Обобщение групп предметов по признаку числа

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ

МАТЕРИАЛЫ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО КУРСУ

«ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

для студентов очно-заочного отделения

преподаватель Е.В.Семёнова

СОДЕРЖАНИЕ

Числа и цифры ………………………………………………………………………..3

Методика обучения приёмам отсчёта предметов …………………………….……...3

Обобщение групп предметов по признаку числа (число как показатель равночисленности)……………………………………………………………………..3

Абстрагирование числа от пространственно-качественных признаков совокупности…………………………………………………………………..………..5

Методика обучения счёту групп предметов……………………………...…………..6

Формирование представлений о связях и отношениях между числами натурального ряда в старшем дошкольном возрасте………………...………………7

Обучение счёту в пределах двадцати (дополнительно)………………………….…12

Деление целого на равные части…………………………………………….……….15

Методика ознакомления старших дошкольников с арифметическими задачами……………………………………………………………………..…………18

Развитие геометрических представлений в дошкольном возрасте………...…25

Особенности восприятия форм предметов и геометрических фигур детьми дошкольного возраста ……………………………………………………..…………25

Методика ознакомления дошкольников с геометрическими фигурами…………..30

Методика обучения детей сравнению формы предметов с геометрическими фигурами как эталонами предметной формы…………………………………...…..36

Обучение детей ориентировке в пространстве………………………………..…38

Понятие пространства и пространственной ориентации…………………………...38

Особенности освоения пространственных отношений в дошкольном возрасте………………………………………………………………………………...39

Особенности овладения пространственной терминологией в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………..…….40

ЧИСЛА И ЦИФРЫ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРИЁМАМ ОТСЧЁТА ПРЕДМЕТОВ

Обучая детей количественному счёту, на начальных этапах, работая с раздаточным материалом, воспитателю необходимо помнить, что дети пока не умеют отсчитывать. Поскольку в жизни нам чаще приходится пользоваться отсчётом, то с этой новой деятельностью нужно познакомить детей сразу после того, как показали механизм счёта.

При счёте множество ограничивает ребёнка, а при отсчёте он учится сам создавать множества, содержащие определённое количество предметов, т.е. произвольно останавливать счёт.

Основные ошибки детей заключаются в том, что они могут забыть в процессе отсчёта итоговое число (для предупреждения ошибки можно использовать карточку – образец с предметной картинкой или числовой фигурой); они могут соотносить числительное не с предметом, а со своими действиями: взял предмет – сказал «один», отложил его – сказал «два», т.е. один и тот же предмет сосчитывается дважды. Договариваемся с детьми о том, что брать предмет нужно молча, а число называть только тогда, когда предмет отложили, или наоборот.

После знакомства с техникой отсчёта предметов, он используется при знакомстве со всеми числами второго пятка: отсчитайте 5 треугольников, положите на верхнюю полоску; на нижнюю полоску положите столько же кругов, сколько треугольников, да ещё один; давайте посчитаем, сколько всего стало кругов… Далее идёт знакомство с образованием нового числа 6 в соответствии с методикой.

Для формирования умения отсчитывать предметы можно использовать следующие специальные упражнения в процессе ООД:

- отсчитать 6 треугольников и 7 кругов, разложить их по-разному;

- отсчитать столько чашек, чтобы хватило всем куклам;

- отсчитать на один круг больше, чем услышали звуков (старший возраст).

В дальнейшем после 6-7 специальных занятий, отсчёт используется при решении всех других задач: обобщение групп предметов по признаку числа, независимость числа от пространственно-качественных характеристик совокупности, счёт с участием различных анализаторов и др.

ОБОБЩЕНИЕ ГРУПП ПРЕДМЕТОВ ПО ПРИЗНАКУ ЧИСЛА

(ЧИСЛО КАК ПОКАЗАТЕЛЬ РАВНОЧИСЛЕННОСТИ)

Одновременно с обучением счёту и отсчёту необходимо показать, что, если группы содержат одинаковое количество предметов, то они обозначаются одним и тем же числом; а если содержат разное количество, то разными числами. Это позволит подвести детей к обобщенному, абстрактному пониманию числа как показателю равночисленности множеств. Используются следующие варианты упражнений:

1. Отсчитать группы предметов по названному числу, установить между ними равенство по количеству элементов на основе взаимно однозначного соответствия разными способами (наложение, приложение). Например: отсчитайте 6 зайчиков, столько же мишек, столько же уточек. Поровну ли их? Как проверить? Обобщить: зайчиков, мишек и уточек поровну, их по шесть.

                       
  обобщение групп предметов по признаку числа - student2.ru   обобщение групп предметов по признаку числа - student2.ru   обобщение групп предметов по признаку числа - student2.ru   обобщение групп предметов по признаку числа - student2.ru   обобщение групп предметов по признаку числа - student2.ru   обобщение групп предметов по признаку числа - student2.ru

обобщение групп предметов по признаку числа - student2.ru обобщение групп предметов по признаку числа - student2.ru обобщение групп предметов по признаку числа - student2.ru обобщение групп предметов по признаку числа - student2.ru обобщение групп предметов по признаку числа - student2.ru обобщение групп предметов по признаку числа - student2.ru
обобщение групп предметов по признаку числа - student2.ru обобщение групп предметов по признаку числа - student2.ru обобщение групп предметов по признаку числа - student2.ru обобщение групп предметов по признаку числа - student2.ru обобщение групп предметов по признаку числа - student2.ru обобщение групп предметов по признаку числа - student2.ru

2. Делаем специальное пособие: на листе бумаги располагаем относительно большое количество предметов, сгибаем по горизонтальным линиям. Показываем детям сначала только верхнюю полосу с треугольниками, просим сосчитать их или называем количество сами, если их больше, чем дети знают чисел.

обобщение групп предметов по признаку числа - student2.ru
обобщение групп предметов по признаку числа - student2.ru обобщение групп предметов по признаку числа - student2.ru обобщение групп предметов по признаку числа - student2.ru обобщение групп предметов по признаку числа - student2.ru обобщение групп предметов по признаку числа - student2.ru обобщение групп предметов по признаку числа - student2.ru обобщение групп предметов по признаку числа - student2.ru обобщение групп предметов по признаку числа - student2.ru обобщение групп предметов по признаку числа - student2.ru обобщение групп предметов по признаку числа - student2.ru обобщение групп предметов по признаку числа - student2.ru
обобщение групп предметов по признаку числа - student2.ru обобщение групп предметов по признаку числа - student2.ru обобщение групп предметов по признаку числа - student2.ru обобщение групп предметов по признаку числа - student2.ru обобщение групп предметов по признаку числа - student2.ru обобщение групп предметов по признаку числа - student2.ru обобщение групп предметов по признаку числа - student2.ru обобщение групп предметов по признаку числа - student2.ru обобщение групп предметов по признаку числа - student2.ru обобщение групп предметов по признаку числа - student2.ru обобщение групп предметов по признаку числа - student2.ru
обобщение групп предметов по признаку числа - student2.ru обобщение групп предметов по признаку числа - student2.ru обобщение групп предметов по признаку числа - student2.ru обобщение групп предметов по признаку числа - student2.ru обобщение групп предметов по признаку числа - student2.ru обобщение групп предметов по признаку числа - student2.ru обобщение групп предметов по признаку числа - student2.ru обобщение групп предметов по признаку числа - student2.ru обобщение групп предметов по признаку числа - student2.ru обобщение групп предметов по признаку числа - student2.ru обобщение групп предметов по признаку числа - student2.ru

Далее просим детей закрыть глаза, открываем следующую строчку фигур и просим быстро, не считая, сказать, сколько здесь кругов? Так же поступаем со всеми группами фигур (квадраты, крестики).Обязательно выясняем, как догадались о количестве фигур, если не считали (стоят друг под другом, их поровну, по 11).

3. Предлагаем рассмотреть набор предметных картинок: чем они похожи? чем отличаются? Просим подобрать, что к чему подходит.

           
  обобщение групп предметов по признаку числа - student2.ru  
обобщение групп предметов по признаку числа - student2.ru обобщение групп предметов по признаку числа - student2.ru обобщение групп предметов по признаку числа - student2.ru обобщение групп предметов по признаку числа - student2.ru
    обобщение групп предметов по признаку числа - student2.ru
 
 

4. обобщение групп предметов по признаку числа - student2.ru В основе упражнения лежит умение классифицировать предметы в зависимости от выделенного признака. На доске разместить несколько геометрических фигур разной формы, цвета, размера (можно использовать блоки Дьенеша). Дать детям несколько секунд рассмотреть набор, затем попросить ответить на вопросы: на какие группы можно разделить фигуры? Назовите фигуры, которых по две? (два круга, две голубых фигуры, два маленьких треугольника, две маленьких красных фигуры, два больших треугольника и т.д.) По три? По четыре? Что обозначает число 5?3?1?

                               
    обобщение групп предметов по признаку числа - student2.ru
    обобщение групп предметов по признаку числа - student2.ru
  обобщение групп предметов по признаку числа - student2.ru     обобщение групп предметов по признаку числа - student2.ru
        обобщение групп предметов по признаку числа - student2.ru
    обобщение групп предметов по признаку числа - student2.ru
      обобщение групп предметов по признаку числа - student2.ru
            обобщение групп предметов по признаку числа - student2.ru
 
 
 
 
 

5. Устные задачи, в которых требуется определить количество элементов в группе, не считая их, при условии, что эта группа приведена во взаимно однозначное соответствие с другой группой:

· На день рождения Зайчику Мишка подарил 5 конфет, столько же пряников, столько же яблок. Сколько яблок и пряников принес Мишка?

· Рабочий приготовил для тигров 9 тумб, по одной на каждого тигра. Сколько тигров будет выступать?

· Для угощения зайчиков Маша приготовила 6 морковок. Сколько было зайчиков, если одна морковка оказалась лишней?

Т.обр., ребёнок должен понять, что группам, содержащим одинаковое количество элементов, соответствует одно число. Это оказывает влияние на развитие элементарных навыков обобщения.

Наши рекомендации