Движущие силы (факторы) психического развития
· источники психического развития
· противоречия психического развития
· механизмы психического развития
2. На основании анализа лекционных записей и материалов учебников подготовьте аналитическую таблицу «Сопоставительный анализ теорий психического развития и движущих сил психического развития» (18-19 в.в.), оставив место для дополнений.
Группа теорий | Название теории | Представители (фамилия, имя) | Сущность теории психического развития | Движущие силы психического развития |
Биогенетические теории | ||||
Социогенетические теории |
3. Подготовьтесь к ответу на вопросы:
· какими терминами из данной темы могут быть описаны закономерности (ключевые параметры) психического развития ребенка и особенности их проявления в образовательном процессе?
· какие пословицы и поговорки, отражающие житейское психологическое знание отражают сущность биогенетического и социогенетического подходов к развитию психики? Как объясняет движущие силы развития психики ребенка современная научная психология?
Задания для работы на практическом занятии:
1. Вставьте пропущенные слова в определения характеристик психического развития (по Л.С. Выготскому):
· неравномерность - …............. характер развития,
· гетерохронность - асинхронность, …........ во времени развития функций,
· неустойчивость - …................ в критические периоды,
· сензитивность - …............. функций к определенному периоду развития,
· кумулятивность - включенность результата ...... стадий в …................
· цикличность - …............
Список обязательной литературы:
1. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 2004.
2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М, 2006.
3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. – М.: Школьная пресса, 2000.
4. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М. 2007.
Список дополнительной литературы:
1. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия / сост. В.С. Мухина. – М.: Академия, 2007.
2. Шаграева О.А. Детская психология. – М., 2001.
Задания и вопросы для самоконтроля:
Развитие — это: | ||
а) | количественные изменения в ходе совершенствования той или иной функции | |
б) | закономерное изменение процессов во времени, выраженное в количественных качественных и структурных преобразованиях | |
в) | процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта | |
г) | процесс непосредственного, неконтролируемого сознанием усвоения каких-либо норм, способов поведения | |
Психическое развитие – это (выберите несколько вариантов ответа) | ||
а) | количественное и качественное изменение психических процессов | |
б) | повторение основных этапов культурно-исторического развития человечества | |
в) | изменение личности | |
г) | созревание имеющихся способностей, склонностей | |
д) | закономерное изменение психических процессов во времени | |
Изменение, выраженное в количественных и качественных преобразованиях психических процессов, называется… | ||
а) | эволюцией | |
б) | соматогенным развитием | |
в) | психическим развитием | |
г) | возрастом | |
Развитие, при котором изначально даны, закреплены, зафиксированы как стадии развития, так и конечный результат, называется: | ||
а) | непреформированным | |
б) | революционным | |
в) | эволюционным | |
г) | преформированным | |
Я утверждаю, что развитие психики ребенка представляет собой: | ||
а) | непреформированный тип развития | |
б) | преформированный тип развития | |
Психологическими критериями возрастного развития являются… | ||
а) | особенности познавательных процессов и развития личности | |
б) | возможности нравственного, эстетического и трудового воспитания | |
в) | деятельность нервной системы | |
Изменения роста, веса, тела человека как индивида — это область развития ... | ||
а) | психосоциальная | |
б) | психофизическая | |
в) | когнитивная | |
г) | все перечисленные | |
Изменения в эмоциональной, мотивационной, волевой сфере и общении человека как личности — это область развития... | ||
а) | психосоциальная | |
б) | психофизическая | |
в) | когнитивная | |
г) | все перечисленные | |
Развитие способностей, познавательных процессов, интеллекта человека как субъекта деятельности — это область развития.... | ||
а) | психосоциальная | |
б) | психофизическая | |
в) | когнитивная | |
г) | все перечисленные | |
К факторам, влияющим на психическое развитие, относятся… | ||
а) | мыслительные операции, интеллект | |
б) | наследственность, среда, обучение и воспитание, собственная активность субъекта, реализуемая в деятельности | |
в) | самоактуализация и степень принятия со стороны взрослых | |
г) | социальная ситуация развития, интериоризация, темперамент | |
Человеческий зародыш в своём развитии повторяет ход развития животных, а после рождения человек должен повторять ход развития человеческого общества – это…(несколько вариантов) | ||
а) | постулат Л.С.Выготского | |
б) | биогенетический закон | |
в) | основной принцип биогенетических теорий | |
г) | идея Дж.Локка | |
д) | идея В Штерна | |
…................ теория утверждает, что всё, что есть личностного в человеке, возникает в его жизни под влиянием социальных условий | ||
а) | биогенетическая | |
б) | социогенетическая | |
в) | конвергенции двух факторов | |
г) | гуманистическая | |
Представители социологического подхода к изучению психического являются…(варианты) | ||
а) | А.Валлон | |
б) | Д.Б.Эльконин | |
в) | З.Фрейд | |
г) | Э.Дюркгейм | |
д) | К.Бюллер | |
Авторами натуралистических концепций психического развития человека являются…(варианты) | ||
а) | М.Мид | |
б) | В.Штерн | |
в) | Л.С.Выготский | |
г) | Д.Б.Эльконин | |
д) | А.Гезелл | |
…. теория утверждает, что личностные качества человека в основном передаются по наследству и мало меняются под влиянием условий жизни | ||
а) | конвергенции двух факторов | |
б) | биогенетическая | |
в) | Социогенетическая | |
г) | формирования | |
Личность формируется обществом, биологические особенности человека не оказывают на этот процесс существенного влияния, согласно подходу к развитию… | ||
а) | психогенетическому | |
б) | социогенетическому | |
в) | биогенетическому | |
г) | двухфакторному | |
Воспроизведение процессов исторического развития общества в психическом развитии индивида называется… | ||
а) | рекапиуляцией | |
б) | адаптацией | |
в) | социализацией | |
г) | ресоциализацией | |
Автором теории конвергенции двух факторов является… | ||
а) | С. Холл | |
б) | Дж. Локк | |
в) | Р. Заззо | |
г) | В. Штерн | |
Процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности, называется… | ||
а) | социализацией | |
б) | мировоззрением | |
в) | самоактуализацией | |
г) | социальной ситуацией развития | |
Ключевой проблемой первых теорий психического развития явилась проблема… | ||
а) | соотношения наследственности и среды в психическом развитии человека | |
б) | стадий интеллектуального развития человека | |
в) | роли сверстников в психическом развитии подростков | |
г) | соотношения внутренней (психической) и внешней (физической) активности человека |
Практическое занятие 3 (4 часа)