Тема: Понятие внимание и память, их характеристика
Введение
1.Понятие внимание: виды, свойства, рассеянность и ее причины
2. Понятие память, значение в жизни человека, характеристика видов
3.Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение
4. Приемы и условия развития внимания и памяти (игры и упражнения)
5. Изучить (методики на выбор) и описать индивидуальные особенности своей памяти
Заключение
Методические рекомендации
Во введении рассмотреть актуальность данного вопроса в развитии и образовании человека, указать авторов психологов изучающих данную тему, сформулировать и представить задачи данной работы.
Раскрывая данную тему следует описать процессы внимания и память, дать определения, показать значение в психической жизни человека, раскрыть свойства внимания привести примеры из практического опыта. Описать особенности разных видов памяти, охарактеризовать все процессы памяти, их взаимосвязь. Раскрыть условия развития произвольного внимания и запоминания, мнемические приемы, упражнения, законы тренировки памяти.
Для определения индивидуальных особенностей проведите самодиагностику (методики на выбор), самонаблюдение и анализ. В характеристике отобразить преобладающий вид памяти, особенности непроизвольной памяти, насколько развито у вас произвольное запоминание, владеете ли приемами запоминания и т.д.
В заключении обобщить информацию об данных процессах, обосновать их взаимозависимость, связь внимания с развитием наблюдательности, внимательности как черт личности, с успешным развитием памяти и всех видов деятельности.
Литература.
1.Азбука психологии: психология познания: учеб.-метод. Пособие /Сост.Е.И. Рогов Ростов н/Д.: РГПУ.1997.-104с2.
2.Дубровина И.В. Психология: Учебник для студ. Сред.пед.учеб. заведений, М.:Аквдемия, 2001.-с.122-153.
3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. Информационно-методическое пособие по курсу «Психология человека». - М.: Педагогическое общество России, 2006. - 276 с.
4.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, Юрайт, 2002. – 336 с. 4.
5. Житникова Л.М. Учить детей запоминать. - М,, 1985.
6.Крутецкий В.А. Психология. - М.: Просвещение, 1986.
7.Немов Р.С. Психология: в 3 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
8.Популярная психология: Хрестоматия / Сост. В.В. Мироненко. – М., 1990. – 399 с.
9.Психология. Учебник для гуманитарных ВУЗов / Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб., 2001.
10.Рогов Е.И. Психология познания. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 176 с. .
11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учеб. пособие для студ выс.учеб. заведений. –СПб.: Питер, 2000.- 780с
12.Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. - Ярославль, 1997.
УТВЕРЖДЕНО:
Протокол № 1 от 21.09.15
Зав. кафедрой теории и методики дошкольного образования: М.В.Машарина
Контрольная работа по учебной дисциплине «Психология»
специальность 44.02.01. «Дошкольное образование»
3 курс заочного отделения.
Преподаватель Матвеева Н.Я.
Вариант 4
Тема: Особенности логической ступени познания человека. Характеристика мышления, речи, воображения.
Введение
1. Логическая ступень познания. Общая характеристика мышления: функции, виды, формы (понятия, суждения, умозаключения).
2. Индивидуальные особенности умственных способностей человека. Качества ума. Понятие интеллект.
3. Логические операции мышления: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Связь мышления и речи.
4. Творческое мышление и воображение. Характеристика процесса воображения.
5. Опишите какой-нибудь поступок литературного героя (на выбор студента) и сделайте вывод об особенностях мышления этого героя.
Заключение
Методические рекомендации:
Во введении рассмотреть актуальность данного вопроса в развитии и образовании человека, указать авторов психологов изучающих данную тему, сформулировать и представить задачи данной работы.
Раскрывая данную тему, следует описать процессы мышление, речь, воображение, дать определения, показать значение в психической жизни человека, раскрыть виды привести примеры из практического опыта. Основные понятия: виды мышления, мыслительные операции, качества ума, понятия, суждения, умозаключения, познавательная активность, проблемная ситуация, моделирование, эгоцентризм.
Представить функции речи в мышлении (обозначающая, обобщающая), дать характеристику разным видам речи. Описать воображение человека, его функции, виды, способы создания новых образов (агглютинация, гиперболизация, схематизация, типизация, акцентирование), связь с творческой деятельностью.
Для определения индивидуальных особенностей мышления героя проанализируйте характер решения проблемы (задачи). В характеристике отобразить преобладающий вид мышления, особенности суждений, умозаключений, особенности применения логических операций, проявления качеств ума (самостоятельность, гибкость, пытливость и т.д.).
В заключении обобщить информацию об данных процессах, обосновать их взаимозависимость, связь мышления с развитием речи и воображением.
Литература.
1.Азбука психологии: психология познания: учеб.-метод. Пособие /Сост.Е.И. Рогов Ростов н/Д.: РГПУ.1997.-104с2.
2.Дубровина И.В. Психология: Учебник для студ. Сред.пед.учеб. заведений, М.:Аквдемия, 2001.-с.122-153.
3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. Информационно-методическое пособие по курсу «Психология человека». - М.: Педагогическое общество России, 2006. - 276 с.
4.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, Юрайт, 2002. – 336 с. 4.
5. Житникова Л.М. Учить детей запоминать. - М,, 1985.
6.Крутецкий В.А. Психология. - М.: Просвещение, 1986.
7.Немов Р.С. Психология: в 3 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
8. Найсер У. Познание и реальность.- М.: Просвещение, 1981 -342с.
9.Психология. Учебник для гуманитарных ВУЗов / Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб., 2001.
10.Рогов Е.И. Психология познания. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 176 с.
УТВЕРЖДЕНО:
Протокол № 1 от 21.09.15
Зав. кафедрой теории и методики дошкольного образования: М.В.Машарина
Контрольная работа по учебной дисциплине «Психология»
специальность 44.02.01. «Дошкольное образование»
3 курс заочного отделения.
Преподаватель Матвеева Н.Я.
Вариант 5