Этапы работы над проектами
Этапы | Содержание работы | Деятельность студента | Деятельность преподавателя |
1. Начинание | Определение темы, уточнение целей, исходного положения. Выбор рабочей группы. | Уточняют информацию. Обсуждают задание. | Мотивирует студентов. Объясняет цели проекта. Наблюдает. |
2. Планирование | Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде. | Формирует задачи. Уточняют информацию (источники). Выбирают и обосновывают свои критерии успеха. | Помогает в анализе и синтезе (по просьбе). Наблюдает. |
3. Исследование | Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив («мозговой штурм»). Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. Выполнение проекта. | Работают с информацией. Проводят синтез и анализ идей. Выполняют исследование и работают над проектом. Оформляют проект. | Наблюдает. Консультирует. Советует (по просьбе). |
4. Защита проекта | Подготовка доклада; обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта. Оценка. | Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке результатов проекта. | Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта. |
5. Рефлексия | Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Анализ достижения поставленной цели. | Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке. | Наблюдает. Направляет процесс анализа (если необходимо). |
6. Презентация | Рассказ о понимании проекта, о выбранном пути решения проблемы. Демонстрация результата продукта работы над проектом. | Выбирают вид и форму презентации проекта. Кратко, но достаточно полно, рассказывают о постановке и решении задач проекта. | Наблюдает, обобщает, резюмирует. |
МЕТОД ПОРТФОЛИО
Метод портфолио (итал. portfolio — 'портфель, англ. - папка для документов) - современная образовательная технология, в основе которой используется метод аутентичного оценивания результатов образовательной и профессиональной деятельности.
Портфолио как подборка сертифицированных достижений, наиболее значимых работ и отзывов на них.
Виды портфолио в вузе:
Деятельность
1. индивидуальная (портфолио студента, аспиранта,выпускника вуза)
2. групповая (портфолио студенческой группы
образовательная (портфолио кафедры, факультета, специализации,вуза)
3. профессиональная (портфолио преподавателя, административного работника вуза)
В век информационных технологий и электронной коммуникации настоятельно рекомендуется, чтобы студенты развивали онлайн-портфолио (электронное).
МЕТОД РАБОТЫ В МАЛЫХ ГРУППАХ.
Работа в малых группах – это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем обучающимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия).
При организации групповой работы, следует обращать внимание на следующие ее аспекты:
· Нужно убедиться, что учащиеся обладают знаниями и умениями, необходимыми для выполнения группового задания. Нехватка знаний очень скоро даст о себе знать – учащиеся не станут прилагать усилий для выполнения задания.
· Надо стараться сделать свои инструкции максимально четкими. Маловероятно, что группа сможет воспринять более одной или двух, даже очень четких, инструкций за один раз, поэтому надо записывать инструкции на доске и (или) карточках.
· Надо предоставлять группе достаточно времени на выполнение задания.
Цель:продемонстрировать сходство или различия определенных явлений, выработать стратегию или разработать план, выяснить отношение различных групп участников к одному и тому же вопросу.
Задачи:
1.Развитие навыков общения и взаимодействия в группе.
2.Формирование ценностно-ориентационного единства группы.
3.Поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации.
Методика применения:
Организационный этап.
Подбор практического задания, отвечающего следующим критериям:
· не имеет однозначного и односложного ответа или решения
· является практическим и полезным для учащихся
· связано с жизнью учащихся
· вызывает интерес у учащихся
· максимально служит целям обучения.
Группа студентов делится на несколько малых групп. Количество групп определяется числом творческих заданий, которые будут обсуждаться в процессе занятия.
Малые группы формируются либо по желанию студентов, либо по родственной тематике для обсуждения.
Малые группы занимают определенное пространство, удобное для обсуждения на уровне группы. В группе определяются спикер, оппоненты, эксперты.
Спикер занимает лидирующую позицию, организует обсуждение на уровне группы, формулирует общее мнение малой группы.
Оппонентвнимательно слушает предлагаемые позиции во время дискуссии и формулирует вопросы по предлагаемой информации.
Экспертформирует оценочное суждение по предлагаемой позиции своей малой группы и сравнивает с предлагаемыми позициями других групп.
Подготовительный этап.
Каждая малая группа обсуждает творческое задание в течение отведенного времени.
Задача данного этапа – сформулировать групповую позицию по творческому заданию.
Основной этап – проведение обсуждения творческого задания.
Заслушиваются суждения, предлагаемые каждой малой группой по творческому заданию. После каждого суждения оппоненты задают вопросы, выслушиваются ответы авторов предлагаемых позиций.
В завершении формулируется общее мнение, выражающее совместную позицию по творческому заданию.
Этап рефлексии – подведения итогов
Эксперты предлагают оценочные суждения по высказанным путям решения предлагаемых творческих заданий осуществляют сравнительный анализ предложенного пути решения с решениями других малых групп.
Преподаватель дает оценочное суждение и работе малых групп, по решению творческих заданий, и эффективности предложенных путей решения.
Разновидностью группового обсуждения является круглый стол. Круглый стол - общество, собрание в рамках более крупного мероприятия (съезда, симпозиума, конференции). Мероприятие, как правило, на которое приглашаются эксперты и специалисты из разных сфер деятельности для обсуждения актуальных вопросов.
Данная модель обсуждения, основываясь на соглашениях, в качестве итогов даёт результаты, которые, в свою очередь, являются новыми соглашениями. В процессе круглых столов оригинальные решения и идеи рождаются достаточно редко. Более того, зачастую круглый стол играет скорее информационно-пропагандистскую роль, а не служит инструментом выработки конкретных решений.
В современном значении выражение круглый стол употребляется с XX века как название одного из способов организации обсуждения некоторого вопроса; этот способ характеризуется следующими признаками:
· цель обсуждения — обобщить идеи и мнения относительно обсуждаемой проблемы;
· все участники круглого стола выступают в роли пропонентов (должны выражать мнение по поводу обсуждаемого вопроса, а не по поводу мнений других участников);
· все участники обсуждения равноправны; никто не имеет права диктовать свою волю и решения.
Коллоквиум - (лат. colloquium — разговор, беседа) - одна из форм учебных занятий в системе образования, имеющая целью выяснение и повышение знаний студентов. На коллоквиумах обсуждаются отдельные части, разделы, темы, вопросы изучаемого курса (обычно не включаемые в тематику семинарских и других практических учебных занятий), рефераты, проекты и др. работы обучающихся.
Коллоквиум - научное собрание, на котором заслушиваются и обсуждаются доклады.
Коллоквиум – это и форма контроля, разновидность устного экзамена, массового опроса, позволяющая преподавателю в сравнительно небольшой срок выяснить уровень знаний студентов по данной теме дисциплины.
Коллоквиум проходит обычно в форме дискуссии, в ходе которой обучающимся предоставляется возможность высказать свою точку зрения на рассматриваемую проблему, учиться обосновывать и защищать ее. Аргументируя и отстаивая свое мнение, студент в то же время демонстрирует, насколько глубоко и осознанно он усвоил изученный материал.
МИНИ-ЛЕКЦИЯ
Мини-лекция является одной из эффективных форм преподнесения теоретического материала.
Цель:организация процесса получения теоретического содержания в интерактивном режиме
Задачи:
· развитие коммуникативных навыков (навыков общения);
· актуализация изучаемого содержания на лекции.
Методика проведения:
Перед началом мини-лекции можно провести мозговой штурм или ролевую игру, связанную с предстоящей темой, что поможет актуализировать ее для участников, выяснить степень их информированности и отношение к теме.
Материал излагается на доступном для участников языке. Каждому термину необходимо дать определение. Теорию лучше объяснять по принципу «от общего к частному».
Перед объявлением какой-либо информации преподаватель спрашивает, что знают об этом студенты.
После предоставления какого-либо утверждения преподаватель предлагает обсудить отношение студентов к этому вопросу. Например:
· А вы как считаете?
· Как вы предлагаете это делать?
· Как вы думаете, к чему это может привести? И т.д.
Перед тем, как перейти к следующему вопросу, необходимо подытожить сказанное и убедиться, что вы были правильно поняты.
По окончании выступления нужно обсудить все возникшие у участников вопросы.
Затем спросить:
· Как можно использовать полученную информацию на практике?
· К каким результатам это может привести?