Условия эффективного применения воспитательных технологий

Важнейшим условием эффективности применения воспитательных технологий является знание психолого-педагогических особенностей воспитательного процесса, а именно:

· воспитательный процесс должен организовываться на диагностической и прогностической основе (диагностика потребностей, уровня развития, сформированности навыков поведения и т. п.);

· необходим учет личного опыта воспитанников, в том числе и негативного (отношение к миру вещей, людям, к себе, степень активности, природный потенциал, навыки и приемы выполнения действий, эмоциональные реакции, ценности и потребности);

· воспитание осуществляется в общении и взаимодействии субъектов (роль нравственного авторитета воспитателя, педагогическое руководство системой внутри коллективных отношений, создание благополучного эмоционального и психологического климата в группе, помощь в приобретении жизненного статуса). Необходимы также: организация многообразных видов деятельности, способность удовлетворить и обогатить потребности, в первую очередь потребности в желаемом общении, творческом самовыражении, переживании успеха, уважении окружающих;

· взаимосвязь и единство обучения и воспитания как основа процесса формирования личности (знания формируют взгляды, убеждения, чувства, черты личности, потребности, привычки поведения, которые оказывают влияние на мотивацию учения, любознательность, творчество, расширение сферы познания);

· взаимосвязь воспитания и самовоспитания (воспитательное воздействие и взаимодействие приводят к стремлению работать над собой, совершенствоваться; результаты самовоспитания облегчают воспитательное воздействие);

· осуществление индивидуального подхода к воспитанию личности (учет особенностей личностной, познавательной, эмоционально - волевой сфер, жизненного опыта);

· профилактика негативных проявлений в жизнедеятельности воспитанника.

Из особенностей воспитания вытекают условия, создание которых обеспечивает эффективность воспитательной работы:

· создание банка данных о личности воспитанника (наличие такой информации является предпосылкой дифференцированного и индивидуального подхода в воспитании);

· обеспечение в укладе жизни воспитательного института (семьи, учреждения образования, внешкольного учреждения) условий для трудовой, познавательной, художественной, природоохранительной, спортивно-краеведческой деятельности; проявление заботы, и взаимопомощи; создание условий для личностного роста воспитанника; организация жизнедеятельности по законам творчества;

· обеспечение каждому воспитаннику достойного положения в системе межличностных отношений – активной позиции в отвечающей его задаткам деятельности, возможности самостоятельного принятия решения, удовлетворения потребности быть значимым для других и для себя;

· стимулирование личностного и профессионального роста воспитателей[105].

По определению Ф.И. Храмцовой структура воспитательного процесса предполагает включение следующих параметров:

1) роль руководителя в реализации гуманистических целей и задач; стиль, характер взаимодействия адекватных методов, форм, способов, средств воспитания;

2) инновационного потенциала как совокупности профессиональных компетенций и мотивационных потребностей в саморазвитии и профессиональном самосовершенствовании;

3) организации жизнедеятельности производственного сообщества (ценности, традиции, степень комфортности, защищенности);

4) обогащение опыта познавательной, коллективно-творческой, исследовательской деятельности, эмоционально-ценностных отношений как базовой основы социальных компетенций личности [106].

Реализация воспитания взаимосвязана с выработкой ключевых компетенций личности. Профессор И.А. Зимняя выделяет следующие три блока ключевых компетенций:

1) Блок компетенций, относящихся к самому человеку как субъекту деятельности, общения, компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, понимание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа;

· знание и соблюдение правил личной гигиены;

· физическая культура человека, свобода и ответственность за сделанный выбор;

· ценностно-смысловая ориентация в мире, ценности культуры, религии;

· компетенции интеграции: расширение и приращение знаний;

· компетенции гражданственности: знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина, гражданский долг, знание символов государства (герб, флаг, гимн) и гордость за них;

· компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной рефлексии;

· смысл жизни, профессиональное развитее, языковое и речевое развитие, овладение культурой родного языка;

· владение иностранным языком.

2) Блок компетенций социального взаимодействия человека и окружающей сферы: социальное взаимодействие с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; сотрудничество;

· компетенции общения и др.

3) Блок компетенций, относящихся к деятельности человека: компетенции познавательной деятельности;

· постановка и решение образовательных задач;

· нестандартные решения, проблемные ситуации деятельности;

· информационные технологии и др. [107].

Актуальность формирования указанных компетенций личности очевидна. Каждый из нас стоит перед выбором собственной жизненной стратегии. Их может быть три: экономическая, социальная, духовная. Экономическая стратегия предполагает, что человек будет просто работать, чтобы заработать на «хлеб насущный». Социальная стратегия заключается в выборе профессионального пути, чтобы обеспечить себя всем необходимым в жизни. Духовная – свидетельствует о том, что на данном жизненном этапе и на протяжении всей своей жизни человек будет искать ее смыслы, овладевая при этом и профессиональными, и социальными компетенциями. Важно обеспечить мотивацию личности на включение ее в разрешение всей совокупности проблем социального мира (политических, экономических, духовных, нравственных) и его позитивного преобразования.

Наши рекомендации