Особенности социальной работы в социально-этнической сфере
Этническая среда является производным понятием социальной среды; в центре ее внимания находятся социально-этническая общность, социально-этническая группа, человек той или иной социально-этнической группы, общности. Исходя из этого этническая среда — это окружающие человека (слой, группу, общность) существенные, материальные и духовные условия существования. В широком смысле (макросреда) — это общественно-политическая система в целом, в которой функционирует социально-этническая общность. В более узком смысле — это непосредственное окружение социально-этнической общности, группы, слоя, отдельных их представителей.
В современном мире главной социально-этнической общностью является нация - исторически складывающийся тип этноса, историческая общность людей, характеризующаяся устойчивой целостностью экономической жизни, языка, территории, некоторыми особенностями культуры и быта, психологического склада и этнического характера.
Основные признаки этноса: язык, народное искусство, обычаи, обряды, традиции, нормы поведения, привычки (такие компоненты культуры, которые передаются из поколения в поколение, образуя так называемую этническую культуру).
Ущемление потребности принадлежности к какой-либо этнической общности ведет к появлению конфликтов. Главная причина конфликтов на социально-этнической почве – неравномерность развития, различия в доступности социальных благ, стремление решить эти и другие проблемы за счет других народов, психологическое неприятие иных, «чужих».
Согласно результатам переписи 2010г., в РФ проживают представители свыше 160 национальностей. В связи с усилившимися миграционными процессами проблема межэтнических отношений приобрела в нашей стране особую важность на рубеже 20-21 вв., выдвинувшись в один ряд с глобальными проблемами экологии, сохранения мира и социальной стабильности.
Проблемы миграции. Переселенцы не учитывают социокультурных особенностей местных жителей, вызывают негативное отношение к себе. Русские зачастую также не принимают во внимание этнокультурную специфику мигрантов.
Нетитульный (нерусский) этносостав территории формируется за счет:
1) миграционных потоков;
2) малых и малочисленных народов (хакасы, коренные малочисленные народы Крайнего Севера);
3) представителей многочисленных национальностей республик бывшего СССР;
4) потомков репрессированных, сосланных, реже самостоятельно иммигрировавших выходцев из Польши, Германии, Финляндии и т.п.;
5) незначительного количества граждан из стран дальнего зарубежья;
6) национальностей, не имеющих своей страны (цыгане).
Во Всемирной Декларации прав человека и соот. им принципах этики СР говорится об уважении достоинства человека независимо от пола, расы, цвета кожи, религиозных и политич. убеждений, этнических различий.
Антидискриминационная мультикультурная социальная работа играет важную роль в нормализации отношений между общностями.
Базовые ценности СР: равенство и недискриминация, справедливость, уважение к индивидуальным и групповым различиям, обеспечение мира и отказ от насилия.
Международные документы:
Всеобщая Декларация прав человека (принята Ген. Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г.), Конвенция МОТ № 17 о защите и интеграции коренного и другого населения, ведущего племенной и полуплеменной образ жизни, в независимых странах (26 июня 1957г.), Конвенция МОТ № 169 о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, в независимых странах (26 июля 1998г.), Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или эхтническим религиозным и языковым меньшинствам.
НПА в РФ: Конституция РФ, ФЗ «О беженцах» (март 1993г.), «О вынужденных переселенцах» (декабрь 1995г.), «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О беженцах» (июнь 1997г.), «О национально-культурной автономии» (июнь 1996г.).
Принципы СР с мигрантами:
1. Следует исходить из предположения, что большинства иммигрантов останутся на постоянное (продолжительное) жительство в принимающей стране и что они могут внести немаловажный вклад в ее экономику.
2. Необходимо осознавать решающую роль органов гос. власти в содействии адаптации и интеграции иммигрантов и в развитии добрых межобщинных отношений.
3. Следует сознавать, что интеграция и установление добрых отношений между местным населением и мигрантами – это длительный процесс.
Особенности СР с этническими общностями. Правила соц. работника:
1. Соц. работник не имеет права быть культурным этноцентристом. Его долг – стать культурным релятивистом, т.е. воспринимать изучаемое таким, какое оно есть, не применяя привычные культурные стереотипы.
2. Соц. работник не должен позволять себе испытывать культурное или этнокультурное превосходство и воспринимать людей, демонстрирующих особое этнокультурное поведение.
3. При оказании помощи этнокультурные различия не должны выступать основанием для дискриминации и/или ее оправдания.
4. Неправомерное лишение или попрание прав человека в зависимости от этнической принадлежности.
5. Неправомерное оправдание социального неравенства принадлежностью клиента к определенному этносу, этнокультуре.
6. Соц. работнику необходимо умение видеть и мобилизовать этноклуьтурные ресурсы соц. помощи.
7. Соц. работнику необходимо проявлять максимальную корректность при взаимодействии с этночувствительными клиентами.