Принципы общения с умирающим человеком
Ø Будьте всегда готовы оказать помощь.
Ø Проявляйте терпение.
Ø Дайте возможность выговориться.
Ø Произнесите несколько утешающих слов, объясните больному, что испытываемые им чувства совершенно нормальны.
Ø Спокойно отнеситесь к его гневу.
Ø Избегайте неуместного оптимизма.
Умирающий больной хочет чувствовать себя защищённым. Он хочет чтобы его успокоили, сказали ему, что он не будет страдать в момент умирания. Надо помочь больному справиться со страхом. Надо говорить с ним о его страхах. Нельзя обходить эту тему молчанием на том основании, что Вы не можете предложить больному стать здоровым. Спрашивать, слушать и стараться понять, что чувствует больной. Помочь ему доделать земные дела. Обещать исполнить его последнюю волю, если он сам не успел что-то сделать. Больному важно чувствовать, что для него делается всё возможное. Больной не должен чувствовать себя в изоляции, не должен ощущать, что от него что-то утаивают. Нельзя использовать ложные обещания выздоровления как способ не говорить с больным на трудные темы. Самое худшее для больного – это отказ ему в медицинской помощи. Основная помощь больному состоит в постоянном общении с ним, в совместном проживании последнего проживания его земной жизни. С больным следует установить доверительные отношения. Больной должен знать, что в момент смерти он не останется один, и что кто-то будет помогать ему прожить этот период. Само по себе наше присутствие у постели тяжело больного и умирающего может иметь успокаивающее действие. Больной должен быть уверен в том, что ему помогут снять боли и другие тягостные ощущения в момент смерти. Многие больные нуждаются в телесном контакте с близкими людьми в момент смерти. Они просят, чтобы их взяли за руку, положили руку на лоб, обняли и т.п.
Для того чтобы помочь больному справиться со страхом, необходимо:
Ø уметь слушать;
Ø понимать невербальный язык;
Ø оказывать эмоциональную поддержку;
Ø общаться с больным открыто, доверительно;
Ø относиться к нему с сочувствием;
Ø честно отвечать на вопросы;
Ø не внушать несбыточных надежд;
Ø дать возможность задать вопросы;
Ø понимать потребности больного;
Ø принимать во внимание и стараться удовлетворить психические, социальные и духовные потребности больного;
Ø предвидеть трудности и быть готовым к их преодолению.
Члены семьи, друзья и близкие пациента также могут испытывать реакции, описанные Э Кюблер-Росс.
Семья и близкие могут испытывать гнев по отношению к медработникам и к Богу, т.к. некоторые люди считают, что в их власти находятся вопросы жизни и смерти. В основе гнева может лежать чувство вины. Тогда близкие начинают заниматься поиском виновного. Некоторые винят самих себя.
После стадия принятия смерти близкие умершего должны адаптироваться к новой окружающей среде, к новым социальным ролям. Но для некоторых людей процесс переживания утраты может никогда не закончиться. Большинству людей требуется два года, чтобы завершить оплакивание, и для многих второй год может оказаться даже более трудным, чем первый.
Психологическая помощь родственникам и близким умирающего предполагает умение слушать, быть внимательным к другим людям, сострадать. Такая поддержка не сразу даёт ощутимые результаты, однако в дальнейшем она может помочь перенести утрату.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПЕРСОНАЛУ.
Как и во многих других областях медицины, при уходе за умирающими возникает много стрессовых ситуаций:
Ø неэффективность медицинского лечения;
Ø постоянная утрата тех, за кем пришлось ухаживать;
Ø эмоциональное воздействие со стороны близких и родственников пациентов;
Ø возникновение сомнений в своих верованиях.
Поэтому персоналу также необходима поддержка, чтобы сохранить психическое и физическое здоровье и избежать синдрома профессионального выгорания. Для этого рекомендуется следующие формы поддержки:
Ø Неофициальная поддержка. Достигается там, команда или группа профессионалов, осуществляющих уход за пациентами и их семьями, разделяет общую идею и поддерживает друг друга изо дня в день.
Ø Официальная поддержка. Время от времени существует необходимость в общем сборе команды, что даёт возможность сотрудникам поделиться своими эмоциональными проблемами. Для этой работы лучше пригласить человека извне, например, психолога.
Ø Индивидуальная поддержка. В компетенции администрации учреждения решить вопрос о необходимости индивидуальной поддержки тому или иному сотруднику.
Ø Уход за собой. Всем кто работает с умирающими, необходим уход за собой на достаточно высоком уровне. Необходимо поддерживать хорошее психическое и физическое состояние. Для этого необходимо достаточное время уделять оздоровительным занятиям, рационально отдыхать, правильно питаться, посещать тренинги личностного характера и т.д.
Ø Система собственной поддержки. Очень полезно, чтобы и вне работы были люди, которые готовы выслушать и помочь разобраться.