Самостоятельная работа №12
Война 1805 г. и партизанское движение в романе «Война и мир»
Форма:аспектный анализ художественного произведения
Цели: выявить авторскую оценку войны 1805 г. в романе «Война и мир», сформулировать толстовское понимание героизма; определить особенности изображения партизанского движения в романе.
Задание 1. Прочитайте указанные главы романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Последовательно ответьте на вопросы (не переписывая вопросы, дайте полный ответ на них). В результате выполнения задания у вас должен получиться связный текст.
Война 1805 года в романе
Том 1, часть 2, главы VII, XIV-XV, XX-XXI.
На чьей территории происходит военная компания 1805 г.? Чьи интересы защищает русская армия?
Каково состояние русских воск? Почему в этот период не возможен такой подъем духа, который русская армия проявит в войне 1812 года?
Шенграбенское сражение – подвиг малочисленной армии Багратиона, прикрывающей отступление русского войска.
Каким мы впервые видим капитана Тушина?
Какова роль батареи Тушина в Шенграбенском сражении? Было ли ее место определено заранее? Кто принимал стратегически важные решения на поле боя?
Как Толстой описывает обстановку на батарее во время сражения? В чем причина парадоксальной веселости Тушина? Толстой описывает важную подробность: Тушин дает имена своим орудиям. Как помогает передать дух, царящий на батарее?
Как относится к подвигу Тушина командование и он сам?
Сравните поведение Тушина и Долохова. В чем различие храбрости этих людей? Как вы считаете, кому больше симпатизирует автор?
Соответствует ли описанный эпизод традиционным представлением о герое и героизме (которых придерживается, в частности, князь Андрей)? Какие стереотипы стремится разрушить Л.Толстой?
Партизанское движение в войне 1812 г.
Том 4, Часть 3, главы I, V-VI.
В чем Толстой видит особенность войны 1812 года, в чем ее непохожесть на другие европейские войны? Какова роль в войне партизанского движения?
Какую развернутую метафору использует Толстой, характеризуя народную войну? Какие черты войны он тем самым подчеркивает?
Какие качества отличают Тихона Щербатого? Каково его место в отряде?
С каким зверем сравнивает Тихона Толстой и почему?
Можно ли назвать образ Тихона однозначным? Какие черты пробудила в народе война?
Самостоятельная работа №13
«Футлярная» трилогия А.П. Чехова
Форма: работа с учебником, сочинение
Цели: расширить представление о прозаическом творчестве А.П. Чехова; сформировать представление о «футлярности» как образе жизни; совершенствовать навык аспектного анализа художественного произведения.
Задание 1.Прочитайте рассказы, составляющие «футлярную трилогию»: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»
Задание 2.Прочитайте статью учебника, посвященную «футлярной трилогии». Устно ответьте на вопросы.
· Какую группу людей принято называть интеллигенцией? (Для ответа можете воспользоваться толковым словарем или сформулировать свое определение.)
· Почему к этой группе людей Чехов предъявлял особые требования?
· Кто ввел понятие «футляр» в литературу?
· Что является футляром для героев каждого из рассказов?
· Что такое «футляр» в понимании Чехова?
Литература
Литература : учебник для студ. ссузов / под ред. Г.А. Обернихиной. − М. : Академия, 2008. – С. 340-342.
Задание 3. Напишите сочинение-рассуждение по одной из тем по вашему выбору. Соблюдайте требование к структуре сочинения. Объем работы 150-200 слов.
Вариант 1. «Человек в футляре»
Какое значение в судьбе Беликова имеет встреча с Варей?
Вариант 2. «Человек в футляре»
Почему жители города боятся Беликова?
Вариант 3. «Крыжовник»
Изменяет ли покупка имения характер Николая Чимши-Гималайского?
Вариант 4. «Крыжовник»
Почему воплощение мечты привело Николая Чимшу-Гималайского к краху?
Вариант 5. «О любви»
Почему Алехину так и не дано узнать, что Анна Алексеевна живет в соседнем городе?
Вариант 6. «О любви»
Почему осторожность Алехина не уберегла героев от несчастья?