Выявление ошибок при выборе профессий на основе анализа жизненных ситуаций (жизненные ситуации друзей, знакомых, родственников). Сообщения учащихся
Занятие 5. Личный профессиональный план
Понятие и построение личного профессионального плана
Ответив на предложенные вопросы, ты сможешь проверить:
знаешь ли ты:
– понятие выбора профессии;
– понятие личного профессионального плана;
– этапы осуществления своей профессиональной мечты;
умеешь ли ты:
– формулировать проблему своего профессионального выбора.
Задание 1.8.
Составление личного профессионального плана (по методике Н.С. Пряжникова)
Тебе необходимо ответить на вопросы опросника по построениюличного профессионального плана — ЛПП
1. Стоит ли в наше время честно трудиться? Почему?
________________________________
2. Зачем учиться после школы, ведь можно и так прекрасно устроиться?
________________________________
3. Ради чего ты собираешься прожить свою жизнь (в чём ты видишь её смысл)?
________________________________
4. Выбрал ли ты профессию, если да, то какую?
________________________________
5. Выдели основные этапы на пути к твоей профессиональной мечте (что собираешься делать после школы)?
________________________________
6. Что ты знаешь о своей будущей профессии? ___________________________________
· предмет, содержание и условия труда ____________________________________________
· профессионально важные качества ______________________________________________
· где можно получить эту профессию______________________________________________
· востребованность профессии на рынке труда______________________________________
2. Что повлияло на твой выбор (обведи нужное):
· самостоятельно принял (а) решение;
· посоветовали родители;
· посоветовали друзья;
· влияние оказали занятия в кружке, секции
· что-то другое _________________________________________________________________
3. Какие твои собственные недостатки могут помешать тебе на пути к профессиональной цели? Если можно, напиши что-то кроме лени, ведь многие, например, невнимательны, стеснительны, имеют проблемы со здоровьем и т.д.
________________________________
4. Как ты собираешься работать над собой и готовиться к профессии?
________________________________
5. Кто и что могут помешать тебе в реализации твоих профессиональных планов (какие люди и обстоятельства)?
________________________________
6. Как ты собираешься преодолевать эти внешние препятствия?
________________________________
7. Есть ли у тебя резервные варианты на случай неудачи по основному варианту?
________________________________
8. Что ты уже сейчас делаешь для подготовки к избранной профессии и для поступления в соответствующее учебное заведение? Напиши, что ты делаешь кроме хорошей учёбы в школе?
________________
________________
9. Если ты ещё не выбрал будущую профессию или сомневаешься в своём выборе, то почему (обведи нужное):
· плохо знаю мир профессий;
· плохо знаю свои возможности;
· не могу выбрать из нескольких вариантов;
· не знаю, как выбрать профессию;
· другой вариант _______________________________________________________________
Запиши вывод о своей готовности к построению личного профессионального плана.
________________________________________________________________________________
Занятие 6. Склонности и интересы в профессиональном выборе «Хочу»
Интерес – это индивидуальная особенность человека, проявляющаяся в положительном эмоциональном отношении к различным объектам и явлениям окружающей действительности, а также в интеллектуальной, познавательной активности.
Значение интересов в жизни человека велико: они побуждают овладевать знаниями, расширять кругозор, помогают преодолевать трудности, препятствия…
Интересы могут переходить в склонности — стремление заниматься определённой деятельностью, жажду этой деятельности. Между интересами и склонностями много общего, но есть и различие(можно проявлять интерес к кинематографу, но самому при этом не стремиться к деятельности в области кино).
Задание 1.9.
Анкета (М.Р. Гинзбург)
Каждый человек хочет занять какое-то определенное положение в жизни. Чего ты ожидаешь от того положения в жизни, которое ты хочешь занять? Ответь, поставив рядом с каждым высказыванием свою оценку в баллах, которые означают:
1 – совсем не важно,
2 – довольно не важно,
3 – безразлично,
4 – довольно важно.
5 – очень важно.
Для меня важно, чтобы то положение, которое я займу в жизни, обеспечило мне возможность:
1. Жить обеспеченной жизнью.
2. Руководить людьми.
3. Быть полезным людям.
4. Иметь много свободного времени.
5. Самому распоряжаться своим временем.
6. Видеть новые места, новых людей.
7. Применять свои способности.
8. Быть высокооплачиваемым.
9. Продвигаться по службе.
10. Быть нужным людям.
11. Расходовать поменьше сил.
12. Самому решать, что и как нужно делать.
13. Быть окруженным людьми моего возраста.
14. Работать творчески.
15. Хорошо зарабатывать.
16. Добиться высокого положения в обществе.
17. Быть полезным обществу.
18. Заниматься чистой и легкой работой.
19. Ни от кого не зависеть.
20. Общаться с людьми.
21. Постоянно совершенствоваться
Обработка анкеты
В этой анкете на каждое ожидание приходится три утверждения.
Ожидания:
- самореализация – 7, 14, 21;
- заработок – 1, 8, 15;
- карьера – 2, 9, 16;
- альтруизм (быть полезным людям, обществу) – 3, 10, 17;
- условия труда – 4, 11, 18;
- самостоятельность – 5, 12, 19;
- общение – 6, 13, 20.
Задание 1.10.
Для определения значимости различных ожиданий и значимости каждого ожидания для человека следует подсчитать в баллах среднее значение по вышеуказанным группам высказываний. То ожидание, где средний балл оказался выше, чем по другим, видимо, является для тебя наиболее ценным и значимым.
Интересную классификацию ценностей жизни и карьеры предлагает Д. Сьюпер:
1. Ценности максимального использования способностей.
2. Ценности достижений.
3. Ценности продвижения.
4. Эстетические ценности.
5. Альтруистические ценности (быть полезным людям, обществу).
6. Ценности власти (авторитарные ценности).
7. Ценности независимости (автономности).
8. Ценности творчества.
9. Экономическое вознаграждение.
10. Реализация своего стиля жизни.
11. Развитие личности.
12. Физическая активность.
13. Престиж.
14. Риск.
15. Социальное взаимодействие.
16. Социальные отношения.
17. Возможности изменчивости.
18. Условия работы как ценность.
19. Культурная идентификация.
20. Физическая доблесть.
21. Экономический успех.
Задание: проранжируй указанные выше ценности по степени значимости для тебя, т.е. на 1-м месте – самая значимая для тебя ценность, на 21-м – наименее значимая. Остальные располагаются в промежутке от наиболее – к наименее значимым для тебя ценностям.
Занятие 7. Индивидуальные интересы
Задание 1.11.
Диагностическая процедура
Выявление интересов учащихся (методика «Карта интересов»)
Дай ответ следующим образом: если нравится то, о чем говорится в утверждении, то поставь рядом с этим утверждением знак «+», если не нравится— «–»; если сомневаешься — поставь «0».
Любишь ли ты, нравится ли тебе, хотел бы ты?..
№ | Вопрос | Ответ |
1. | Читать книги по занимательной физике, занимательной математике | |
2. | Читать об открытиях в химии | |
3. | Выяснять устройство электроприборов | |
4. | Читать технические журналы | |
5. | Узнавать о жизни людей в разных странах | |
6. | Знакомиться с жизнью растений и животных | |
7. | Читать произведения мировой литературы | |
8. | Обсуждать политические события в стране и за рубежом | |
9. | Читать книги о жизни школы | |
10. | Знакомиться с работой врача | |
11. | Создавать уют в доме, классе, школе | |
12. | Посещать театры, музеи, выставки | |
13. | Читать книги о войнах и сражениях | |
14. | Читать об открытиях в физике и математике | |
15. | Выполнять домашние задания по химии | |
16. | Исправлять бытовые электроприборы | |
17. | Посещать технические выставки, знакомиться с новинками техники | |
18. | Ходить в походы, изучать родной край | |
19. | Изучать зоологию, ботанику, биологию | |
20. | Читать критические статьи по литературе | |
21. | Участвовать в школьных делах | |
22. | Объяснять товарищам домашнее задание | |
23. | Читать о том, как люди борются с болезнями | |
24. | Шить, вышивать, готовить | |
25. | Читать об искусстве | |
26. | Принимать активное участие в жизни школы | |
27. | Проводить опыты по физике | |
28. | Проводить опыты по химии | |
29. | Читать статьи по радиотехнике | |
30. | Собирать и ремонтировать механизмы (часы, велосипед) | |
31. | Собирать коллекцию минералов | |
32. | Работать в саду, огороде | |
33. | Письменно излагать свои мысли | |
34. | Читать книги по истории | |
35. | Рассказывать детям сказки, играть с ними | |
36. | Ухаживать за больными | |
37. | Помогать дома по хозяйству | |
38. | Принимать активное участие в концертах, выставках | |
39. | Участвовать в военно-спортивных играх | |
40. | Посещать дополнительные занятия по физике и математике. | |
41. | Готовить химические растворы, проводить опыты | |
42. | Ремонтировать компьютеры | |
43. | Изготавливать модели кораблей, самолетов | |
44. | Участвовать в географических и геологических экспедициях | |
45. | Наблюдать за живой природой | |
46. | Изучать иностранный язык | |
47. | Выступать с докладами на исторические темы | |
48. | Организовывать общешкольные мероприятия | |
49. | Ухаживать за детьми | |
50. | Делать разные покупки | |
51. | Беседовать с другими людьми об искусстве | |
52. | Заниматься в спортивных секциях | |
53. | Участвовать в физико-математических олимпиадах | |
54. | Решать задачи по химии | |
55. | Выполнять работы с измерительными приборами | |
56. | Выполнять работы по механике | |
57. | Разбираться в географических, геологических картах | |
58. | Проводить опыты по биологии | |
59. | Обсуждать прочитанные книги и увиденные фильмы | |
60. | Изучать политику и экономику других стран | |
61. | Обсуждать вопросы воспитания и обучения | |
62. | Знакомиться со строением человеческого организма | |
63. | Убеждать людей в чем-либо | |
64. | Знакомиться с историей искусств | |
65. | Быть организатором в походах и играх | |
66. | Производить математические действия | |
67. | Отмечать химические явления в природе | |
68. | Разбираться в радиосхемах | |
69. | Выполнять чертежи | |
70. | Производить топографическую съемку местности | |
71. | Ухаживать за животными | |
72. | Выступать с докладами по вопросам литературы | |
73. | Знакомиться с историей культуры | |
74. | Давать объяснения младшим школьникам | |
75. | Изучать причины возникновения различных болезней | |
76. | Знакомиться, общаться с разными людьми | |
77. | Участвовать в спектаклях, концертах | |
78. | Соблюдать режим дня |
Бланк для ответов
Обработка результатов
Тринадцать колонок в бланке – это тринадцать направлений профессиональной деятельности:
1. физика и математика;
2. химия;
3. радиотехника и электроника;
4. механика и конструирование;
5. география-геология;
6. биология;
7. филология;
8. история и политика;
9. педагогика и воспитание;
10. медицина;
11. домоводство;
12. искусство;
13. спорт и военное дело.
По каждой из колонок подсчитывается арифметическая сумма плюсов и минусов. Вопросы сгруппированы таким образом, что первые два в каждом вертикальном столбце дают возможность выяснить, есть ли желание ознакомиться с той или иной областью знаний и видом деятельности. Вторые два означают стремление к углубленному познанию предмета своих интересов, а последние два – практическую деятельность в этой области.
Отметь полученные результаты в таблице «Мое профессиональное самоопределение» в графе «Карта интересов».
Занятие 8. Возможности в профессиональной деятельности «Могу»
Если требования, предъявляемые профессией к работающему, совпадают с его личными качествами и возможностями, то говорят о ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ.
Другими словами, профпригодность – это гармония человека и его дела.
Высший уровень профессиональной пригодности (в том случае, когда речь идёт о правильном выборе профессии) подразумевает наличие у человека явных признаков определённых качеств, необходимых для избираемой деятельности. Тогда говорят о ПРИЗВАНИИ.
Профессиональная пригодность формируемое качество и во многом находится в руках самого человека.
О НЕПРИГОДНОСТИ человека к определённому труду можно говорить в том случае, если у него имеются отклонения в состоянии здоровья, которые будут усугубляться в процессе этой деятельности или мешать её выполнению.
Задание 1.12.
Заполнить анкету ЗДОРОВЬЯ
1. Считаете ли вы себя здоровым человеком?
2. Сколько раз в году вы болеете простудными заболеваниями?
3. Есть ли у вас хронические заболевания, какие именно? Укажите.
4. Наблюдаетесь ли вы у врача по поводу заболевания?
5. Имеются ли у вас какие-либо нарушения опорно-двигательного аппарата (хромота, нарушение осанки и т. д.). Укажите какие.
6. Отмечалась ли у вас аллергическая реакция (на продукты, пыль, лекарства, растения и т.д.). Отметьте на что именно.
7. Есть ли у вас жалобы на недомогания (головные боли, плохой сон, раздражительность, боли в сердце, утомляемость и т.д.). Какие именно?
8. Имеются ли у вас нарушения зрения?
9. Имеются ли у вас нарушения слуха?
10. Имеются ли у вас нарушения речи?
11. Беспокоит ли вас ваше состояние здоровья?
12. Испытываете ли вы какие-либо неприятные ощущения при физических нагрузках, занятиях спортом, трудовой деятельностью (одышка, выраженная усталость, головокружение, боли в боку…)
13. Ваше обычное самочувствие: отличное, хорошее, неважное, другое (нужное подчеркнуть)
14. Знаете ли вы о необходимости учитывать состояние здоровья при выборе будущей деятельности?
15. Считаете ли вы, что вам нужны рекомендации врача при выборе профессии?
Задание 1.13.
Работа со схемой «Здоровье и выбор профессии»
Задание 1.14. Диагностическая процедура
Диагностика типа личности (методика Голланда) (РС версия)
Психодиагностика типа личности, которая выявляет отношение к одному, или нескольким из шести основных типов личности, каждый из которых характеризуется освоением определенных видов деятельности.
Типы личности:
Реалистичный тип.
Мужской несоциальный тип. Обладает высокой эмоциональной стабильностью, ориентирован на настоящее. Предпочитает заниматься конкретным объектами и их использованием. Выбирает занятия, требующие моторных навыков (постоянное движение), ловкости. Отдает предпочтение профессиям с конкретными задачами: механик, водитель, инженер, агроном и т.п. Ищет рациональную среду. Для этого типа характерны невербальные способности, хорошие моторные навыки, пространственное воображение (чтение чертежей). Наибольший процент людей реалистического типа встречается среди студентов физиков, экономистов, кибернетиков, химиков, физкультурников.
Интеллектуальный тип.
Для этого типа характерен аналитический склад ума, независимость и оригинальность суждений; преобладают теоретические и этические ценности. Ориентируется на решение интеллектуальных творческих задач, чаще выбирает научные профессии. Характеризуется высокой активностью, но в процессе деятельности на общение не настроен. В беседах чаще всего является передатчиком информации, в основном – интроверт. Данный тип часто встречается среди студентов медиков, математиков, географов, геологов, а также среди представителей творческих профессий.
Социальный тип.
Цели и задачи людей этого типа – установить контакт с окружающей средой. Обладают социальными умениями (умения общаться, потребность в лидерстве) и нуждаются в социальных контактах. Выбирают работу, связанную с постоянным личным общением. Основными чертами характера являются: стремление поучать и воспитывать, гуманность, способность к сопереживанию, женственность. Предпочитаемые занятия: обучение и лечение – врачи, педагоги, психологи. Этот тип активен, но зависим от окружающих и общественного мнения. Характерно подстраивание под других, приспособление. Проблемы решают, опираясь на эмоции, чувства в структуре интеллекта преобладают вербальные способности. По данным ученых, среди студентов медиков, учителей, психологов 91% представителей социального типа.
Конвенциальный тип.
Отдает предпочтение строго структурированной деятельности, работе по инструкции, определенным алгоритмам. Имеются способности к переработке конкретной рутинной (цифровой) информации. Подход к проблемам носит стереотипный характер. Черты характера: консерватизм, подчиненность, зависимость. В поведении и общении придерживается стереотипов, хорошо следует обычаям. Слабый организатор и руководитель. Чаще преобладают невербальные (особенно счетные) способности. Большинство людей такого типа среди бухгалтеров, финансистов, товароведов, экономистов.
Предприимчивый тип.
Выбирает цели и задачи, позволяющие проявить энергию, импульсивность, энтузиазм. Черты характера: стремление к лидерству, потребность в признании, предприимчивость, некоторая агрессивность. Предпочитает неясные вербальные задачи, связанные с руководством, личным статусом. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Не нравятся занятия, требующие усидчивости, большого труда, моторных навыков, концентрация внимания. Представителей данного типа много среди заведующих, дипломатов, репортеров, менеджеров, директоров, брокеров, кооператоров.
Артистичный тип.
Отношение к окружающим опирается на свое воображение и интуицию. Ему присущ эмоционально сложный взгляд на жизнь. Черты характера: независимость в принятии решений, гибкость и оригинальность мышления. Как обычно, он не живет по правилам и традициям, предпочитает занятия творческого плана: музицирование, рисование, творческая деятельность в области гуманитарных наук. У людей этого типа часто высокие способности восприятия и моторики. Чаще бывают экстравертами, в структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Артистические типы встречаются среди студентов историков, философов, студенты художественных вузов.
Данная методика позволяет определить преобладающий тип личности из шести. Представители каждого типа отличаются профессиональными интересами и предпочтениями.
Определив свой преобладающий тип личности можно выявить профессиональную среду, в которой Вам будет комфортнее всего работать или еще две среды которые Вам тоже подходят.
Внеси свои результаты в график