Основные правила проведения социометрии
1. Установить доверительные отношения с группой.
2. Объяснить цели проведения социометрического теста.
3. Подчеркнуть важность и значение самостоятельности и секретности при ответах.
4. Гарантировать сохранение тайны ответов.
5. Показать точно и ясно технику записи ответов.
В зависимости от возрастного состава групп и специфики исследовательских задач применяются разнообразные варианты самих процедур (в виде экспериментальной игры «Выбор в действии», «Поздравь товарища» и т. д.).
«Поздравь товарища».На каждого участника эксперимента заготавливаются три открытки и конверт, которые раскладываются на столах в групповой комнате. Дети по одному входят в комнату. Воспитатель (экспериментатор) говорит ребенку: «Мы играем в игру. Эти открытки положи (по одной) в конверты тех детей, которых ты хочешь поздравить с праздником. Класть открытку в свой конверт нельзя». Как только ребенок разложит открытки по конвертам, у него можно спросить: «Как ты думаешь, кто тебе положит открытки?».
Во время проведения эксперимента фиксируются слова и все реакции ребенка. Затем подсчитывается количество открыток, полученных каждым ребенком, число взаимных вопросов, число выборов, которое ожидал ребенок, совпадения ожидавшихся им и полученных выборов. На основе полученных данных делается вывод о положении каждого ребенка в среде сверстников.
Серия социометрических опросов – это только начало социально-психологического исследования группы.
После того, как карточки заполнены и собраны, начинается их обработка. Обычно она имеет три этапа: табличный, графический и индексологический.
Первый этап обработки данных – составление социометрической матрицы – таблицы, с помощью которой обобщаются результаты опроса. В матрице каждый номер по порядку соответствует определенной фамилии.
Заполненная матрица имеет следующий вид:
Социометрическая матрица
№ | ФИО | ||||||||||
Алексеев | Х | ||||||||||
Бубнов | Х | ||||||||||
Васильева | Х | ||||||||||
Горин | Х | ||||||||||
Демидова | Х | ||||||||||
Жаркова | Х | ||||||||||
Клюев | Х | ||||||||||
Морозова | Х | ||||||||||
Николаев | Х | ||||||||||
Сергеев | Х | ||||||||||
Общее количество выборов | |||||||||||
Количество взаимных выборов |
Данные, содержащиеся в матрице, можно изобразить графически, создав социограмму.
Социограмма – это графическое изображение отношений респондентов друг к другу при ответах на социометрические критерии. Позволяет нагляднее выразить и глубже проанализировать групповые взаимосвязи.
1.Мишень.Совокупность концентрических окружностей, внутри которых размещаются члены исследуемой группы, в соответствии с числом полученных выборов. Для составления социограмм принята определенная символика. Мужчины и женщины отмечаются разными знаками. Стрелки указывают на направленность выборов.
Круг центральный – те, кто набрал наибольшее количество выборов («Социометрические звезды»).
Круг – «предпочитаемые» (среднее количество выборов).
Круг – «пренебрегаемые» (число выборов меньше среднего).
Круг – «изолированные» (не получившие ни одного выбора).
Знаки, обозначающие типы отношений между членами группы:
А Б – взаимный выбор
А Б – невзаимный выбор
4 3
1 13
- Девочки
- Мальчики
Анализ социограммыначинается обычно с отыскания центральных, наиболее влиятельных членов группы, затем – взаимных пар и группировок, объединяющих людей, выбравших друг друга. Особое внимание обращают на наличие «отверженных» или «изолированных» в группе, а также на несовпадающие по знаку связи между ее отдельными членами.
2. Группировка. Относительно произвольное, не имеющее системы координат плоскостное изображение, на котором представлены группировки, существующие внутри исследуемой группы, и связи между ними. Расстояние между индивидами соответствует близости их выборов.
А Б
В
Г
Д
Е
3. Индивидуальная.Произвольно выбранный член группы изображается отдельно от других, и вокруг него (по окружности) располагаются те члены группы, с которыми он оказался так или иначе связанным. Характер существенных связей обозначается условными знаками.
Коля
Витя
ПЕТЯ
Нина
Ваня
Социометрические индексы служат для выявления количественных характеристик отношений в группе. Различают индексы персональные и групповые.
Основной персональный индекс – социометрический статус. Социометрический статус – это характеристика позиции члена группы, в нем отражается степень влияния человека, потенциальная способность к лидерству.
Достоинствами социометрии считаются:
· возможность за короткое время собрать значительный материал, который поддается статистической обработке и может быть представлен наглядно;
· возможность регистрации отношений между всеми членами группы.
К недостаткам социометрии относятся:
· фиксация преимущественно эмоциональных отношений, выраженных в симпатиях и антипатиях;
· невозможность выявить истинные мотивы выборов;
· то, что число взаимных выборов может отражать не столько сплоченность группы, сколько дружественные связи отдельных микрогрупп.
Таким образом, социометрия позволяет в кратчайший срок вскрыть структуру межличностных отношений в группе, систему симпатий и антипатий, однако она не всегда позволяет достаточно надежно диагностировать содержательные характеристики общения, взаимоотношения.