Психологическая систематика видов спорта и соревновательных упражнений
Современный спорт представлен большим количеством его видов, соревновательных упражнений, входящих в отдельные виды спорта, а также разнообразием содержательной и процессуальной сторон спортивной деятельности (биомеханической, энергетической, средовой и психологической).
Т.Т. Джамгаровым (1979) разработана классификация видов спорта и соревновательных упражнений. В качестве основного критерия избрано взаимодействие спортсменов в процессе соревнований, которое выступает в двух основных формах: по отношению к противнику - в форме противоборства (соперничества); по отношению к партнерам - в форме взаимодействия (сотрудничества).
Это определило два аспекта рассмотрения параметров взаимодействия спортсменов.
Первый аспект - противоборство (непосредственное и опосредованное) соперников или команд.
Непосредственное противоборство характеризуется пространственно-временным единством взаимодействия противоборствующих сторон. Проявляется при жестком, физическом и условном контактах.
Опосредованное противоборство характеризуется поочередностью выполнения соревновательных упражнений (акробатика, прыжки на батуте).
Во всех случаях непосредственного и опосредованного противоборства между соперниками имеется и психологический контакт. Причем для опосредованного противоборства этот контакт является единственной формой взаимодействия соперников в процессе соревнования.
Второй аспект - взаимодействие партнеров в команде, которое в зависимости от вида спорта и предусмотренных правилами условий может протекать в четырех различных формах:
1.Совместно-взаимосвязанная деятельность - характеризуется объединением и взаимодополнением усилий как для повышения эффективности своих действий, так и для противодействия команде противника.
2.Совместно-синергическая деятельность - проявляется в строгой синхронизации движений.
3.Совместно-последовательная деятельность (эстафеты) - заключается в быстроте прохождения каждым спортсменом своего отрезка дистанции и правильности передачи эстафеты.
4.Совместно-индивидуальная деятельность - характеризуется состязанием один на один с соперником, одновременно с несколькими, или выступлением поочередно. Однако результат каждого спортсмена рассматривается не только в плане индивидуального достижения, но и команды в целом.
Виды спорта: 1.Контактные–спортивные игры(индивидуальные, командные),единоборства(бокс,борьба,фехтование);2.Рекордные–скотростно-силовые,циклические(плавание),стрельба,управление средствами передвижения;3.Художественные–одиночные,парные, групповые.
8. Психологическая структура спортивной деятельности. Одной из важнейших особенностей спортивной деятельности, составной ее частью является психомоторика - функциональная взаимосвязь различных психических процессов с движениями и деятельностью человека.
Психомоторика - связующее звено между основными факторами и закономерностями психического развития, обеспечивающее совершенное владение техникой конкретного вида спорта. К психомоторным процессам относят специализированные восприятия («чувство воды», «чувство мяча»), все произвольно управляемые действия (в том числе - двигательные навыки), быстроту и точность реагирования на раздражители.
Вторая особенность - стремление спортсмена к совершенствованию в избранном виде спорта (необходимость овладения совершенной техникой выполнения физических упражнений) и достижению наивысших результатов в нем. Это требует от спортсмена систематической и длительной тренировки.
Третья особенность - наличие спортивной борьбы, которая приобретает особо острый характер во время спортивных соревнований и сопровождается проявлением ярко выраженных эмоций.
Четвертая особенность - наличие ярко выраженного стресса, особенно на уровне соревнований крупного масштаба.
Пятая особенность - взаимосвязь психологических особенностей личности спортсмена (волевых, интеллектуальных, эмоциональных и др.), с успешностью спортивной деятельности.
Шестая особенность - взаимодействие участников спортивной деятельности, протекающее в форме непосредственной или опосредованной борьбы.
Седьмая особенность спортивной деятельности - общение (коммуникация), средствами которого являются вербальное и невербальное общение: специальные жесты (жесты спортивных судей), мимика, пантомимика, а также непроизвольные моторные действия.
Психологическая структура спортивной деятельности является одной из центральных проблем психологии спорта. Общая психологическая структура любой деятельности, в том числе и спортивной, может быть представлена следующей схемой: цель - мотив - способ - результат.
1. Цель - субъективный образ предполагаемого результата деятельности, на достижение которого направлены действия. Цель выступает в качестве регулятора активности, влияя на выбор конкретных средств достижения желаемого результата. Цели всегда осознаваемы и являются итогом мыслительной работы, в процессе которой спортсмен пытается разрешить противоречие между требованиями деятельности - с одной стороны и собственными возможностями, способностями адаптироваться к этим условиям и требованиям - с другой.
2. Мотив - побуждение к определенной активности (побуждает личность добиваться цели). Спортивная деятельность, как и любая другая, всегда полимотивирована. В качестве мотива всегда выступает переживание чего-то личностнозначимого для спортсмена.
В структуре спортивной деятельности блок мотивации спортивной деятельности выполняет следующие функции: а) является пусковым механизмом деятельности;
б) поддерживает необходимый уровень активности в процессе тренировочной и соревновательной деятельности;
в) регулирует содержание активности, использование различных средств деятельности для достижения желаемых результатов.
3. Способы спортивной деятельности- действия и операции, которые образуют технику и тактику избранного вида спорта.
Действие - относительно завершенный элемент деятельности, направленный на достижение определенной промежуточной цели.
Операция - способ выполнения действия. Например: прыжок в высоту (ножницы, перекидной и т.д.).
4. Результаты спортивной деятельности рассматривают в узком и широком смыслах.
В узком смысле - это конкретные спортивные достижения, выраженные в секундах, метрах, баллах и т. д., занятых местах, рекордах, квалификации и титулах спортсмена.
В широком смысле результаты спортивной деятельности связаны с влиянием спорта на развитие человека и общества (биологический, педагогический, психологический, социальный эффекты). Биологический результат характеризует изменения, которые произошли в организме на физиологическом уровне (увеличение мышечной массы, физическое развитие, здоровье...). Педагогический результат характеризует свойства, черты личности, которые сформированы у спортсмена в результате обучения и воспитания. Психологический результат характеризует изменения в психике спортсмена (развитие психических процессов, формирование эмоционально-волевой и мотивационной сферы личности). Социальный результат характеризует изменения социального статуса спортсмена, его положение в обществе, окружение, материальное положение (социальный статус, стиль поведения и т. п.).