Информационно-воспитательная работа
Информационно-воспитательная работа - система целенаправленных мероприятий проводимых командующими (командирами), воспитательными органами и штабами, по своевременному доведению до личного состава необходимых сведений о военно-политической и морально-психологической обстановке, принятых решениях органов государственной власти, полученных задачах, действиях своих войск и войск противника в интересах формирования устойчивого и управляемого морально-психологического состояния.
Информационно-воспитательная работа организуется и проводится с целью военно-политического ориентирования личного состава, выработки у него необходимых морально-психологических качеств и готовности к успешному выполнению поставленных задач во всех видах операций (боевых действий).
Основные задачи информационно-воспитательной работы:
· сбор, анализ и доведение до органов военного управления и личного состава войск (сил) информации о военно-политической обстановке в мире и на ТВД, социально-политической и морально-психологической обстановке в районе действий войск(сил), боевом и морально-психологическом состоянии военнослужащих соединений и частей;
· непрерывное разъяснение личному составу его долга по вооруженной защите Отечества; причин, целей и характера войны (вооруженного конфликта);
· разъяснение документов, решений ГКО, Ставки ВГК (если они будут созданы), обращений и заявлений Президента, Правительства, директив и приказов командования, обращений Военных советов;
· разоблачение содержания, целей, форм и методов информационно-психологического воздействия противника на наши войска (силы) и население, противодействие его психологическим операциям;
· перестройка морально-психологического состояния воинов с мирного на военное время в соответствии с задачами, поставленными перед Вооруженными Силами в войне;
· пропаганда в войсках примеров мужества, отваги и героизма, самоотверженных действий в боевой обстановке, передового опыта отличившихся, примеров умелого взаимодействия, поддержки, боевого братства и товарищества;
· раскрытие сильных и слабых сторон противника, его техники, вооружений и эффективных способов борьбы с ними;
· информация о новейших системах вооружения и техники противника, способах и характере их применения и воздействия на наши войска, разъяснение способов уничтожения, индивидуальной и коллективной защиты;
· сплочение вокруг идеи защиты Родины, воспитание в воинах преданности своему народу, Отечеству, верности Военной присяге, Боевому Знамени, воспитание ненависти к врагу;
· разоблачение злодеяний противника, воспитание стремления отомстить ему за страдания мирного населения;
· разъяснение ответственности за невыполнение приказов, боевых задач, воинские преступления, решительное пресечение элементов трусости, малодушия и моральной неустойчивости в бою;
· мобилизация всех духовных и моральных сил воинов на решительную борьбу с врагом, воспитание у них воли к победе, боевого настроения,
· отваги, стойкости, мужества, храбрости, инициативы, находчивости и других морально-боевых качеств;
· ежедневное разъяснение личному составу боевых задач, их важности и значения, способов выполнения;
· развитие у военнослужащих личной ответственности за постоянную боевую готовность оружия и боевой техники, их умелое и эффективное использование, формирование у воинов уверенности в силе и мощи отечественного оружия и боевой техники.
Решение задач информационно-воспитательной работы достигается непрерывным анализом, своевременным прогнозированием, целеустремленным и систематическим доведением до органов военного управления, личного состава войск (сил) военно-политической и морально-психологической обстановки; пропагандой решительных, умелых, дерзких действий воинов в экстремальных условиях боевой обстановки.
К силам и средствам информационно-воспитательной работы относятся:
· должностные лица органов воспитательной работы;
· нештатные группы информирования в органах управления, войсках (силах);
· военные средства массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение), полиграфическое оборудование, наглядные средства информации, стенная печать и технические средства воспитания;
· информационно-методические центры;
· военные и гражданские культурно-просветительные учреждения.
Организация и проведение информационно-воспитательной работы является обязанностью всех командиров и их заместителей по воспитательной работе.
Непосредственное руководство ею осуществляет должностные лица воспитательных органов, которые несут ответственность за ее состояние.
Формы информационно-воспитательной работы в оборонительной операции:
· различные виды устной информации (оперативная, правовая, техническая, медицинская) и другие виды информации;
· прослушивание и просмотр информационных радио- и телепередач;
· прямое обращение командования к личному составу в наиболее напряженные моменты боевых действий;
· широкое использование видеоматериалов;
· демонстрация документальных фильмов и рассказы очевидцев об обстановке на временно захваченной территории;
· обмен опытом личного состава, ранее участвовавшего в боевых действиях;
· пропаганда отличившихся в оборонительных боевых действиях;
· работа офицеров органов воспитательной работы в боевых порядках;
· индивидуальные беседы с военнослужащими, проявившими неуверенность и замешательство в ходе боевых действий;
· доведение приговоров военных судов об осуждении военнослужащих за воинские преступления, трусость, невыполнение боевого приказа и т.д.
Формы и методы информационно-воспитательной работы в наступательной (контрнаступательной) операции:
· прямое обращение командования к личному составу в наиболее напряженные моменты боевых действий;
· различные виды устной информации;
· широкое использование видеоматериалов в целях оперативного доведения необходимой информации органам управления, личному составу войск (сил);
· направление офицеров органов воспитательной работы в наиболее ответственные места в боевых порядках;
· оперативное распространение опыта личного состава, ранее участвовавшего в боевых действиях;
· пропаганда первых отличившихся в боевых действиях, примеров героизма, мужества и отваги в наступлении;
· индивидуальные беседы с военнослужащими, проявившими неуверенность и замешательство во время боевых действий.
Психологическая работа
Психологическая работа - это система мероприятий по формированию у личного состава войск (сил) психологических качеств, обеспечивающих их устойчивость и готовность выполнить боевую задачу в любых условиях обстановки.
Психологическая работа организуется во всех видах боевых действий войск (сил) на основании решения командующего (командира) и директивы (распоряжения) по морально-психологическому обеспечению вышестоящего органа управления.
Целью психологической работы является достижение высокой боевой активности личного состава войск (сил), его способности переносить высокие нервно-психические нагрузки и сохранять боеспособность при выполнении задач операции (боевых действий).
Задачи психологической работы:
· формирование психологической готовности войск (сил) вступить в боевые действия;
· осуществление психологического сопровождения войск (сил);
· восстановление психических и физических сил военнослужащих по окончании операции (боевых действий).
. Выполнение задач психологической работы достигается:
- целенаправленным проведением системы мероприятий по психологической подготовке, психологическому сопровождению, психологической помощи и реабилитации;
- своевременным проведением психологической оценки обстановки, прогнозирования и расчета психологических потерь.
Мероприятия психологической работы включаются в план морально-психологического обеспечения операции (боевых действий) отдельным разделом.
Планирование, разработку материалов и рекомендаций по психологической работе, проведение психологической оценки обстановки, прогнозирование психологических потерь и выработку предложений командующему (командиру) о мерах по их снижению, обучение личного состава методам и приемам психологической само- и взаимопомощи непосредственно осуществляют должностные лица, отвечающие за организацию психологической работы (войсковые психологи).
Психологическая подготовка личного состава войск (сил) организуется командующими (командирами) в комплексе мероприятий по подготовке к операции (боевым действиям). Общая психологическая подготовка обеспечивает формирование психологической готовности личного состава войск (сил) действовать в условиях современного общевойскового боя против вероятного противника, а также психологическую устойчивость к действию психотравмирующих факторов. Специальная психологическая подготовка обеспечивает психологическую готовность и устойчивость личного состава войск (сил) применительно к конкретным видам боевых действий с учетом особенностей задач вида Вооруженных Сил, родов войск, особенностей боевой деятельности конкретных специалистов. Целевая психологическая подготовка обеспечивает формирование психологической готовности выполнить боевые задачи операции (боевых действий).
Психологическое сопровождение войск (сил) представляет собой систему оперативных мероприятий, организуемых командующим (командиром) в ходе проведения операции (боевых действий), направленную на поддержание психологической устойчивости войск (сил) к высоким нервно-психическим нагрузкам, предотвращение индивидуальных и групповых отрицательных психических состояний, профилактику боевых психических расстройств.
При проведении психологического сопровождения осуществляются:
- анализ поведения личного состава войск (сил) в ходе операции (боевых действий), доминирующих у его психических состояний, оценка его физической и психической усталости;
- мероприятия по созданию и поддержанию боевых установок, настроя на активные боевые действия, системы боевых традиций и ритуалов;
- мероприятия по формированию представлений личного состава о противнике, его слабых и сильных сторонах, ходе и развитии операции (боевых действий), боевых и психологических потерях обеих сторон;
- профилактические меры по поддержанию психической устойчивости личного состава, пресечению паники и других возможных массовидных негативных явлений ( пораженческих слухов и настроений, мнений о возможности сдачи в плен и т.д.);
- мероприятия по противодействию психологическим операциям (акциям) противника.
Психологическая помощь - система мероприятий, обеспечивающая преодоление личным составом войск (сил) психотравмирующих последствий боевой обстановки, а также восстановление его психологической устойчивости и готовности выполнять задачи.
Организация психологической помощи предполагает:
- выявление лиц, нуждающихся в психологической помощи и определение её объема, немедленную изоляцию военнослужащих с признаками тяжелых боевых психические расстройств, представляющих опасность для себя и окружающих;
- организацию взаимодействия с медицинской службой по вопросам оказания помощи и эвакуации в тыл военнослужащих, имеющих признаки тяжелых боевых психических расстройств;
- проведение психокоррекционных и психотерапевтических мероприятий с военнослужащими, остающимся в подразделениях.
При организации психологической помощи предусматривается её эшелонирование. В боевых порядках оказывается первая психологическая помощь в порядке само- и взаимопомощи. В ближайшем тылу оказывается квалифицированная психологическая помощь силами войсковых психологов и специалистами группы психофизиологического обеспечения медицинской службы. Специализированная психологическая помощь оказывается в специализированных лечебных заведениях.
Психологическая реабилитация - система мероприятий, организуемая командующим (командиром) в целях восстановления у личного состава утраченных (нарушенных) функций и способности к нормальной деятельности, проведения психологической и психофизиологической экспертизы военнослужащих, а также рационального распределения личного состава с учетом их функционального состояния.
Психологическая реабилитация проводится психологами частей и соединений, инструкторами психологической разгрузки и реабилитации в тесном взаимодействии со специалистами медицинской службы.
Мероприятия психологической реабилитации проводятся также при проведении медицинской реабилитации военнослужащих, находящихся на излечении в госпиталях.
Психологическая оценка обстановки представляет собой всесторонний анализ характера и степени влияния складывающейся обстановки на психику личного состава войск (сил). Она осуществляется на всех этапах подготовки и проведения операции (боевых действий) в целях предоставления командующему (командиру) объективных данных об уровне психологической готовности и устойчивости личного состава войск (сил).
При проведении психологической оценки анализируется:
- психологическое состояние войск противника;
- психологическое состояние своих войск;
- психологическая характеристика региона (района) операции (боевых действий).
Анализ психологического состояния противника проводится в целях определения степени его психологической готовности к активным действиям в наступлении, сопротивлению в обороне, нахождения слабых мест в психологической устойчивости личного состава для осуществления её подрыва. Этот анализ включает:
- характер влияния, которое оказывают на противника сложившееся соотношение сил сторон и характер их действий, а также итоги завершившихся операций (боевых действий);
- характеристику качественного и количественного состава противостоящей группировки;
- наличие и характер боевого опыта, боевых традиций, особенностей и стереотипов поведения личного состава войск противника в зоне боевых действий;
- психологическую характеристику командного состава противника, занимающих основные должности в противостоящей группировке, опыт их участия в боевых действиях, характер принимаемых ими решений;
- особенности различных категорий военнослужащих и взаимоотношений между ними;
- наличие доминирующих мнений, настроений, а также национальных, расовых, религиозных, политических и других особенностей личного состава;
- эффективность информационно-психологического влияния, оказываемого на военнослужащих противника со стороны наших войск;
- выявление частей и подразделений противника, отличающихся низким уровнем психологической готовности и устойчивости.
Анализ психологического состояния своих войск проводится в целях определения уровня психологической готовности личного состава к выполнению задач операции (боевых действий), выработке предложений командующему (командиру) по её поддержанию (повышению). Он включает:
- качественную и количественную характеристику состава войск (сил);
- характер имеющегося у личного состава боевого опыта и боевых традиций, влияние, которое оказывают на военнослужащих итоги завершившихся операций (боевых действий);
- характеристику морально-боевых качеств личного состава группировки, выполняющую главную задачу, а также группировок, выполняющих другие задачи;
- характер психологической обстановки в воинских коллективах, уровня конфликтности;
- определение уровня физической и психической усталости личного состава войск (сил);
- степень эффективности информационно-психологического воздействия противника, морально-психологическое состояние военнослужащих частей и соединений, которые оказались в центре усилий противника при проведении психологических операций;
- определение соединений и частей с низким уровнем психологической устойчивости и готовности;
- состав сил и средств психологической работы, характер и эффективность проводимой ими работы в войсках (силах) по противодействию психологическим операциям противника.
Психологическая характеристика региона (района) операции (боевых действий) включает:
- степень и характер влияния на личный состав географических, климатических, временных и иных особенностей местности;
- психологическую характеристику местного населения, его отношение к военнослужащим и их действиям.
На основании психологической оценки обстановки прогнозируются психологические потери и вырабатываются предложения командующему по их снижению. В ходе операции (боевых действий) отрабатывается расчет психологических потерь.
Особенности психологической работы в оборонительной операции заключаются в сосредоточении основных усилий на формировании и поддержании психологической устойчивости личного состава в обороне, а также сохранении его готовности перейти к контрнаступательным действиям.
Особое внимание уделяется организации психологической работы в войсках первого эшелона, обороняющихся на направлениях главных ударов противника, удерживающих наиболее важные рубежи (позиции, районы), выполняющие задачи по уничтожению вклинившихся группировок противника, его высадившихся десантов. Одновременно активно проводится психологическая работа в соединениях и частях родов войск и специальных войск, во вторых эшелонах и резервах, десантно-штурмовых соединениях и частях. При этом мероприятия психологической работы направляются на:
- формирование представлений личного состава о позиционной и маневренной обороне, как об активных формах разгрома основных сил противника;
- проведение целевой психологической подготовки личного состава к оборонительным и контрнаступательным действиям, борьбе с десантами и диверсионно-разведывательными группами противника;
- поддержание уверенности личного состава в своих силах, компетенции командования;
- формирование целевых установок на ведение оборонительной операции (боевых действий), невозможность оставления занимаемых рубежей (позиций, районов) и отхода без приказа старшего начальника, выработку готовности выполнять задачу в условиях отсутствия информации о соседях, нарушения централизованного управления, перебоев в снабжении;
- недопущение нездоровых настроений, появления подавленного психического состояния, распространения провокационных слухов, появления лиц с симптомами психологии окруженца, паникеров;
- целенаправленное формирование у обороняющегося личного состава упорства, стойкости, выносливости, дисциплинированности;
- формирование и поддержание готовности решать внезапно возникающие задачи, решительно действовать при нанесении контрударов (контратак).
Особенности психологической работы в контрнаступательной (наступательной) операции заключаются в сосредоточении основных усилий на формировании и поддержании психологической готовности личного состава к активным, решительным, наступательным действиям. Особое внимание уделяется организации психологической работы в войсках, действующих на направлении главного удара и выполняющих задачи по разгрому наиболее сильных группировок противника, прорыву его укрепленных рубежей и позиций, захвату важных районов, форсированию крупных водных преград, овладению городами и промышленными районами, отражению контрударов, окружению и уничтожению противника. При этом содержание психологической работы направляется на:
- формирование представлений личного состава о характере влияния наступательных действий на психику;
- поддержание у личного состава, выполнившего задачи оборонительной операции, психологических установок на ведение активных боевых действий, проявление инициативы, готовности идти навстречу опасности при недостаточной укомплектованности, недостатке времени на подготовку, отсутствии полной информации о противнике;
- формирование у военнослужащих инициативы и настойчивости, состояния уверенности в своих силах, способности прорвать оборону противника, сломить его сопротивление, успешно завершить операцию.
К силам и средствам психологической работы относятся:
n штатные психологи, инструкторы комплексов и комнат психологической помощи и реабилитации, отделения психологической подготовки и имитации,
n подвижные комплексы психологической помощи и реабилитации, комнаты психологической разгрузки и реабилитации,
n полосы психологической подготовки,
n имитационные средства,
n компьютерные классы,
n тренажерные комплексы,
n средства бланковой и аппаратурной психодиагностики.
Решением командующего (командира) в группировке войск, действующей на направлении главного удара, для наращивания усилий по проведению психологической подготовки, психологической поддержки, психологической помощи и реабилитации личного состава могут создаваться специальные оперативные группы войсковых психологов (СОГВП).
Военно-социальная работа
Военно-социальная работа - это система организационных, правовых и воспитательных мероприятий, направленных на социальную защиту законных прав военнослужащих, осуществляемых органами воспитательной работы во взаимодействии с другими органами управления под руководством командующих (начальников).
Военно-социальная работа планируется и организуется во всех видах операций (боевых действий).
Военно-социальная работа проводится с целью создания в войсках и силах готовности правовых гарантий и условий, способствующих выполнению военнослужащими боевых задач и своих функциональных обязанностей.
Основными задачами военно-социальной работы являются:
- реализация социальной защищенности военнослужащих и членов их семей;
- организация мероприятий по соблюдению международных правил ведения военных действий, обращения с ранеными и больными, гражданским населением в районе боевых действий, а также военнопленными;
- систематический анализ и прогнозирование социальной обстановки и морально-психологического состояния личного состава и населения в районах дислокации войск (сил) и боевых действий; знание нужд и запросов различных категорий военнослужащих; подготовка предложений органам военного управления по их разрешению;
- разъяснение личному составу законов и других нормативных актов по социальной защите военнослужащих и членов их семей, оказание необходимой помощи по возникающим правовым и бытовым вопросам;
- взаимодействие с органами государственной власти и управления, общественными объединениями в интересах решения социальных проблем военнослужащих, гражданского персонала и членов их семей.
Основными направлениями военно-социальной работы являются:
- реализация на всех уровнях социальных и правовых гарантий военнослужащих;
- изучение, прогнозирование и организация своевременного разрешения возникающих социальных проблем военнослужащих и членов их семей;
- взаимодействие с органами государственной власти, общественными объединениями и органами военного управления в интересах социальной защиты военнослужащих и членов их семей.
Реализация социальных и правовых гарантий военнослужащих достигается:
- соблюдением правовых основ служебной деятельности командирами (начальниками);
- строгим выполнением положений законов и иных нормативных актов, определяющих социальные и правовые гарантии военнослужащих;
- постоянным контролем органов военного управления за соблюдением установленных прав и льгот военнослужащих, принятием своевременных мер по их восстановлению;
- подготовкой предложений по внесению изменений в законодательные и иные нормативные акты, определяющие права и льготы военнослужащих с учетом меняющейся обстановки.
Изучение, прогнозирование и своевременное разрешение социальных проблем военнослужащих достигается:
- знанием нужд и запросов личного состава;
- своевременным реагированием на жалобы, заявления и письма военнослужащих;
- подготовкой предложений органам военного управления по вопросам военно-социальной работы;
- выработкой практических мер по своевременному разрешению социально- бытовых проблем, обеспечению военнослужащих всеми положенными видами довольствия.
Разъяснение личному составу законов и других нормативных актов по социальной защите военнослужащих осуществляется:
- организацией проведением в войсках (на флотах) координационно-методической работы по социальным вопросам;
- разработкой и доведением прежде всего до командного состава и органов воспитательной работы справочно-информационных материалов по вопросам военно-социальной работы;
- оказанием на местах консультативной помощи военнослужащим и членам их семей по социальным проблемам.
Взаимодействие с органами государственной власти, общественными объединениями и органами военного управления достигается:
- проведением совместных мероприятий, направленных на обеспечение социально-правовой защищенности военнослужащих и членов их семей;
- координацией усилий в условиях военного времени в интересах выполнения боевых задач, сохранение жизни и эвакуации гражданских лиц и членов семей военнослужащих;
- организацией взаимного информирования о социальной обстановке в районах дислокации войск и проживания гражданского населения;
- оказанием взаимной материальной и технической помощи.
Мероприятия военно-социальной работы отражаются в плане морально-психологического обеспечения самостоятельным разделом.
Ответственность за их осуществление возлагается на военные советы, органы воспитательной работы, штабы, военных юристов, других должностных лиц органов военного управления. Непосредственным организатором военно-социальной работы в войсках (силах) являются органы воспитательной работы.
Для организации и проведения военно-социальной работы в войсках (силах) могут создаваться (оборудоваться):
- консультативно-правовые пункты в местах отмобилизования и районах дислокации войск (сил);
- центры (пункты) правового информирования во фронте (армии), и военных гарнизонах;
- уголки правовых знаний в частях и подразделениях.
Для пропаганды правовых знаний, разъяснения льгот и гарантий военнослужащим, членам их семей могут привлекаться военные, центральные и региональные средства массовой информации.