Понятие об экспериментальном методе исследования и его этапахНеэксперимент.метоы исследов
План: 1)понятие экспериментального метода 2)типы эксперименталь.исследования 3)этапы психологического экспериментального исследования.
Экспериментальный метод –спланированное и управляемое субъектом исследование, в ходе которого экспериментатор (субъект) воздействует на изолированный объект (объекты) и регистрирует изменение его состояния. Проводится с целью проверки гипотезы о причинно-следственной связи между воздействием (независимой переменной) и изменениями состояния объекта (зависимой переменной). Экспериментальное исследование в психологии отличается от других методов тем, что экспериментатор активно манипулирует независимой переменной. Нормальным вариантом экспериментального исследования является наличие основной и контрольных групп испытуемых.
Выделяют несколько типов экспериментального исследования:
1.поисковый эксперимент –проводится тогда, когда неизвестно, существует ли причинная связь между независимой и зависимой переменными. В случае, если существует информация о качественной связи между двумя переменными, выдвигается гипотеза о виде этой связи. Тогда исследователь проводит подтверждающий эксперимент.
2.подтверждающий эксперимент –в нем выявляется вид связи между независимой и зависимой переменными.
3.критический эксперимент –он проводится для того, чтобы одновременно проверить все возможные гипотезы. Подтверждение одной из них ведет к опровержению всех других возможных альтернатив.
4.пилотажный эксперимент –этот термин применяется для обозначения пробного, первого эксперимента из серии экспериментов. Обычно пилотаж проводят перед «большим», трудоемким экспериментальным исследованием. Пилотажное исследование проводится на меньшей выборке испытуемых, по сокращенному плану и без строгого контроля внешних переменных.
5.полевое исследование (естественный эксперимент) –проводится для изучения связи между реальными переменными в повседневной жизни, например, между статусом ребенка в группе и количеством его контактов в игре со сверстниками. При проведении полевого исследования нет возможности строго контролировать внешние переменные, отбирать группы и распределять внутри них испытуемых, управлять независимой переменной и точно регистрировать зависимую переменную. Но в некоторых случаях полевой эксперимент –единственно возможный способ получения научной информации (в психологии развития, социальной психологии, в клинической психологии).
Основные этапы психологического экспериментального исследования:
1.первичная постановка проблемы. Исследователь должен уяснить себе, чем он неудовлетворен в современном психологическом знании, где он ощущает пробелы.
2.этап работы с научной литературой. Исследователь должен ознакомиться с экспериментальными данными, полученными другими психологами, и попытками объяснения причин заинтересовавшего его явления. Результат работы над литературой – это уточнение проблемы, возникновение гипотезы. Возможно, что психолог откажется от исследования, т.к. проблема может показаться неразрешимой или наоборот, настолько исследованной, что ничего нового к имеющимся результатам добавить уже нельзя.
3.уточнение гипотезы и определение переменных. Экспериментальная гипотеза должна быть сформулирована в виде импликативного высказывания: «если… то…». Кроме того она должна быть конкретизирована и операционализированна. Это означает, что входящие в высказывание «если А, то Б» переменные А и Б должны контролироваться в эксперименте. Определение переменных завершают этап уточнения гипотезы. Помимо независимой и зависимой переменных должны быть определены внешние переменные.
4.выбор экспериментального инструмента, который позволил бы ему: а)управлять независимой переменной; б)регистрировать зависимую переменную. Речь идет о конкретной методике и аппаратуре психологического эксперимента.
5.выбор экспериментального плана. При ограниченности времени и ресурсов выбирают максимально простые экспериментальные планы. Для проверки сложных гипотез требующих управления несколькими независимыми переменными или учета многих дополнительных переменных используют соответствующие усложненные планы.
6.отбор и распределение испытуемых по группам проводится в соответствии с принятым экспериментальным планом. Всего совокупность потенциальных испытуемых, которые могут быть объектами данного психологического исследования, обозначают как популяцию или генеральнуюсовокупность. Множество людей принимающих участие в исследовании называют выборкой. Для того, чтобы выборка представляла генеральную совокупность, потенциальным испытуемым должны быть предоставлены равные шансы стать реальными участниками исследования. Техника рандомизации состоит в том, что всем представителям совокупности присваивается индекс, а затем производится случайный отбор в группу необходимой численности для участия в эксперименте.
7.проведение эксперимента является наиболее ответственной частью исследования, требующей от человека не только знаний и навыков, но и способностей к экспериментированию. В ходе эксперимента исследователь организует процесс взаимодействия с испытуемым, зачитывает инструкцию, проводит, если это необходимо, обучающую серию.
8.выбор методов статистической обработки, ее проведение и интерпретация результатов. Обычно методы обработки данных выбираются на стадии планирования эксперимента или же еще раньше – при выдвижении экспериментальной гипотезы.
9.выводы и интерпретация результатов. Итогом экспериментального исследования является подтверждение или опровержение гипотезы. Исследователь сопоставляет свои выводы с выводами других авторов.
10.конечным продуктом исследования является научный отчет, рукопись статьи.
Исследование считается завершенным, если экспериментальная гипотеза опровергнута или неопровергнута, а результаты исследования представлены на суд научной общественности.