Соотношение симптомов дизонтогенеза и болезни
В психиатрии симптомы болезни подразделяют на негативные и продуктивные. Пограничные между ними - возрастные симптомы.
Негативные симптомы включают в себя явления "выпадения" в психической деятельности:
- снижение эмоциональной активности;
- снижение интеллектуальной активности;
- снижение когнитивных функций (мышления, восприятия, памяти, внимания).
Продуктивныесимптомы связаны с явлениями патологической ирритации (возбуждения) психических процессов:
- невротические и неврозоподобные расстройства;
- судорожные состояния;
- страхи (фобии);
- галлюцинации;
- бредовые идеи.
Возрастные симптомы отражают патологически искаженные и утрированные проявления нормального возрастного развития. Их возникновение связано с реагированием на ту или иную вредность. Нервно-психическое реагирование детей и подростков в разные возрастные периоды на разные привходящие факторы различно.
0-3 года - преобладает сомато-вегетативное реагирование по причине его достаточной зрелости. Симптомы:
- повышенная общая и вегетативная возбудимость;
- нарушения сна;
- нарушения аппетита;
- желудочно-кишечные расстройства.
4-10 лет - ведущим выступает психомоторное реагирование, которое обусловлено интенсивной дифференциацией корковых отделов двигательного анализатора. Его симптомы:
- гипердинамические расстройства;
- психомоторная возбудимость;
- тики;
- заикание.
7-12 лет - акцентируется в развитии аффективное реагирование. Для него характерны симптомы:
- аффективная возбудимость;
- негативизм;
- агрессия;
- страхи.
12-16 лет - ведущим является эмоционально-идеаторное реагирование как в пред-, так и пубертатном возрасте. Его симптомы:
- сверхценные увлечения и интересы, например, «синдром философической интоксикации»;
- сверхценные ипохондрические идеи, идеи мнимого уродства (дисморфофобия, нервная анорексия);
- психогенные реакции протеста, эмансипации.
Преимущественная симптоматика каждого возрастного реагирования не исключает симптомов предыдущего возрастного периода, но отводит им периферическое место в картине дизонтогении.
Преобладание форм реагирования, свойственных более младшему возрасту, в старших возрастных периодах развития свидетельствует о явлениях задержки психического развития подростка.
На разных этапах онтогенеза отдельные проявления нервно-психического реагирования не исчезают совсем, они сосуществуют в новых качествах, формируя новые типы психического нарушения.
В детском возрасте взаимоотношения между симптомами болезни и проявлениями дизонтогенеза могут быть представлены следующим образом:
• Негативные симптомы болезни в значительной мере определяют специфику и тяжесть дизонтогенеза;
• продуктивные симптомы оказывают общее тормозящее воздействие на психическое развитие больного ребенка;
• возрастные симптомы являются пограничными между явлениями дизонтогенеза и продуктивными симптомами.