Эффективность социальной рекламы как коммуникативного фактора
Эффективность социальной рекламы как коммуникативного фактора следует оценивать совершенно по-другому, чем эффективность рекламы коммерческой, а именно по таким показателям, как степень узнаваемости обществом того или иного соци- j ального феномена, проблемы и изменение сложившейся позиции общественного мнения по отношению к нему.
По большому счету оценить эффективность социальной рекламы довольно трудно, поскольку на самом деле она не имеет просчитываемого эффекта. Важно здесь то, что социальная реклама — это реклама не конкретного товара, а некоторого «отношения к миру». Оно может проявиться (или не проявиться) только в долгосрочной перспективе. Причем результат заранее неизвестен и любые прогнозы здесь, как правило, хромают. Однако именно то, что дорогостоящее место в эфире, на уличных рекламных щитах, в газетах и на радио используется «неэффективно» (не для непосредственного извлечения выгоды), возможно, и является условием влияния такого рода рекламы. Когда среди потока товаров возникает «отношение к миру», то потребительское сознание на миг теряет ориентиры.
В этом, наверное, и заключена основная сила социальной рекламы. Никто не знает, сколько людей отказались от курения, когда на Тайване стали «украшать» пачки сигарет рентгеновскими снимками внутренних органов курильщиков, пораженных раковыми клетками. Однако не требуется проводить специальных исследований, чтобы предположить силу воздействия такой акции.
С другой стороны, неправильно поданная социальная реклама, как и обычная, коммерческая, не приносит никакого эффекта. Известен пример с московской рекламной кампанией «Эта мелочь защитит обоих», пропагандирующей через СМИ применение презервативов. Когда социологи провели опрос, выяснилось, что большинство респондентов так и не поняло, что, собственно, рекламировалось. Одни посчитали, что это — реклама презервативов, другие были уверены, что инициаторы кампании пытались привлечь молодое поколение к чтению брошюр о половом воспитании, третьи увидели в акции пропаганду сексуальной жизни и то, что иметь несколько любовников одновременно — вовсе не так уж и неприлично. О гарантии
безопасности для полового партнера никто из респондентов не вспомнил (3).
Эффективность социальной рекламы напрямую зависит от готовности общества воспринять ее. Социальная реклама едва ли будет адекватно воспринята обществом, если содержащиеся в ней призывы вступят в прямую конфронтацию с текущим общественным мнением. Мы можем наблюдать это сегодня, когда речь заходит о так называемом национальном вопросе. Сколько бы ни пропагандировалась государством и общественными организациями лояльность славян по отношению к мирным жителям Чечни, вся эта пропаганда не только не достигает цели, но и зачастую дискредитирует авторов таких призывов в глазах общества, особенно тех его членов, которые в свое время пострадали от рук чеченских сепаратистов.
Если общество не готово отчислять деньги в фонд помощи голодающим беженцам из Средней Азии, отчисления в упомянутый фонд будут в любом случае ничтожными. Впрочем, на сей счет мы можем лишь строить предположения, поскольку точных данных о воздействии социальной рекламы на общество не имеется. Да и получить такие данные чрезвычайно затруднительно, можно лишь отслеживать различные тенденции в обществе и связывать их так или иначе с развитием определенных рекламных кампаний.
Кроме того, бессмысленно изучать влияние социальной рекламы на формирование общественного мнения вне контекста ее подоплеки, которую надо искать либо в профилактике, либо в восполнении недостачи некоего социального поведения. Естественно, что в кризисные моменты истории государства восполнение недостачи будет более актуальным, нежели профилактика, и, наоборот, с укреплением стабильности возрастет профилактическая роль социальной рекламы. Каждый из этих случаев будет по-своему своеобразен, и в каждом из них проявится определенное отношение общества к феномену (5).
Измерение эффекта социальной рекламы сопряжено с рядом существенных сложностей: оценка эффективности социальной рекламы может быть однозначна в том случае, если очевиден резкий сдвиг социального явления, на которое направлялась рекламная деятельность, в лучшую сторону, но при этом не замечено другого благоприятствующего этому фактора; эффект от социальной рекламы, как уже упоминалось, практически никогда не бывает быстрым, так как формирование новых установок, изменение поведенческих моделей — долгосрочные процессы,
значительно отстраненные во времени от начала рекламной кампании. Кроме того, необходимо учитывать воздействие внешних факторов, влияющих на определенный социальный показатель. Одно из условий, определяющих эффективность социальной рекламы, — соблюдение технологии разрабощки и проведения рекламной кампании, что, в свою очередь, обусловлено уровнем компетентности как заказчика, так и производителя.
На современном этапе развития социальной рекламы наиболее распространенными критериями ее эффективности являются поведенческая активность населения и эффективность восприятия, оценка которых производится средствами социологической науки. Для. оперативной оценки эффективности социальной рекламы нужно применять комплексные йрследовательские методики, направленные на оценку эффективности восприятия еще на стадии разработки рекламного продукта, в то время как для оценки социального эффекта в долгосрочной перспективе необходима разработка инновационных оценочных методик [7].
Как уже говорилось, социальная реклама не имеет просчитываемого эффекта и количественные показатели будут работать в первую очередь при исследованиях через определенный промежуток времени, прошедший после социальной рекламной кампании. Таким образом, эффективность социальной рекламы измерима только в долгосрочной перспективе.
В общем виде эффективность социальной рекламы можно рассматривать как отношение результата, полученного от организации коммуникативной деятельности (в данном случае — производство и распространение социальной рекламы) к затратам на его получение. Чем мощнее будет поток социальной рекламы, тем выше эффективность.
Существует мнение, что любая реклама достигнет необходимого эффекта. Однако далеко не каждая реклама запоминается целевой аудиторией. Более того, эффект от рекламы может быть не только положительным, но и отрицательным.
По-настоящему эффективной может быть только такая социальная реклама, которая не просто воздействует на массовую аудиторию, а управляет ее социальным поведением', изменяет отношение аудитории к определенной проблеме, а в долгосрочной перспективе — создает новые социальные ценности. Для эффективного функционирования социальной рекламы необходимо наличие научно организованного процесса инициирования, создания и внедрения социальной рекламы, а значит, достаточное финансирование, наличие профессионалов и точных знаний о целевой аудитории (правильное сегментирование).
Если социальная рекламная кампания эффективна, она дает следующие результаты:
• внимание общественности привлечено к данной проблеме;
• максимальное количество представителей целевой аудитории имели контакт с рекламными обращениями и запомнили их;
• рекламные? обращения вызывают эмоции, соответствующие проблеме, и могут повлиять на дальнейшие действия целевой группы;
• у представителей целевой группы изменилось не только отношение к проблеме, но и поведение.
Критерии эффективности социальной рекламы можно разделить на две групйы:
• количественные критерии (длительность социальной рекламной кампании, интенсивность рекламной кампании, объем одного рекламного сообщения, количество контактов представителей целевой группы с рекламным обращением);
• качественные критерии (каким должно быть сообщение социальной рекламы (creative), чтобы привлечь внимание и вызвать изменение поведения целевой аудитории). Основными качественными критериями эффективного рекламного сообщения являются: уровень изменения отношения аудитории к проблеме; уровень идентификации (здесь речь идет об эффекте «отнесения к себе»: «это обо мне», «для меня», «для таких как я»); уровень эстетических характеристик сообщения социальной рекламы.
При оценке эффективности социальной рекламы подвергаться анализу должны три блока коммуникативного акта: заказчик (коммуникатор), рекламное сообщение, потребители.
1. Работа с заказчиком {коммуникатором):
• выявление целей и задач рекламной кампании;
• ситуационный анализ проблемы;
• построение образов «типичного» и «идеального» представителей целевой аудитории;
• выявление факторов, определяющих поведение целевой аудитории, и мотивов, стимулирующих их изменение.
2. Работа с рекламными материалами.
Как правило, для этой работы наиболее эффективны методы экспертной оценки (5—15 человек), психосемантического шкалирования и тестирования коммуникативной эффективности.
Единицы анализа рекламных сообщений:
• коммуникативная позиция авторов;
• информационное содержание;
• форма воздействия на потребителей;
• психологические мотивы и потребности, к которым апеллирует рекламное послание;
• стиль общения коммуникатора через коммуникативную установку;
• форма и содержание сообщения, наличие метафор;
• язык сообщения, особенности невербальных средств общения.
3. Исследование потребительской аудитории.
При разработке концепции рекламного сообщения необходимо проведение ряда социологических исследований, позволяющих анализировать целевую аудиторию, конкретизируя ее и вычленяя из «обшей массы». В зависимости от целей и задач сегментирование целевых групп производится по следующим критериям:
• психографические (стиль жизни);
• поведенческие (отношение к продукту или услуге, степень вовлеченности);
• демографические (пол, возраст, доход и т.д.);
• географические (регион, тип населенного пункта и т.д.).
Неправильное сегментирование ведет к затратам на бесполезную аудиторию — ту часть аудитории, на которую не направлена рекламная кампания. В силу того что усилия рекламы направлены на массовые аудитории, это очень существенный фактор.
Поскольку социальная реклама в своей основе имеет общественно значимую потребность и рассчитана на максимальное включение в ее решение широкого диапазона социальных, социально-психологических, социально профессиональных и других групп, то при определении ее влияния необходимо учитывать и ряд других факторов, к примеру гендерный, основанный на том, что женщины и мужчины воспринимают мир по-разному в силу ряда психологических, биологических, физиологических, социологических и исторических закономерностей. Поэтому специфика восприятия, а следовательно, и производства социальной рекламы может быть различной в зависимости от типа мышления.
Механизмы интерпретации мотива социальной рекламы также несут в себе возможность варьировать качественные характеристики рекламы в целях обеспечения большей эффективности ее восприятия. В силу этого одна и та же идея в различных социальных рекламах, имеющих одну концепцию и выступающих
в одном логическом ключе, но направленных на отдельные целевые аудитории, должна быть изложена по-разному.
В процессе разработки и утверждения концепции социаль
ной рекламы при определенности выбора целевой аудитории
возникает необходимость соответствующих интерпретаций со
циальной идеи, что оказывает свое влияние на эффективность
воздействия социальной рекламы как формы социальной ком
муникации. ;
Требования, предъявляемые к социальной рекламе.Исследователи выделяют ряд характеристик, которым должна соответствовать социальная реклама:
(1) быть по большей части позитивной (не «против», а «за», в том числе за отсутствие чего-либо — антинаркотическая, антивоенная, антидискриминационная и т.п.);
(2) иметь «человеческое лицо» (в объективе не предмет, а человек);
(3) опираться на социально одобряемые нормы и действия, на сложившиеся ценности и стереотипы;
(4) не провоцировать противоречия между различными социальными, возрастными, тендерными и другими группами. Сообщения в социальной рекламе объединяют, влияют на большинство, укрепляют связи между различными социальными группами;
(5) способствовать формированию бережного отношения к национальным традициям, культурному и природному наследию;
(6) в отличие от коммерческой рекламы, призывающей к потреблению чего-либо, может призывать к отказу от использования чего-либо в интересах самого потребителя (здоровье, безопасность и т.п.);
(7) обозначать условия и способы для непосредственного участия граждан в позитивных социальных процессах, т.е. отвечать на вопрос «как?», причем предлагать несколько вариантов («сделай так сам», «помоги другим», «расскажи, как можно помочь другим» и т.п.);
(8) формировать не немедленное и единовременное дейст
вие, а устойчивое и часто пролонгированное социально
значимое поведение.
Чтобы социальная рекламы получила должную реакцию и была эффективной, она должна быть четко сегментирована, ее тема должна быть понятной целевой аудитории, желательно выпускать рекламные обращения как триединый продукт, напри-
мер в виде видео- и аудиороликов и объектов наружной рекламы, в зависимости от тематики и задач.
Можно выделить несколько основных причин низкой эффективности социальной рекламы:
(1) неправильное планирование рекламной кампании или его отсутствие;
(2) отсутствие или неверная постановка конкретных целей и задач рекламной кампании. Воздействие социальной рекламы направляется на основные три этапа, через которые проходит целевая аудитория в ситуации социально значимого выбора: получение информации о проблеме, формирование определенного отношения к ней и побуждение к действию. Таким образом, при разработке стратегии рекламной кампании необходимо четко обозначить, чего именно должна добиться социальная реклама:
• сообщить целевой группе новую информацию о проблеме или напомнить о ней;
• сформировать определенное отношение к проблеме;.
• побудить к действию;
• воздействовать сразу на все три этапа.
Неверно поставленные цели на старте могут привести к провалу всей социальной кампании, поскольку ее воздействие не соотнесено с жизненными реалиями;
(3) использование точечных разрозненных рекламных об
ращений, не связанных единством концепции и общим
планированием;
(4) отсутствие систематизации и последовательности при
проведении рекламных акций;
(5) ошибки сегментации;
(6) неверное (в том числе штампованное). представление о целевой группе или отсутствие информации о ней;
(7) ошибки медиапланирования — неправильное размещение обращений социальной рекламы, связанное с незнанием (или неучетом) сведений об источниках получения информации целевой аудиторией (каналах доступа к аудитории). Если была допущена ошибка при выборе каналов распространения информации, то рекламное сообщение и целевая аудитория не встретятся, и оно пройдет незамеченным;
(8) отсутствие обратной связи с целевой аудиторией;
(9) низкая квалификация сотрудников, отвечающих за разработку концепции, планирование и размещение рекламы.