Педагогические конфликты. Виды, причины, динамика развития. Подходы к разрешению
Педагогическая конфликтология – теоретико-прикладное направление, основным предназначением которого является изучение природы и причин педагогических конфликтов, разработка методов их практического регулирования и разрешения. Педагогические конфликты могут быть разнесены по трем большим группам. В первую входят мотивационные конфликты, возникающие между учителями и учащимися по причине слабой учебной мотивации последних или, проще говоря, из-за того, что школьники либо не хотят учиться, либо учатся без интереса, по принуждению. Подобные конфликты разрастаются и в конечном итоге между учителями и учащимися возникают взаимная неприязнь, противостояние, даже борьба:
-деятельности, возникающие по поводу успеваемости ученика, выполнения им внеучебных заданий;
-поведения (поступков), возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе и вне ее;
-отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей.Вторую группу образуют конфликты, связанные с недостатками в организации учебного процесса. Третью группу педагогических конфликтов составляют конфликты взаимодействий:учащихся между собой, учителей и школьников, учителей друг с другом, учителей и администрации школы. Данные конфликты происходят по причинам не объективного характера, а личностных особенностей конфликтующих, их целевых и ценностных ориентаций. Наиболее распространенными среди учащихся являются конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за свое первенство в классе. В средних классах часто конфликтуют мальчики и девочки. Может резко обозначиться конфликт трех-четырех подростков с целым классом или вспыхнуть конфликтное противостояние одного школьника и класса. Конфликты во взаимодействиях “учитель-ученик”, помимо мотивационных, могут иметь нравственно-этический характер.
Успешное разрешение конфликтов поэтому обычно включают цикл, состоящий из определения проблемы, ее анализа, действия по ее разрешению и оценке результата. В любой конкретной ситуации следует выявить источник конфликта до того, как заняться разработкой политики по их разрешению.
Из литературы известно, что разрешение конфликтной ситуации целесообразно осуществлять по следующему алгоритму:
-анализ данных о ситуации, выявление главных и сопутствующих противоречий, постановка воспитательной цели, выделение иерархии задач, определение действий;
-определение средств и путей разрешения ситуации с учетом возможных последствий на основе анализа взаимодействий воспитатель – ученик, семья – ученик, ученик – коллектив класса;
-планирование хода педагогического воздействия с учетом возможных ответных действий учеников, родителей, других участников ситуации;
-анализ результатов;
-корректировка результатов педагогического воздействия;
-самооценка классного руководителя, мобилизация им своих духовных и умственных сил.
Основным условием разрешения конструктивного конфликта психологи считают открытое и эффективное общение конфликтующих сторон, которое может принимать различные формы:
-высказывания, передающие то, как человек понял слова и действия, и стремление получить подтверждение того, что он понял их правильно;
-открытые и личностно окрашенные высказывания, касающиеся состояния, чувств и намерений;
информация, содержащая обратную связь относительно того, как участник конфликта воспринимает партнера и толкует его поведение;
-демонстрация того, что партнер воспринимается как личность вопреки критике или сопротивлению в отношении его конкретных поступков.
26. Конфликты в социальной работе: виды и специфика.
Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений (отсутствие согласия)
Главную роль в возникновении конфликта играют конфликтогены - слова, действия (или бездействия), способствующие возникновению и развитию конфликта.
Одиночный конфликтоген не способен привести к конфликту. Должна быть эскалация конфликтогенов, когда мы на конфликтоген в наш адрес стараемся ответить более сильным конфликтогеном. Выделяют три основных типа конфликтогенов: проявление агрессивности, проявление эгоизма, стремление к превосходству.
2. Классификация конфликтов:
- внутриличностные,
- межличностные,
- межгрупповые,
- социальные.
Конфликты могут быть реалистическими (предметными) и нереалистическими (беспредметными). Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, т.е. острое конфликтное взаимодействие становится не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.
Конфликты могут быть конструктивными ( созидательными) и деструктивными ( разрушительными). Конструктивные конфликты:
– ускоряют процесс самосознания,
- способствуют объединению и созданию общности людей
- приводят к разрядке.
3. Причины конфликтов - влияют 5 факторов
- ценностный ( система верований, убеждений). Эти конфликты во всем мире считаются самыми сложными, потому что в основе лежат этические, философские, религиозные принципы, которые трудно доказать.
- информационный (недостаток информации, недостоверность, разные интерпретации, разные взгляды на приоритеты)
- структурный ( неравные возможности контроля, собственности, распределение ресурсов, неравные власть, статус, нечетко обозначены ответственность и должностные обязанности)
- взаимоотношений ( по сущности: зависимые –независимые, по основе – добровольные - принудительные, ожидания от отношений, длительность, ценность, вклад сторон во взаимоотношения, совместимость )
- поведенческий. Существуют разные стратегии поведения в конфликтной ситуации: приспособление, избегание, компромисс, сотрудничество, конкуренция
27. Конфликты малых групп: конфликт личности и группы, внутригрупповые конфликты. Основные причины и направления развития. Конструктивные и деструктивные последствия.
Конфликт – столкновение противоположно направленных интересов, целей, взглядов и т.п. оппонентов, воспринимаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность, направленную на его преодоление.
1)Конструктивный конфликт - чаще возникает в случае, когда столкновение касается не несовместимости личностей, а порождено различием точек зрения на какую-либо проблему, на способы ее решения. Сам конфликт способствует формированию всестороннего понимания проблемы, а также мотивации партнера, защищающего другую точку зрения.
2) Деструктивный конфликт - ведет к рассогласованию взаимодействия, к его расшатыванию, чаще становится не зависимым от причины, его породившей, и легче приводит к переходу «на личности», чем и порождает стрессы. Для него характерно специфическое развитие, а именно расширение кол-ва включенных участников, их конфликтных действий, умножение негативных установок, выражаемых в адрес друг друга, остроты высказываний («экспансия» конфликта). Другая черта – «эскалация» конфликта – означает наращивание напряженности, рост предубежденности против партнера. Понятно, что разрешение такого конфликта особенно сложно.
1. Личный конфликт. Источник конфликта А – Б находится либо в А, либо в Б, или даже в А, с одной стороны, и в Б, с другой. Эта зона характеризуется личностным напряжением, вызывающим групповую напряженность и завершающимся перестройкой группы.Пример: супружеский конфликт из-за чрезмерной зависимости одного из супругов.
2. Межличностный конфликт. В данном случае источник конфликта кроется в отношениях между двумя или несколькими членами группы. В этом случае конфликт коренится в жизни группы, групповой динамике.Пример: супружеский конфликт из-за эмоциональных трудностей на уровне пары.
3. Конфликты принадлежности.
а) А и Б образуют группу внутри какой-то большей группы. Трудности, существующие в этой большой группе, могут сказаться на конфликте А и Б. Пример: трудности, причиной которых являются родственники (родители супругов, дети) отражаются на супружеской паре
б) А и Б образуют одну группу, в то время как Б составляет группу также с В. двойная принадлежность Б может вызвать конфликты в группе А – Б. Пример: конфликт супружеской пары, вызванный отношениями или требованиями, связанными с профессией мужа.
4. Межгрупповой конфликт. А и Б составляют группу. Как группа они могут вступить в конфликт с другой группой, в которую не входит ни А, ни Б. Этот внешний конфликт может породить конфликт внутренний.Пример: конфликт или напряженность между супругами могут быть вызваны затруднениями с предпринимателем, строившим дом по их заказу.
5. Социальный конфликт. А и Б могут испытывать на себе последствия разного рода давлений (религиозных, моральных, культурных, административных, экономических) общества, в котором они живут. Возможно, А и Б могут подвергаться каждый разным давлениям (например: культурные различия) и вступить в конфликт.