Развитие и упадок ассоцианизма в XIX веке (от Т.Брауна до Г.Спенсера)
XIX век является веком триумфа ассоцианизма. Закон ассоциаций рассматривался как основное явление душевной жизни. В ассоцианизме видели теорию, которую можно применить к вопросам политики, морали, воспитания.
Возникнув в Англии, ассоциативная психология в XIX в. развивалась выдающимися философами и учеными: Томасом Брауном, Джемсом Миллем, Джоном Стюартом Миллем, Александром Бэном, Гербертом Спенсером. Важной особенностью ассоцианизма XIX в. явилось его соединение с философией позитивизма: Дж.Ст. Милль и Г. Спенсер были вместе с О. Контом основоположниками позитивизма. На развитие ассоциативной психологии большое влияние оказали успехи в области естествознания, особенно открытия в области химии (первое десятилетие XIX в.), а также в физике и позже в биологии.
Три этапа в развитии:
• Наивысший расцвет ассоцианизма у Т. Брауна и Дж.Ст. Милля. Классическая форма.
• Потом у Дж.Ст. Милля - пересмотр основных положений о предмете и методе ассоциативной психологии и начало кризиса. У А. Бэна продолжается отступление от классического ассоцианизма по ряду проблем.
• В конце XIX в. в ассоциативную теорию входит эксперимент. Экспериментальное исследование ассоциаций начал ученик Вундта М. Траутшольдт (1883). Крупнейшие представители ассоцианизма этого периода - Г. Эббингауз, Г.Э. Мюллер, Т. Циген.
Томас Браун(1778— 1820) вывел вторичные законы ассоциаций, т. е. учение о дополнительных факторах, объясняющих возникновение в данный момент той или иной ассоциации из многих других: сила исходного ощущения, его новизна, близость, природные способности индивида, состояние его здоровья и др.
Анализ мышления как процесса решения задач, основанных на течении ассоциаций: задача вызывает беспорядочные ассоциации, одна из которых соответствует решению. Развил учение об ощущениях: выделил из осязания ощущение тепла-холода, а также мускульное чувство.
Браун отрывает душевные явления от их материальной основы, от мозга и исследует их как подчиненных собственным, чисто внутренним законам, которые открываются только в самонаблюдении. Сам термин «ассоциация» использовался для объяснения лишь простейших связей между наличным ощущением и предшествующими обстоятельствами (например, вид человека вызывает в памяти его имя и т. п.). По отношению к ассоциациям Браун признает, что основания для них лежат в мозгу. Все остальные связи представляют собой операции духа и называются относительными внушениями (relative suggestions). Соответственно ассоциации называются еще простыми внушениями (simple suggestions). Так, все душевные операции делятся на ассоциации (простые внушения) и относительные внушения. Единственный метод исследования духа, по Брауну - самонаблюдение. Идеи виртуального анализав психологии: как в химии... требуется напряженная сосредоточенность мысли, чтобы разложить и разделить на части совокупность (как вещество на элементы). Что делает химик по отношению к материи, то же самое делает интеллектуальный аналитик по отношению к духу. Но анализ в отношении духа не может дать реального расчленения психических явлений.
Механицизмом в объяснении душевных явлений: всякое сложное психическое явление он сводит к сумме составляющих его более простых. Относительные внушения, которыми объясняются все операции ума, протекают как деятельность сравнения. Компоненты сравнения: 1) две или более идеи как объекты сравнения; 2) чувство отношения между ними, например, сходство; 3) чувство произвольности, т. е. наличие намерения, желание найти это отношение. Поскольку сравнение может осуществляться и непроизвольно, автоматически, делается вывод, что сравнение есть только ассоциация, а активный характер этого процесса с психологической точки зрения — иллюзия.
Потребности (аппетиты) Браун включает в область чувственных процессов (feelings) наряду с ощущениями и чувствами удовольствия и неудовольствия (имеются в виду лишь биологические потребности — в сне, отдыхе, пище и т. п.). Он разделяет потребность на два рода чувствований (feelings): ощущение неудовольствия, вызываемое состоянием тела (при голоде, жажде и т. п.), и связанное с ним желание того, что устраняет это неудовольствие (проспективная или направленная на будущее эмоциея), и ассоциацию между ними. Потребность сводится к ассоциации между двумя чувствованиями.
(В Ярошевском написано, что Милли (отец и сын) были основными лидерами направления ассоцианизма в это время)
Джеймс Милль (отец)(1773— 1836), историк и экономист, его книга "Анализ явлений человеческого духа" стала вершиной классического английского ассоцианизма. Его целью было способствовать наилучшему развитию душевных способностей и сил при воспитании. Опирался на предшественников, особенно на психологию Гартли.
Вся психологическая жизнь сводится к ощущениям, представлениям и ассоциациям идей: есть только одно явление — ощущение и только один закон — ассоциации. Всякий опыт состоит, в конечном счете, из простейших элементов (ощущений), образующих идеи (сперва простые, затем все более сложные). Он выделил две причины закрепления ассоциаций: живость ассоциируемых ощущений и частоту их повторения. Общий закон ассоциаций: идеи зарождаются и существуют в том порядке, в котором существовали ощущения как их оригиналы. Поэтому ассоциации только одновременные или последовательные. Восприятия объектов построены из одновременных ассоциаций. Последовательные ассоциации еще более бесчисленны, и их природа лучше всего видна в обычной последовательности слов и мысли.
В этом учении проявляется полная пассивность организма, механицизм в трактовке психики. Сложные ментальные соединения по типу механики.
Милль борется с активностью личности. Воспоминание и интеллектуальную деятельность он представлял так. Есть задача что-то вспомнить. От этого эмоционального представления идут многочисленные ассоциации. Если «нападем» на идею, с которой ассоциировалось представление, которое мы хотим вспомнить, то вспомним его. Таков же механизм интеллекта.
Джон Стюарт Милль (сын)(1806- 1873), властитель дум в Европе и России. Экономист, философ, писал труды по логике, этике и другим наукам. Его "Система логики" (1843) - одно из наиболее значительных явлений философской мысли XIX века, т.к. выдвинуло на первый план проблемы методологии научного исследования.
Защищая ассоциативную психологию, фактически пришел к выводу о ее теоретической несостоятельности. Явления сознания организованы не как в механике, а как в химии ("ментальная химия").В химии по продукту нельзя судить об исходных элементах, а знание свойств элементов не дает свойства целого, и анализ явлений сознания как продуктов психического синтеза не может дать нам представления об исходных компонентах. Следовательно, виртуальный анализ несостоятелен. Простые идеи порождают, а не составляют своей совокупностью идеи сложные (как водород и кислород - воду). Таким образом, изучение самих сложных явлений — суждений, стремлений, хотений — остается самостоятельной задачей.
Поскольку в психологии нет средств для реального анализа сознания, она не может существовать как наука. Ее описания, тем не менее, имеют практическую полезность.
Предмет в ассоциативной психологии тоже критикуется. Соотношение физиологических телесных процессов и духовных состояний: все состояния духа, т. е. состояния сознания — мысли, эмоции, желания и ощущения — производятся непосредственно или другими состояниями духа или состояниями тела. Ощущения происходят под воздействием внешнего предмета, в их основе лежат физиологические процессы. Не мысль вызывает мысль: ассоциация существовала не между двумя мыслями, а между двумя состояниями мозга, предшествовавшими разным мыслям. Из каждого состояния мозга следует особое состояние сознания. Вывод: «...не существует самостоятельных (или оригинальных) психических законов — «законов духа» ...психология есть просто ветвь физиологии, высшая и наиболее трудная для изучения». Но физиология еще далека от того, чтобы объяснить явления сознания. Несмотря на все свои несовершенства, психология «значительно более продвинута вперед, чем соответствующая ей часть физиологии. Он ставит вопрос о создании особой эмпирической "науки об уме" Милль видит предмет психологии так: «...предметом психологии служат единообразия последовательности — те законы (конечные или производные), по которым одно психическое состояние идет за другим, вызывается другим (или, по крайней мере, следует за ним)».
Отступления Милля от классического ассоцианизма: вводит понятие «Я» в качестве субъекта сознания (в классическом есть только элементы сознания), указывает, что существуют ассоциации по сходству (в строгом ассоцианизме ассоциации — это пассивные образования и могут быть только одновременными или последовательными). Во всех уточнениях, которые вносит Милль, фактически содержится признание несостоятельности ассоциативной психологии как научной системы.
Александр Бэн(1818- 1903), последователь Милля, автор двух обширных томов «Чувство и интеллект» (1855) и «Эмоции и воля» (1859), использовал достижения физиологии нервной системы и органов чувств, а также биологии, стремился возможно теснее связать психические процессы с телесной организацией. Считая, что в психологии необходимо применять методы естественных наук, т. е. давать описание фактов и их классификацию.
Бэн вводит представление о спонтанной активности нервной системы, проявлением которой являются спонтанные движения. Когда какое-либо движение более одного раза совпадает с состоянием удовольствия, то удерживающая сила духа устанавливает между ними ассоциации. Концепция "проб и ошибок" Из связи разных обстоятельств с движениями образуется все многообразие человеческого поведения — навыки
Этому правилу, предполагал Бэн, подчиняется не только внешнедвигательная, но и внутримыслительная активность. Так, процесс мышления может рассматриваться как отбор правильной (соответствующей искомой цели) комбинации слов, который производится по тому же принципу, что и отбор нужных движений при обучении плаванию и другим двигательным навыкам.
Если сочетание движений с ощущениями происходило бы только на основе одних временных отношений (как думал Д. Гартли), то различие приятного-неприятного, полезного-бесполезного не имело бы значения, все реакции усваивались бы одинаково, но в реальности происходит отбор полезного и отсев бесполезного. Учение о "пробах и ошибках" оказало влияние на Дарвина. На него ссылался также Спенсер.
Понятие удерживающей силы духа: у духа есть некоторые прирожденные функции (первичные свойства или акты ума): различение, нахождение сходства, удержание впечатлений и способность вызывать их посредством чисто душевных сил. С их помощью потом вырастает вся интеллектуальная активность. Без них невозможны ассоциации.
Отступления Бэна от ассоциативной психологии: учение о первичных актах (в ассоцианизме нет места актам), учение о видах ассоциаций: вводит творческие ассоциации как способность ума составлять новые комбинации, отличные от каких-либо добытых опытом, т. е. распространяет термин «ассоциация» на явления, которые не объяснимы с его помощью. Открытия в науках, художественное творчество и т. п. - ассоциативные процессы, в классическом ассоцианизме ассоциации - лишь комбинации прежних впечатлений.
Герберт Спенсер(1820— 1903) Вносит ряд новых моментов в ассоциативную психологию.
Он автор десятитомного труда «Синтетическая философия» (1862—1896), в состав которого входит и психология («Основания психологии». В 2 т., 9-ти частях). Взгляды Спенсера представляют собой эволюционный ассоцианизм.
В работах Спенсера происходит сближение психологии с учением о биологической эволюции. Психика является механизмом адаптации к среде. То есть психика возникает закономерно на определенном этапе эволюции, в тот момент, когда условия жизни живых существ усложняются настолько, что приспособиться к ним без адекватного их отражения невозможно.
Спенсер сформулировал общий закон эволюции, который распространил на всю вселенную — неорганическую природу, органическую природу (биология и психология), надорганическую природу, т. е. социальную жизнь (социология), человеку необходимо приспосабливаться не только к природе, но и к социальному окружению: поэтому его психика развивается в процессе развития человеческого общества.
Этот закон гласит: повсюду во вселенной развитие идет от рассеянного к сплоченному, интегрированному, т. е. характеризуется концентрацией; от однородного к разнородному, т. е. характеризуется дифференциацией; от неопределенного к определенному, индивидуальному.
Этот закон Спенсер применяет и к пониманию психики, считая, что психику можно понять исключительно только через анализ ее развития. В процессе эволюции происходит постепенная дифференциация психической жизни от жизни физической. Среда — это не только сила, запускающая механическим толчком внутриорганические процессы, но она способна видоизменять жизнедеятельность, так что постепенно возрастает сложность приспособления к среде.
Первичной единицей психики Спенсер считает ощущение, которое развилось из первоначальной раздражительности. Внешний мир, воздействуя на организм, производит в нем толчок (nervous shock), который имеет и субъективный эффект — чувствование, т. е. простейшее ощущение. Объективно - нервный импульс, субъективно - единица чувствования. Из разного рода сочетаний чувствований образуются многообразные формы душевной жизни животных. Психика, по Спенсеру, как и жизнь в целом, является приспособлением внутренних отношений к внешним, т. е. к внешней среде, причем специализация этого приспособления возрастает в процессе эволюции.
Он расширил предмет психологии, включая в него не только ассоциации между внутренними факторами (ассоциации только в поле сознания), но и изучение связи сознания с внешним миром. Спенсер различал два вида психологической науки: объективная психология, она имеет дело с психическими явлениями у животных и человека, обнаруживающимися в действиях, приспособленных к влияниям внешней среды; ее метод — внешнее наблюдение. Вторая ветвь психологии — субъективная психология, занимается состояниями сознания посредством внутреннего наблюдения. В целом психология должна исследовать природу, происхождение и значение связей между сознанием и внешней средой. Положения Спенсера развивали в американской психологии У. Джемс, психологи-функционалисты, бихевиористы.
Частными фазами приспособления являются: рефлекс, инстинкт, навык, реализуемые в поведении, – и ощущения, память, воля, разум, существующие в сознании. Интеллект — высшая фаза душевного развития, с его помощью приспособление расширяется в пространстве и во времени, возрастают его специализация, точность и сложность. Волевые поступки отличаются от автоматических тем, что в них есть предварительное сознание того, что должно быть выполнено.
В основе психического развития, по Спенсеру, лежит принцип ассоциации. Внешние отношения и связи производят связи внутренние. Их продуктом являются ощущения, восприятия, чувства, автоматические процессы — привычки. К индивидуальному опыту присоединяется наследственный опыт предшествующих поколений, закрепленный в нервной системе. Это безусловные рефлексы, инстинкты, а также такие формы сознания, как пространство и время, которые закрепляются в структуре мозга вследствие их повторения в опыте многочисленных поколений. По Спенсеру, каждое поколение от рождения имеет в сознании готовые формы пространства и времени.
Человеческую психику Спенсер рассматривает в основных понятиях биологической эволюции, хотя от признает, что человек существует не только в природной, но и в социальной, среде и вынужден приспосабливаться к ней. Однако качественно процесс приспособления у человека не меняется.
Спенсер сохраняет понятие о двух формах опыта: индивидуальном и наследственном — видовом. В процессе развития общества психика человека развивается: возрастает роль мышления по сравнению с восприятием и действием, а в нем конкретные понятия сменяются абстрактными. Эти идеи Спенсера являются прогрессивными, однако само понимание развития и его механизмов отмечено печатью натурализма и биологизации человека.
Данная позиция привела Спенсера к откровенно реакционным расистским выводам. «...Европеец наследует двадцатью кубическими дюймами мозгу больше, чем папуас... такие способности, как способность к музыке, почти не существующие у многих низших человеческих рас, становятся врожденными у рас более высоких. Вследствие этого-то и происходит, что от дикарей, неспособных сосчитать числа своих пальцев и говорящих языком, состоящим только из существительных и глаголов, выходят путем долгого развития наши Ньютоны и Шекспиры».
Итак, скромная попытка кратко свести все, что было выше:
Классическая форма ассоцианизма | Томас Браун | Виртуальный анализ в психологии | Всякое сложное психическое явление он сводит к сумме составляющих его более простых. Короче, классический ассоцианизм во плоти. |
Джеймс Милль | Механицизм | Сознание – это своего рода психическая машина, работа которой совершается строго закономерно по законам ассоциации. Всякий опыт состоит из простейших элементов (ощущений), образующих идеи (сперва простые, затем все более сложные) | |
Начинает отступление от ассоцианизма: * Ввел понятие "Я" * Ассоциации по сходству | Джон Стюарт Милль | Ментальная химия | Возникновение из простейших элементов сознания новых, обладающих собственными качествами структур этого сознания (Н2 + О = вода). Путем экспериментального анализа удастся вычленить "атомы" сознания и получить в психологии "Менделеевскую таблицу" Ассоциация - ключ ко всем человеческим феноменам и проблемам. |
Продолжает отступление от классики: * Учение о первичных актах * Учение о видах ассоциаций (творческие ассоциации) | Александр Бэн | "Пробы и ошибки" | Психические процессы сближаются с деятельностью организма. Концепции "проб и ошибок" подчиняются и внешнедвигательная, и внутримыслительная активность. |
Основа – эволюционная теория. * Индивидуальный и наследственный опыт * Развитие психики человека в процессе развития общества | Герберт Спенсер | Эволюционная психология | Психика - механизм адаптации к среде, эволюционно развившаяся из простейших ощущений. Она возникает закономерно на определенном этапе эволюции. Человеку также нужно приспосабливаться к социуму. |