Роли членов команды по Белбину
Роль | Описание роли |
"Мыслитель" "Исполнитель" "Доводчик" "Оценщик" "Исследователь ресурсов" "Формирователь" "Коллективист" "Координатор" "Специалист" | Обладает богатым воображением, новатор, характеризуется повышенной креативностью Претворяет идеи в практические действия, вносит упорядоченность в деятельность команды Следит за тем, чтобы задания выполнялись полностью и своевременно Исповедует беспристрастный, критический анализ ситуации Владеет искусством переговоров и эффективных коммуникаций Ориентация на решение поставленной задачи, побуждение коллег работать интенсивнее Гармонизирует отношения в команде и устраняет разногласия Четко формулирует цели, социальный лидер Обладает редко встречающимися навыками и умениями |
Источник: Таблица составлена на основе материала книги: Belbin R.M. Team Roles at Work. —London: Butterworth — Heinemann, 1993. |
Заметим, что один и тот же человек может играть одновременно несколько ролей. Поэтому можно утверждать, что чем шире спектр ролей, которые способен сыграть человек в команде, тем лучшим командным «игроком» он является.
Упражнение 30.
• Подумайте, какую роль вы склонны выполнять в команде.
• Смогли бы вы подобрать среди ваших коллег потенциальных членов команды, которые заполнили бы все роли, описанные Белбиным?
• На какую роль труднее всего подобрать человека? Почему?
5.2. Преимущества и ограничения командной деятельности
Когда же необходимо работать командой? Прежде всего, в тех случаях, когда работа не может быть формально структурирована таким образом, чтобы каждый работник имел возможность действовать автономно. При этом следует помнить, что построение команды требует времени, усилий, а иногда и значительных средств. Поэтому до принятия решения об использовании команды для выполнения задания целесообразно взвесить «за» и «против» этой формы организации деятельности. Приведенная ниже таблица помогает принять взвешенное решение.
В таблице ниже указаны ситуационные факторы, анализ которых позволяет вынести решение относительно целесообразности построения команды для выполнения конкретной работы.
Таблица 5.2.
Проверка целесообразности формирования команды
Ситуационный фактор | Целесообразна работа группы | Целесообразна работа команды |
Необходимо быстрое выполнение задания | ||
Задание слабо структурировано | ||
Выполнение задания требует от исполнителей творческого подхода | ||
Предполагается многократное повторное выполнение задания | ||
Предполагается неоднократное привлечение тех же людей для совместной работы | ||
Выполнению задания может способствовать конкуренция между исполнителями |
Упражнение 31.
Среди заданий, которые вам предстоит выполнить в ближайшее время, выберите два-три и проанализируйте целесообразность построения команды для выполнения каждого.
Попытайтесь оценить затраты времени и, если возможно, средств, которые необходимы для проведения мероприятий, связанных с построением команды (учтите затраты на обучение, отвлечение сотрудников от основной работы и пр.).
5.3. Этапы построения команды
Процесс формирования команды можно описывать по-разному. Наибольшее распространение получило описание процесса командной работы, основанное на выделении четырех этапов: формирования, «бурления», выработки норм и действия. Ниже приведено схематичное описание этих этапов, в котором отражены вопросы, возникающие у членов команды на соответствующих этапах, характеристики межличностных отношений, вопросы, возникающие в связи с заданием, а также формы эффективного поведения лидера команды.
Формирование
Вопросы членов команды
• Что представляют собой другие члены команды?
• Что происходит?
• Чего от меня ожидают?
• Куда мы движемся и почему?
• Кто здесь лидер?
• Какие у нас цели?
• Как я вписываюсь в команду?
• Каков объем предстоящей работы?
Межличностные отношения
• Молчание
• Самоосознание
• Зависимость
• Поверхностный характер
• Реактивное поведение
• Неопределенность
Проблемы, связанные с заданием
• Ориентация членов команды
• Создание комфортной атмосферы в команде
• Формирование атмосферы доверия
• Установление отношений с лидером
• Прояснение целей
Эффективное поведение лидера
• «Вводные» мероприятия
• Ответы на вопросы
• Выработка оснований для взаимного доверия
• Формирование модели ожидаемого поведения
• Прояснение целей, правил, процедур и ожиданий
«Бурление»
Вопросы членов команды
• Как мы будем разрешать разногласия?
• Как мы будем сообщать негативную информацию?
• Можно ли изменить состав команды?
• Как мы будем принимать решения при наличии разногласий?
• Нужен ли нам именно такой лидер?
• Хочу ли я оставаться членом этой команды?
Межличностные отношения
• Поляризация членов команды
• Формирование коалиций
• Конкуренция между членами команды
• Разногласия с лидером
• Оспоривание точек зрения других членов команды
• Нарушение командных норм
Проблемы, связанные с заданием
• Управление конфликтами
• Легитимизация продуктивного выражения индивидуальности
• Преодоление группового единомыслия
• Анализ ключевых процессов командной работы
• Превращение противостояния во взаимодействие
Эффективное поведение лидера
• Определение общего противника и укрепление видения перспективы
• Порождение у членов команды приверженности ее целям
• Превращение учеников в учителей
• Эффективное посредничество
• Обеспечение признания достижений команды и ее отдельных членов
• Укрепление стиля мышления «выигрыш-выигрыш»
Выработка норм
Вопросы членов команды
• Каковы принятые нормы и ожидания?
• Насколько я должен подчиняться принятым нормам?
• Какую роль я должен играть?
• Поддержат ли меня?
• Куда мы движемся?
• Каким должен быть мой вклад в работу команды и насколько я должен быть предан ее целям?
Межличностные отношения
• Сотрудничество
• Игнорирование разногласий
• Конформизм по отношению к стандартам и ожиданиям
• Покорность в отношении указаний лидера
• Усиление межличностного притяжения
• Преданность командному видению перспективы
Проблемы, связанные с заданием
• Поддержание единства и связности
• Дифференциация и уточнение ролей
• Определение уровня личного вклада в работу команды
• Прояснение будущего
• Решение вопроса об обязательствах в отношении будущего команды
Эффективное поведение лидера
• Помощь в распределении ролей между членами группы
• Демонстрация поддержки членам группы
• Обеспечение обратной связи
• Формулирование видения перспективы для членов команды
• Помощь в формировании приверженности видению перспективы
Функционирование
Вопросы членов команды
• Как мы будем непрерывно совершенствоваться?
• Как мы можем укреплять инновационный и творческий подход к делу?
• Как мы можем использовать наши ключевые навыки?
• Какие усовершенствования могут быть привнесены в процессы нашей групповой работы?
• Как мы можем поддерживать высокий уровень энергии и преданности целям группы?
Межличностные отношения
• Высокое взаимное доверие
• Безусловная преданность членов группы
• Многосторонность взаимоотношений между членами группы
• Взаимное обучение и помощь в развитии
• Предпринимательский дух
• Самодостаточность
Проблемы, связанные с заданием
• Укрепление ключевых навыков
• Поддержание духа постепенного совершенствования
• Предвидение нужд клиентов и предваряющие отклики на их запросы
• Повышение темпов работы и сокращение сроков
• Поощрение творческого подхода к решению проблем
Эффективное поведение лидера
• Поддержка одновременно постепенного совершенствования и инноваций
• Закрепление культуры качества в работе команды
• Обеспечение регулярной обратной связи относительно функционирования команды
• Поддержка и направление членов команды
• Помощь команде в предотвращении возврата к пройденным стадиям развития
В последнее время по мере распространения командных форм организации деятельности специалисты обращают все более пристальное внимание на необходимость грамотного расформирования команды после достижения ею поставленной цели. Необходимость в этом определяется тем обстоятельством, что участники команды, завершающей работу, с высокой вероятностью будут задействованы в других командах. Чем более успешным был опыт этих участников в данной команде, тем труднее им будет адаптироваться к новым условиям. Поэтому при расформировании команды необходимо предпринять несколько важных шагов:
• Провести с участниками обсуждение их опыта командной работы.
• Отметить причины достигнутых успехов.
• Выявить неудачи и использованные способы преодоления их последствий.
• Прояснить ролевую структуру команды на каждом этапе ее существования.
5.4. Методы самодиагностики команды
Практика использования командных форм организации деятельности показывает, что скорость формирования команды и эффективность ее работы существенно увеличиваются, если она использует определенные формы самодиагностики. В чем суть этого метода можно понять, рассмотрев метод G. R.P.I.
Название метода — это аббревиатура английского словосочетания Goals — Roles — Team Processes — Interpersonal Relationships and Individual Styles, т.е. Цели— Роли— Процессы командной деятельности— Межличностные отношения и индивидуальные стили. Суть метода состоит в том, что каждый член команды регулярно заполняет специальную анкету, в которой содержится 10 утверждений, характеризующих аспекты командной работы, перечисленные в названии метода, оценивая свое согласие или несогласие по пятибалльной шкале. Затем группа сводит результаты воедино и обсуждает те аспекты работы, которые либо оцениваются членами команды низкими баллами, либо в отношении которых имеются существенные расхождения в оценках. По итогам обсуждения команда принимает решение о необходимых мерах. Ниже приводится пример анкеты, используемой в методе G. R.P.I.
Рис. 5.2. G.R.P.I. — Метод самодиагностики команды
Анкета