не может решить задачу знакомыми, уже известными способами. Со стороны потребностно-мотивационной сферы проблемная ситуация есть возникновение Новой познавательной потребности: «А что мне дальше делать, как быть?» Эта потребность возникает на определенном этапе решения задачи. Однако чаше соотношение бывает обратным: сначала возникает проблемная ситуация, а затем на ее основе формулируется задача, то есть намечается искомое, которое можно найти путем преобразования определенных условий. Проницательному уму многое проблематично. Только для того, кто не привык самостоятельно мыслить не существует проблем: все представляется само собой разумеющимся. Первый признак мыслящего человека - умение видеть проблемы там, где они есть.
В искусственно составленной задаче выделяют требования и условия, которые определяют пути реализации этого требования. В условии содержится некоторая информация, но недостаточная для решения задачи. Процесс решения мыслительной задач состоит в уменьшении исходной неопределенности условий, в активном выборе информации, которая поступает как результат собственных действий субъекта. В задаче всегда что-то еще нужно и можно узнать. В этом «что-то еще», в невыполненных условиях, «промежуточных данных» и заключено неизвестное, которое является предметом мыслительных усилий. Деятельность мышления состоит в том, чтобы найти связи, отношения между элементами проблемной ситуации: исходными данными и теми, которые в ней участвуют, но не даны, а должны быть выявлены мыслящим субъектом. Какое-то из этих познаваемых в процессе решения задачи отношений и будет основным, искомым. Оно позволяет перекинуть мостик от неизвестного к тому. что требуется узнать В психологии решения задач используется понятие «поиск решения» — это отыскание принципа, логики решения в соответствии с которым и будут выполняться те или иные действия. Однако сказать, приведут ли эти действия к окончательному результату, нельзя.
Попробуйте решить сейчас следующую задачу. Проведите через 4 точки 3 прямые линии, не отрывая карандаш от бумаги так, чтобы карандаш возвратился в исходную точку.
Как вы решаете задачу? Вначале вы анализируете условия. Затем выдвигаете гипотезы. Гипотезы — важная составляющая процесса решения задачи. Процесс выдвижения гипотез зависит во многом от личностных факторов. Так, одни люди выдвигают множество гипотез могут осуществлять их не только прямую, но и косвенную проверку, не проявляют консерватизма в субъективной оценке вероятности гипотез. Другие проявляют инертность в выдвижении гипотез и при их проверке
Гипотезы могут выдвигаться одна за другой и последовательно проверяться. Могут выдвигаться все гипотезы сразу и затем проверяться.
Мышление и эмоции
В процессе мыслительной деятельности возникают так называемые, интеллектуальные эмоции. Эти эмоции выполняют функцию регуляции мыслительной деятельности, отражая реальные отношения между познавательной мотивацией и успешностью или неуспешностыо решения мыслительной задачи.
На этапе возникновения проблемы, когда обнаруживается что-то новое, необъяснимое прежними способами, возникает эмоция удивления, которая определенным образом влияет на протекание мыслительного процесса. Она презентирует сознанию еще неосознаваемое противоречие между «старым» и новым и на этой основе даст возможность субъекту почувствовать необычную ситуацию.
На этапе решения проблемы субъект формирует различные предположения и догадки. В этом процессе возникают специфические переживания— эмоции догадки. Они представляют собой эмоциональную оценку новых еще неосознанных образований. Таким образом, здесь эмоции выполняют функцию предвосхищения результатов мыслительной деятельности.
Завершающей фазой мыслительного процесса является проверка правильности решения, в ходе которой возникают многочисленные эмоции: радость, восторг, разочарование, огорчение и т.д. Рассматриваемые эмоции можно охарактеризовать (как эмоции успеха или неуспеха мыслительной деятельности. В случае достижения успеха положительные эмоции окрашивают и закрепляют наиболее удачные действия, догадки и идеи. В последующей мыслительной деятельности при соответствующих условиях субъект имеет тенденцию применять в первую очередь именно положительно окрашенные способы достижения цели.
Виды мышления
Выделяют несколько классификаций видов мышления по различным основаниям
1. Основанием для классификации (генетической) могут являться средства решения задачи, в качестве которых выступают действие, образ и понятие. В соответствии с этим выделяют следующие виды мышления:
Наглядно-действенное мышление, которое характеризуется тем, что решение задачи осуществляется с помощью действия, реального преобразования ситуации. Этот вид мышления есть и у животных. Так. широко известны классические опыты гештальтпсихолога В.Келера (1987-1967) по изучению практического интеллекта у шимпанзе. Обезьяны должны были решить задачи типа подтягивания банана с помощью палки. Иногда для этого требовалось составить длинную палку из двух коротких. Успех решения ставился в зависимость от видения ситуации в целом, от «гештальтирования» поля восприятия. Первоначально в поле восприятия у шимпанзе входит банан и преграда, мешающая достать этот банан. Затем в эту структуру включается палка. Таким образом. устанавливая связь между бананом и палкой, обезьяна переходит к новой структуре, тем самым решая задачу.
Наглядно-образное мышление. Здесь средством решения задачи является образ. В отличии от наглядно-действенного. в наглядно-образном мышлении преобразование происходит лишь в образном плане - мы мысленно проделываем то. что делалось с помощью, реального действия.
Словесно-логическое - один из основных видов мышления. который в качестве средств решения задачи использует понятия, логические конструкции, существующие на базе языка.
Все три вида мышления образуют этапы развития мышления в онтогенезе и филогенезе. Однако у взрослого человека сосуществуют все эти три вида мышления.
2. По продукту, который человек получает в результате его мыслительной деятельности различают продуктивное (творческое) и репродуктивное (воспроизводящее) мышление.
Продуктивное мышление характеризуется высокой степенью новизны получаемого на его основе продукта. Понятие «продуктивное мышление» было введено гештальпсихологами. 0ни полагали, что мышление — это переход от одной структуры к новой, то есть переструктурирование ситуации. Возникновение новой структуры происходит в результате инсайта, то есть озарения. Он осуществляется сразу, мгновенно. Я предлагаю вам решить следующую задачу, чтобы лучше понять идеи гештальтпсихологов о сущности процесса мышления.
Вы переструктурировали заданную ситуацию, в результате чего возникла новая структура. Гештальпсихологам принадлежит и термин «проблемная ситуация».
Репродуктивное мышление характеризуется меньшей степенью новизны, но тем не менее играет важную роль и в познавательной и в практической деятельности человека. На основе этого вида мышления осуществляется решение задач знакомой субъекту структуры (умножение, сложение и т.д.). Репродуктивное мышление имеет важное значение в учебной деятельности. Оно обеспечивает понимание нового материала при его изложении преподавателем или в учебнике, применение знаний на практике, если при этом не требуется их существенного преобразования.
Репродуктивное мышление играет немалую роль и в решении новых для субъекта проблем. В этом случае оно выступает на начальном этапе, когда человек пытается решить задачу известными способами и убеждается в том. что знакомые способы не обеспечивают ему успеха. Осознание этою приводит к проблемной ситуации. то есть активизируется продуктивное мышление, которое обеспечивает открытие новых знании.
3. По степени осознанности и развернутости мыслительного процесса выделяют интуитивное и дискурсивное мышление. Дело в том. что процесс мышления скачкообразен, часть его осуществляется подсознательно, без адекватного отражения в слове. Сначала в слове находит отражение его результат («Ага, нашёл!»), а затем сам путь к нему. Этот вид мышления называется интуитивным. Под интуицией следует понимать факт непосредственного усмотрения связей и отношений между объектом. Внезапное нахождение решения, как уже говорилось выше, называется ннсайтом или «ага-переживанием». Он часто возникает тогда, когда человек непосредственно не занят решением проблемы. В чем же здесь дело? Дело в том, что сам процесс поиска решения в значительной степени протекает интуитивно, под порогом сознания, не находя своего отражения в слове. Именно поэтому его результат, прорвавшийся в сферу сознания, осознается как инсайт. якобы не связанный с процессом решения
К решению какой-то проблемы человек может прийти путем логических рассуждений, выстраивая всю цепочку рассуждений. Это мышление называется дискурсивным.