Выявление гендерных различий в отношении к осознанному родительству

Сейчас нам необходимо проанализировать результаты исследования в соответствие со второй гипотезой.

Рассмотрим отношение молодых людей и девушек к одним и тем же вопросам. Это даст нам более полную, интересную и развернутую картину.

Выявление гендерных различий в отношении к осознанному родительству - student2.ru

Рис.13 «Зависимость между полом и подготовкой к родительству»

И девушки, и юноши в равной степени возлагают ответственность за подготовку к родительству на семью.

Очень радует, что и юноши, и девушки практически в одинаковой степени осознают необходимость подготовки современного человека к родительству. 80,9% юношей и 89,8% девушек придерживаются такой точки зрения.

Лишь небольшая часть очень уверенных в своих возможностях женщин, считает, что не нуждается в подобном направлении развития.

Выявление гендерных различий в отношении к осознанному родительству - student2.ru

Рис.13 «Зависимость между полом и осознанием необходимости подготовки к родительству»

В вопросе готовности в настоящее время иметь ребенка так же установилось единодушие. 63,8% мужчин и 71,4% женщин ответили отрицательно. Немного удивительно, что процент мужчин, готовых сейчас иметь детей больше, чем процент женщин. Возможно это можно списать на некоторую легкомысленность мужчин, а может быть наоборот они уже серьезны в своих намерениях.

Выявление гендерных различий в отношении к осознанному родительству - student2.ru

Рис.14 «Зависимость между полом и готовностью сейчас иметь ребенка»

Далее мы видим, каким образом распределились ответы на вопрос об оптимальном возрасте. Процентное распределение у юношей было более равномерно. У девушек же больший процент относится к возрасту 23-25 лет.

Выявление гендерных различий в отношении к осознанному родительству - student2.ru

Рис.15 «Зависимость между полом и возрастом»

32,5% юношей видят подходящим возраст 17-22 года, а 20% видят себя отцом в уже довольно зрелом возрасте, после 31 года.

Единодушие сложилось и в вопросе отношений между супругами. Процентное соотношение примерно 30/70, где большая часть и юношей, и девушек выделила ведущую роль мужчин.

Выявление гендерных различий в отношении к осознанному родительству - student2.ru

Рис.16 «Зависимость между полом и планируемыми супружескими отношениями»

В вопросе ценности семьи в жизни 100% девушек считают, что это самое ценное в жизни. Карьеристок среди опрошенных нет. 89,4% юношей согласны с девушками и лишь 10,6% выделили важность работы.

Выявление гендерных различий в отношении к осознанному родительству - student2.ru

Рис.17 «Зависимость между полом и отношением к семье»

Естественно семья несет в себе выполнение каких-либо ролей. Мы выделили несколько. Материальное обеспечение и планирование семейного бюджета должно беспокоить обоих супругов по мнению и юношей, и девушек.

По мнению юношей эмоционально лидерство в большей степени принадлежит женщине. Мнения девушек четко разделилось 42,9% считают мужчину эмоциональным лидером, 42,9% – женщину, 14,3% – обоих супругов. За моральную поддержку с мужской точки зрения в большей степени должна отвечать женщина, с женской точки зрения – оба супруга.

В вопросе воспитания детей большинство юношей и девушек солидарны и видят роль обоих супругов. Интересно, что 12,8% юношей считают, что мужчина должен заниматься воспитанием детей. У женщин такого варианта ответа не было. С остальными ролями и их зависимостью между полом можно ознакомится в приложении 3, таблица 22.

Довольно интересное распределение в вопросе образца родительской семьи. 85% юношей не считают родительскую семью образцом для подражания. 49% девушек считают.

Выявление гендерных различий в отношении к осознанному родительству - student2.ru

Рис.18 «Зависимость между полом и отношением к семейной жизни родителей»

В заключении анализа можно добавить, что большинство (70% юношей и 80% девушек) выросли в полной семье, остальные 30% и 20% в неполной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В начале исследования мы поставили цель выявить представления молодежи об ответственном родительстве посредством анкетирования. Выделили ряд задач, две из которых теоретические, две практические. В теоретической части исследования мы определили сущность понятия «родительство» и определили критерии готовности к ответственному родительству.

Родительство – это социально- психологический феномен, который представляет собой эмоционально и оценочно окрашенный комплекс знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, который реализуется во всех проявлениях поведенческой составляющей родительства. Оно включает обоих супругов, которые решили дать начало новой жизни.

Два основных составляющих родительства это отцовство и материнство.

Критерии готовности включают в себя следующие понятия:

1. Будущие родители должны хотеть ребенка. Материнство (или отцовство) должно занять в системе ценностей достойное место, ведь родительство всегда требует чем-то поступиться, от чего-то отказаться ради крохи, особенно когда он полностью от вас зависит.

2. Должны уметь заботиться о ребенке. Готовиться к родительству (не путать с подготовкой к родам) нужно заранее, после рождения будет уже не до этого.

3. Будущая мама должна достичь эмоциональной автономии от своих родителей, иметь собственные взгляды и ценности.

4. Значимым критерием готовности к родительству является способность самим обеспечить ребенка.

5. Последнее, что немаловажно для родительской готовности, - иметь позитивный опыт любви, полученный в своей семье.

Далее мы поставили перед собой две практических задачи. Первая – изучить представления молодежи о родительстве. Вторая – выявить гендерные различия.

Большинство молодых людей и девушек осознают некотрую некомпетентность в вопросах родитльства и считают, что подготовка к этому ответственному процессу необходима.

Интересным нам показалось то, что большинство респондентов возлагают ответственность за подготовку человека к родительсву на семью. Однако на вопрос, является ли для вас родительская семья примером для подражания примерно 2/3 респондентов ответили, что семья родителей не является для них образцом.

Так же порадовало, что молодежь адекватно оценивает свои возможности, и почти ¾ опрошенных считают, что они еще не готовы к рождению ребенка по самым разным причинам. Кто-то еще получает образование, кто-то не обрел достаточную материальную независимость.

Все опрошенные показали правильное представление об отвтственном родительстве и включили в это понятие следующие определения: моральная готовность, материальная готовность, желанный ребенок, умение обращаться с ребенком, а так же четкое представление о воспитании детей.

Что же касается мотивов вступления в брак, то и у юношей, и у девушек преобладает мотив реализации потребности в любви. У девушек он выражен в большей степени. Такой мотив как беременность преобладает у юношей. Вероятно они в большей степени осознают ответственность. Но так же это может быть связано с эмансипационными настроениями современных женщин.

Таким образом, можно сделать вывод, что наша первая гипотеза о том, что большинство молодежи имеет размытое представление об ответственном родительстве не подтвердилась. Мы можем сказать, что большинство опрошенных понимают, что значит быть ответственным родителем.

То же самое можно сказать и о второй гипотезе: на основе полученных результатов мы видим, что юноши осознают свою ответственность за семью, детей и благополучие ничуть не меньше, чем девушки, а иногда даже и в большей степени (например, беременность как мотив вступления в брак).

В завершении хочется сказать, что ответственное отношение к социальной роли родителя и супруга и является тем фундаментом благополучия всего общества, основой позитивной демографической ситуации, залогом низких показателей разводов и неполных семей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Андреева, Т.В. Семейная психология: учеб. пособие / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь, 2004. – 244с.

2. Богданова, Е.А. Охрана здоровья девочек и девушек – основа репродуктивного здоровья женщин/Е.А. Богданова, М.И. Кузнецова, О.Г. Фролова// Акушерство и гинекология.– 1992. – № 5.– С. 48.

3. Гречнева, Е.В. Реализация государственной молодежной политики в РБ/Е.В. Греснева//Белорусская думка. – 2004. – № 11. – с.22.

4. Григорьев, С.И. Социальная работа с молодежью: Учебник для студентов вузов/С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.А. Гусова. – М.:"Гардемарин",2006. – 204 с.

5. Дорошкевич, М.П. Основы валеологии: Учебное пособие/ М.П. Дорошкевич,Д.М. Муравьева. – М.:"Вышейшая школа",2003. – 240с.

6. Ковалев, С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни / С.В. Ковалев. – М.: Просвещение, 1991 – 128с.

7. Комаровский Е. О. Начало жизни. Ваш ребенок от рождения до 1 года. Харьков: Фолио (серия "Для пап и мам"); СПб: Кристалл. (серия "Семейный альбом"). – 1996 – 91 с.

8. Купчинов, Р.И. Формирование здорового образа жизни молодежи: Пособие для кураторов и преподавателей высших учебных заведений/Р.И. Купчинов.-Мн.:УП" ИВЦ Минифина", 2004. – 211с.

9. Курбатова, В.И. Социальная работа/ В.И. Курбатова. – Ростов н/Д.:"«Феникс»,1999. – 576с.

10. Подольский, В.В. Репродуктивное здоровье – важнейшая проблема современности/В.В.Подольский// Здоровье женщины. – 2003. – №1. – С.103.

11. Сысенко, В.А. Новобрачные в зеркале собственных взглядов, суждений, оценок / В.А. Сысенко. – М.: Мысль, 1985 – 164с.

12. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3 т./ В. А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 1980 – 3 т – 640с.

13. Черкасова, В. Ю. Противоречия становления и реализации супружеских ориентаций в современный период: автореф. дис. канд. социол. наук: 22.00.06 / В. Ю. Черкасова; Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького. – М., 2004. – 18с.

14. Шнейдер, Л.Б. Основы семейной психологии: Учеб. пособие для вузов: 2-е изд./ Л.Б. Шнейдер. – М.: Деловая книга, 2006. – 768с.

15. Шевандрин, Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности/ Н.И. Шевандрин. – М.: Владос,1999 – 512с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета

Уважаемые респонденты, перед Вами список вопросов, касающихся Ваших личностных характеристик. Вам необходимо ответить на все вопросы анкеты, внимательно читая каждый вопрос. Заранее Вас благодарим за участие.

Наши рекомендации