По профилактике конфликтов в трудовом коллективе
Название мероприятия | Содержание мероприятия |
3. Проанализируйте предложенные ситуации, дайте рекомендации психолога
Конфликт с сотрудником. Я уже несколько лет работаю в государственной организации. Когда я устраивалась (в возрасте 21 г.), организация была еще совсем небольшая и коллектив соответственно тоже, и кроме директора, инженера и меня (специалист) были только техслужащие. Год назад, взяли еще одного специалиста - молодой человек Владимир на 4 года старше меня, и буквально через полгода капания на мозги директору (о том, что он незаменимый, что у него большой опыт, что у нас тут все неправильно) его назначили заместителем директора. Сразу после назначения он поменял свое поведение, всеми способами пытается показать что он руководитель, хотя наша деятельность практически однородна. Обо всех знакомых работающих в этой же сфере говорит с пренебрежением - что никто ничего не умеет и ничего не делает. Пытается отдавать поручения (впрочем я выполняю их), все время пытается подчеркнуть неопытность других (и меня в том числе), хотя многие моменты сам делает неграмотно. Зачастую о сидевшем только что с нами человеке может отозваться отрицательно - мол, он вообще ничего не соображает. Я его не уважаю. Ничего не могу с собой поделать, и как руководителя не воспринимаю. С директором конфликтов не было, но с этим - постоянно что-нибудь: ты вот это не так делаешь, а зачем ты это делаешь (про мое хобби) - столько времени тратишь на это! Хобби - вне рабочего времени. Кстати, с тех пор как Владимир стал замом, в работе у нас произошли не самые лучшие изменения - много бумаг - совершенно не нужных, много мероприятий в которые он ввязывается, также не нужных, много работы в общем, и много просто липовой работы - тупое переписывание бумажек, он таким образом деньги зарабатывает. Позавчера возник более серьезный конфликт, он попросил оформить два стенда в файе, часть работы я оставила на утро. Когда собиралась вывесить оставшиеся фотографии не обнаружила их на месте и подумала что он или второй мой сослуживец их повесили сами, т.к. дело срочное. Вскоре он зашел в мой кабинет и спросил доделала ли я стенд (я поняла что стенд не доделан,и более того где фотки неизвестно). Он стал упрекать меня снова, и сказал мне что я не справляюсь с работой, хотя разработка стендов это вообще не относится к моей работе, но я ее выполнила в принципе. Я разозлилась, и сказала, что такую мелочь как вывешивание фотографий ради срочности могли бы доделать сами, ведь ничем особым ни он, ни другой сотрудник заняты не были. Фотки нашлись - уборщица переложила их в другое место. Он начал лечить что у него много работы, что он был все утро занят, а я вот такая сякая не справляюсь с элементарным. Я конечно вывесила фотки, но в общем, решила сменить работу (предложение есть, причем в каком-то смысле даже интереснее, чем нынешнее)не хочу работать с этим человеком. Подошла к директору с заявлением, а директор наш расстроился, попросил не увольняться, мотивировал это тем, что я хороший специалист. Но я просто не хочу больше находится в одном помещении с этим Владимиром. Как разрешить ситуацию, подскажите?
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
_________________
__________________
Конфликт на работе. Прошу мне помочь разобраться в себе, что ли... Мне 22 года. Работаю на предприятии на протяжении 3-ех лет ведущим бухгалтером, с момента устройства на работу заработал авторитет у коллег, отзывчив, трудолюбив, общителен и могу себя охарактеризовать как человека, постоянно двигающегося вперед, во время отсутствия гл. бухгалтера на предприятии, я исполняю его обязанности. Наш директор создал хороший микро-климат на работе, у нас очень хороший дружный коллектив. Главный бухгалтер устроил свою пассию на работу, в качестве экономиста и мне приходилось обмениваться с ней определенной информацией. С этого момента в нашем отделе постоянно начались ссоры в кабинете с пассией, а уже через нее и с главным бухгалтером. В моем кабинете находится пять человек вместе с пассией и все мы чувствовали отторжение к ней с начала ее прихода. Чувствуя поддержку за своей спиной постоянно бранилась и все просила приказным тоном. Ненавижу проявления превосходства над другими людьми у которых нет ничего - ни знаний, ни должности, ни опыта, зато здесь есть сексуальная связь... Мы ссорились по пустякам, причем организатором этих ссор была пассия, до тех пор, пока я не пошел к директору и не сказал, что так больше продолжаться не может и попросил повлиять на эту даму. Коллеги моего кабинета собрались вместе с директором и гл. бухгалтером в понедельник, где он, директор, лично при всех утверждал, что если так будет продолжаться дальше он ее уволит, что нужно входить в коллектив, поддерживать связь с людьми, а свои нервы оставлять дома и общаться со всеми на равных. В четверг гл. бухгалтер в качестве мести навешал директору лапши на уши в мою сторону, вызвал меня в кабинет директора, где я опроверг все эти гадости подлинными фактами, после чего директор уволил пассию гл. бухгалтера. После того, как мы вышли из кабинета гл. бухгалтер спросил меня: "Зачем ты так со мной?", то есть он на меня наговорил всякой гадости, хотел меня подставить, а по итогу я виноват???? Сейчас отношения натянутые подобно струне с главным бухгалтером и нашим отделом. Т.к. я выполняю львиную долю работы гл. буха он мне ничего фактически не может сделать, поэтому он начал "нападать" на моих коллег, ну а здесь я уже ничего не могу поделать... Как мне дальше быть? Жалко коллег, я их люблю.
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
Как найти общий язык с начальством? Я работаю в школе. После уроков вся на нервах, еле дотягиваю день. После работы не хочу никого видеть. Я не хочу встречаться с начальством и коллегами, так как боюсь сказать что то не так. У меня какое-то волнение, постоянные конфликты. Что делать?
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
Как решить ситуацию на работе? Узнала о повышении на работе оклада своего коллеги, которого я же и обучала, так обидно стало почему мне не подняли?. Как грамотно построить диалог с директором о повышение заработной платы или вообще просто уволиться, за себя просить как будто милыстаню просишь. Подскажите пожалуйста как быть?
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
Семинарское занятие 9
ТЕМА: Инженерная психология и эргономика, их место в психологии труда
Базовые понятия
Человек-оператор __________________________________________________________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
Метод моделирования ______________________________________________________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
«Человек – машина» (СЧМ) _________________________________________________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
Система «Человек – компьютер» ____________________________________________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
«Компьютерная метафора» _________________________________________________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
Вопросы для обсуждения
1. В чем специфика методов инженерной психологии?
2. Чем определяется быстродействие труда оператора?
3. Что такое "спонтанная отвлекаемость" в операторском труде?
4. Приведите пример рационального (и нерационального) расположения клавиатуры и дисплея персонального компьютера.
5. Приведите примеры правил экономии рабочих движений.
6. В чем проблема "технократического мышления"?
7. Как соотносятся "органопроекция" и "объектопроекция"?
Литература
1. Зинченко В.П., Мунипов В.М. Основы эргономики. М.: Изд-во МГУ, 2005. 344 с.
2. Зинченко В.П., Мунипов В.М. Эргономика. Ориентированное на человека проектирование. М.: Тривола, 2005. 480 с.
3. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во МГУ, 2008. 199 с.
4. Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы: Хрестоматия. М.: Родикс, 2005. 448 с.
5. Основы инженерной психологии: Учебник / Под ред. Б.Ф. Ломова. М.: Высшая школа, 1986. 448 с.
6. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда: Учебное пособие. М.: "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2005. 352 с.
7. Стрелков Ю.К. Психологическое содержание операторского труда. М.: Российское психологическое общество, 2004. 196 с.
8. Хрестоматия по инженерной психологии / Под ред. Б.А. Душкова. М.: Высшая школа, 2001. 287 с.
Задание для самостоятельной работы
Опишите специфику операторского труда по следующей схеме оператора
ПВК _____________
__________________
__________________
__________________
Профотбор операторов
__________________
__________________
__________________
__________________
Профессиональные деструкции ______________________________________________________
__________________
__________________
__________________
__________________
2. Заполните таблицу.
Ошибки в труде операторов
№ п\п | Ошибка | Причины | Последствия | Профилактика |
Семинарское занятие 10
ТЕМА: Особенности профессиональной деятельности педагога, психолога
Базовые понятия
Структура педагогической деятельности ______________________________________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
ПВК учителя ______
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
Профессионально-ценностные ориентации учителя ____________________________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
Педагогические способности _______________________________________________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
Стиль деятельности ________________________________________________________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
Профессиональные деструкции _____________________________________________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
Модель специалиста _______________________________________________________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
Профессиональные деформации ____________________________________________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
Профессиональная этика ___________________________________________________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
«Кризисы разочарования» __________________________________________________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
Вопросы для обсуждения
1. Специфика, особенности педагогической деятельности.
2. В чем заключается главная сложность построения "модели специалиста" психолога-практика?
3. Какие основные "кризисы разочарования" можно выделить в ходе профессионального образования и дальнейшего развития психолога?
4. Ответственность за нарушение профессиональной этики.
Литература
1. Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2006. 400 с.
2. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2005. 256 с.
3. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда: Учебное пособие. М.: "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2005. 352 с.
4. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения: Учебное пособие. М.: МГППИ, 2006. 108 с.
5. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: Тандем, КМОС, 2005. 352 с.
Задание для самостоятельной работы
1. Приведите примеры профессиональных деструкций в психолого-педагогических профессиях. Заполните таблицу.