Психология воздействия имиджа
Имидж как явление имеет глубокое психологическое воздействие. От него многое зависит в том, как складывается общение и взаимодействие человека с другими людьми, успешность профессиональной деятельности, личная и семейная жизнь.
В рамках изучения психологии воздействия имиджа рассматриваются следующие вопросы:
1. Подходы к сущности восприятия имиджа;
2. Психологическое воздействие имиджа на своего носителя;
3. Воздействие чужого имиджа на воспринимающий субъект;
4. Воздействие имиджа на окружение – социальную группу;
5. Воздействие первого впечатления.
Имидж есть результат психического отражения его носителя. В имиджелогии сложились два подхода к сущности восприятия имиджа: индивидуально-психологический и социально-психологи-ческий.
Индивидуально-психологический подход рассматривает личность как самостоятельный индивидуальный феномен. Личность и ее имидж изучаются через ее особенности и качества.
Социально-психологический подход к восприятию имиджа рассматривает личность его носителя не изолированно, а в составе определенной социальной группы. При этом восприятие осуществляется в динамике и взаимосвязи познавательных, мотивационных и эмоциональных элементов образа.
Имидж имеет не только влияние на окружающих, но и на объект, то есть на своего носителя.
Психология воздействия имиджа на своего носителя связана с тем влиянием, которое осуществляет созданный человеческий образ на его внутренний мир.
Воздействие имиджа может проявляться по нескольким вариантам:
имидж, который удовлетворяет своего носителя;
имидж, который, по мнению носителя, требует коррекции;
имидж, который не удовлетворяет своего носителя (таблица 6.1).
Удовлетворяющий имидж, по мнению носителя, соответствует его личности. Объекту (индивиду) нравится, как его воспринимают окружающие. В этом случае можно сказать, что самооценка личности соответствует ее внешней оценке.
Если положительный имидж возник без особых усилий со стороны человека, он, как правило, не задумывается над этим. Он воспринимает это естественно и закономерно.
Если создание желаемого имиджа потребовало от человека значительных целенаправленных усилий, он будет ценить достигнутый результат. Психологически он будет сознавать свои усилия и станет этим гордиться. Он станет внимательно следить за тем, чтобы поддерживать свой имидж в желаемом виде.
Имидж, требующий коррекции, связан с тем, что носитель в некоторой части не удовлетворен тем, как его воспринимают окружающие. Его самооценка по отдельным пунктам не совпадает с внешней оценкой.
Если человек целенаправленно формировал свой имидж, он найдет пути его коррекции. Он спланирует и осуществит действия, которые помогут изменить мнение окружающих о нем в нужных деталях.
Если имидж, требующий коррекции, сложился стихийно, его носитель вряд ли сможет внести исправления. Скорее всего, он будет обижаться на окружающих за то, что они недооценивают его по определенным пунктам. Мысль о том, что окружающие правы, а его самооценка завышена, вряд ли придет ему в голову.
Неудовлетворяющий имидж, с точки зрения его носителя, воспринимается как несправедливый. Человек может согласиться с какими-то отдельными своими ошибками, но свой отрицательный образ в целом он не примет. Носитель отрицательного имиджа будет убежден в том, что окружающие имеют о нем превратное мнение, и оно ошибочно. Он совсем другой человек, но стечение обстоятельств или клевета недоброжелателей представили его в невыгодном свете.
Люди с отрицательным имиджем редко находят в себе силы изменить свой образ, так как для этого надо измениться самому. А это возможно только после объективной самооценки и признания своих недостатков. Это сделать сложно. Гораздо легче обидеться и ощущать себя недооцененным и несправедливо обиженным.
Таблица 6.1 – Воздействие имиджа на своего носителя
Вариант воздействия | Позиция носителя |
Удовлетворяющий имидж | Самооценка соответствует внешней оценке |
Имидж, требующий коррекции | Исправление деталей Обида на недооценку |
Неудовлетворяющий имидж | Неприятие отрицательного образа, убежденность в несправедливости |
Часть людей, создав о себе отрицательный имидж, и не видя путей, либо не имея сил для исправления, становятся на путь бравирования своим плохим образом. Они своим поведением начинают как бы подтверждать плохое о себе мнение. Часто эта бравада создается вынужденно, от слабости и растерянности.
Воздействие чужого имиджа на воспринимающего определяет отношение человека (субъекта) к носителю имиджа (объекту). Затем, на основании этого отношения, выстраивается стратегия общения и деятельности.
Воздействие чужого имиджа на личность воспринимающего может проявляться по нескольким вариантам:
оценка человека по шкале «хороший-плохой»;
выстраивание стратегии отношений;
подражание либо отторжение (таблица 6.2).
Оценка человека (объекта имиджа) происходит неосознанно, одновременно с формированием его образа. Оценка осуществляется по шкале «хороший-плохой» либо «принимаю-отвергаю».
Основанием для оценки служит сравнение воспринимаемых свойств и качеств объекта с собственными, либо с мысленным эталоном. Одни достоинства могут показаться субъекту важными, другие незначительными. Одни недостатки объекта имиджа субъект восприятия готов простить, другие нет.
В итоге, вместе с создаваемым образом в психологии субъекта восприятия формируется оценка объекта имиджа.
Выстраивание стратегии отношений происходит, в зависимости от оценки человеком (субъектом), воспринимаемый образ другого.
Внутренняя стратегия субъекта восприятия может быть направлена на сближение либо отдаление (дистанцирование). С этим связано и его желание либо нежелание осуществлять совместную с объектом имиджа деятельность.
Если же служебные обстоятельства, либо производственная необходимость заставляют работать совместно с человеком с отрицательным имиджем, субъект восприятия такого образа будет испытывать психологический дискомфорт. В этом случае, даже интересная сама по себе работа может существенно потерять привлекательность.
Подражание либо отторжение связано с отношением субъекта восприятия к отдельным свойствам и качествам объекта имиджа.
Если оценка объекта не просто положительная, а высокая, у субъекта имиджа может возникнуть желание в подражании. Весь образ скопировать невозможно, а позаимствовать его отдельные элементы – вполне вероятно.
Отторжение проявляется у субъекта восприятия в случае негативной оценки объекта имиджа. При этом наиболее отрицательные черты воспринимаются как недопустимые для себя (субъекта). Воспринимающий в своем внутреннем мире невольно отмечает: «каким не надо быть» и «что нельзя делать».
Таблица 6.2 – Воздействие объекта имиджа на субъект
Варианты восприятия | Отношение и действие |
Оценка человека по шкале «хороший-плохой» | Сравнение качеств объекта с собственными, либо с эталоном |
Выстраивание стратегии отношений | Стремление к сближению либо отдалению |
Подражание либо отторжение | Заимствование либо восприятие как недопустимое |
Воздействие имиджа на окружение, то есть близкую социальную группу, зависит от авторитета и общественного статуса объекта имиджа.
Если это неформальный лидер, его имидж активно влияет на группу. Многие участники группы будут стремиться к подражанию кумиру.
Если носитель имиджа находится в группе на скромных ролях, его имидж не будет иметь заметного влияния. Его просто не будут замечать.
Имидж изгоев имеет на социальную группу заметное утешительное влияние. Люди со скромным статусом, однако более высоким, чем изгой, будут рады тому, что их имидж выше. И еще они будут очень бояться того, чтобы не опуститься на нижнюю ступеньку социального статуса.
Первое впечатление имеет особое влияние на всех участников знакомства: объект имиджа, субъект восприятия, группу участников контакта.
При знакомстве двух человек (диалоге) каждый из них выступает одновременно объектом имиджа и субъектом восприятия по отношению друг к другу. В роли объекта имиджа собеседник хочет произвести приятное впечатление, понравиться новому знакомому.
В роли субъекта восприятия собеседник проявляет определенный интерес. Ему важно, какая сформируется оценка о новом знакомом, будет ли желание дальше с ним общаться и сотрудничать.
Иными словами, воздействие первого впечатления заключается в том, что закладывается фундамент для будущих отношений: будут они активными и желанными, либо пассивными и вынужденными.
Итак, имидж воздействует на психологию своего носителя (объекта), воспринимающего его человека (субъекта), общественное мнение (социальное окружение).
Собственный имидж может удовлетворять или не удовлетворять своего носителя, либо требовать, по его мнению, определенной коррективы. В зависимости от этого, объект имиджа может предпринимать меры по поддержанию либо изменению своего образа в глазах окружающих.
Чужой имидж на воспринимающего его субъекта может психологически влиять на: оценку объекта имиджа, стратегию отношений с объектом, подражание или отторжение объекта.
Психологическое воздействие имиджа индивида на окружение зависит от его личности и социального статуса. Лидеры производят сильное влияние, имеющие скромное социальное положение – минимальное, изгои служат анти-примером.