Эффективность деятельности малой группы

Проблема эффективности деятельности малой группы имеет для рассмотрения несколько оснований.

Важен выбор критериев оценки эффективности. Существуют экономические, производственные, финансовые и прочие критерии. К социально-психологическим критериям оценки деятельности малой группы относят, прежде всего, продуктивность группы и удовлетворенность группой со стороны ее участников.

Продуктивность группы. Т.к. каждая группа создается или существует для реализации определенных целей людей, ее членов, в этой связи оценка эффективности группы будет проводиться с учетом достижения этих групповых целей. В данном случае можно говорить о продуктивности группы.

Другим критерием эффективности группы является удовлетворенность еюсо стороны ее участников.

Эффективность деятельности группы определяется как формальными, так и содержательными факторами. Р.С.Немов к формальным относит следующие факторы (5):

1. специфические, социально-психологические характеристики группы: отношение к совместной деятельности, нормы, ценностные ориентации членов группы, межличностные отношения.

2. структурно-формальные и неспецифические содержательные психологические характеристики группы: величина, структура, каналы коммуникации, тип задач, личностные взаимоотношения, лидерство, статусы.

7. Межгрупповые эффекты: групповой фаворитизм и групповая враждебность

Предпосылками исследования межгрупповых отношений явились:

  • исследования межгрупповой агрессии в работах Г.Лебона,
  • негативных установок на другую группу в Т.Адорно.

Толчком к развитию вечного интереса послужили исследования М.Шерифа, в которых он изучал поведение американских подростков в сткаустком лагере.

В рамках исследования были организованы стадии:

1. общая уборка;

2.разделение на группы с разрушением дружественных связей;

3. ситуация соревнования и рост враждебности;

4. объединение и общая деятельность

М.Шериф показал, что источник межгрупповой враждебности находится не в мотивах отдельных индивидов, а в ситуациях группового взаимодействия. В зависимости от характера взаимодействия (ситуация выраженного соперничества приводит к сильнейшей межгрупповой враждебности, ситуация деятельности, имеющей общие цели, приводит к сближению прежде враждовавших групп).

А.Тэшфелл продолжил исследования межгрупповых отношений. Он показал, что осознание принадлежности к своей группе обусловливается приверженность к «своим» и враждебность к «чужим», описал эффекты группового фаворитизма и групповой враждебности.

Эффект группового фаворитизма – тенденция каким-либо образом благоприятствовать членам своей группы в противовес членам другой группы.

Эффект групповой враждебности – тенденция негативного отношения к другим, обесценивания достоинств чужой группы.

Сравнивая свою группу с другой, члены группы стремятся акцентироваться на тех признаках, которые дают основание воспринимать свою группу как более успешную.

В отечественной психологии исследования межгрупповых отношений проводит В.Агеев (1), который изучает феномены межгруппового восприятия.

Он показал, что другая группа воспринимается в качестве целостного объекта. Другой признак межгрупповой перцепции – унифицированность восприятия – характеристика представлений о группе независимо от конкретных содержательных сторон этих представлений (группе приписываются некие общие, устойчивые характеристики).

Он показал, что межгрупповые перцептивные процессы отличаются большей устойчивостью, консерватизмом, ригидностью, чем межличностное восприятие. Чем больше другая группа и чем продолжительнее ее история существования, тем меньшей гибкостью отличаются процесс ее восприятия другими группами. Данная закономерность лежит в основе формирования стереотипов восприятия, в том числе этнических.

Контрольные вопросы:

1. Каково значение понятия «групповая динамика»?. Какие процессы относятся к ней?

2. Приведите примеры, иллюстрирующие групповые феномены социальной фасилитации. социальной лености, групповой идентичности, эффект синергии,

3. Какой из групповых эффектов описан в сказке Андерсена «Голый король?»

4. В чем сущность эффекта группового давления?

5. В чем сходство эффектов групповой поляризации и группового давления?

6. Вспомните ситуацию, когда Вы участвовали в принятии группового решения. Каким образом был организован этот процесс. Какую позицию Вы занимали?

7. Как можно повысить эффективность принятия групповых решений?

8. Что такое групповая сплоченность? Как человек чувствует себя, работая в сплоченной группе?

9. Какие факторы определяют эффективность групповой деятельности?

10 Чем обусловлены групповой фаворитизм и групповая враждебность?

Наши рекомендации