Морева галина ивановна
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ.
Познавательные процессы
Учебное пособие
Тюмень 2007
мОРЕВА гАЛИНА иВАНОВНА.
- КАНДИДАТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК,
- ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ОБЩЕЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
- КАНД. ДИСС. «СМООЦЕНКА КАК ФАКТОР РЕГУЛЯЦИИ МОРАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА»
- ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ И ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА; ГЕНДЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ВЛИЯНИЕ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ НА ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА.
- Тюменский государственный университет, кафедра общей и социальной психологии
- ДОЦЕНТ
- ШАДРИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ, 1975, «ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ (ДОШКОЛЬНАЯ)
- МЕТОДИСТ ДЕТСКОГО САДА (1075-1978 ГГ. Г.КУРГАН), ПРЕПОДАВАТЕЛЬ КАФЕДРЫ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕДИНСТИТУТА (1978-81 ГГ. Г.ПЕТРОПАВЛОВСК); УЧЕБА В АСПИРАНТУРЕ НИИ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ (1981-85ГГ. Г.МОСКВА); ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ (ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ ПЕДИНСТИТУТ (1985 – 94 ГГ.); ТЮМЕНСКИЙ ГОСУНИВЕРСИТЕТ (1994 Г.)
- БЛАГОДАРНОСТЬ ЗА АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В ПОДГОТОВКЕ ОБЩЕИНСТИТУТСКИХ ВЕЧЕРОВ (1988); БЛАГОДАРНОСТЬ ЗА АКТИВНУЮ РАБОТУ В ТЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ В АСПИРАНТУРЕ СТАРОСТОЙ АСПИРАНТОВ (1984); ЗА УСПЕХИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ (1993); БЛАГОДАРНОСТЬ ЗА ПОДГОТОВКУ СТУДЕНТОВ («ИНТЕЛЛЕКТ -2000»); БЛАГОДАРНОСТЬ ЗА МНОГОЛЕТНИЙ ТРУД (2003 Г.); БЛАГОДАРНОСТЬ ТЮМГУ В СВЯЗИ С 75-ЛЕТИЕМ УНИВЕРСИТЕТА (2005 Г.); ПОЧЕТНАЯ ГРАМОТА МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2007 Г.)
Морева Г.И. Общая психология. Познавательные процессы: Учебное пособие. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2007. – с.
Учебно-методическое пособие представляет собой попытку выделить курс «Познавательные процессы» как самостоятельный раздел дисциплины «Общая психология». В пособии представлены все материалы, необходимые студенту для изучения курса. Теоретические материалы содержат основные понятия по изучаемым вопросам. В прикладном разделе пособия студентам предложены вопросы для обсуждения, материалы для практического изучения, дополнительные материалы, глоссарий, а также вопросы для самопроверки.
Пособие предназначено для студентов всех форм обучения по специальности 030301 «Психология» (в том числе заочной с применением дистанционных технологий).
Рекомендовано к печати учебно-методической комиссией факультета психологии, Редакционно-издательским советом Института дистанционного образования ТюмГУ.
Рецензенты: О.М. Чикова,
кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной и пед. псхологии Института педагогики, психологии и управления
Е.Л.Доценко,
доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии Тюменского государственного университета
© Тюменский государственный университет, 2007
© Институт дистанционного образования ТюмГУ, 2007
© Издательство Тюменского государственного университета, 2007
© Г.И. Морева, 2007
Содержание
Стр.
Содержание. 3
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ... 6
Пояснительная записка. 6
Содержание дисциплины.. 8
ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ.. 19
1.1. Познавательная деятельность и ее характеристики.. 19
1.2. Проблема выделения познавательных процессов. 25
1.3. Проблема генезиса познавательных процессов. 29
1.4. Схематический анализ понятийного состава классических психологических концепций 32
ТЕМА 2. ОЩУЩЕНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЕНСОРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА 48
2.1. Сущность процесса ощущения. Роль ощущений в жизнедеятельности человека. Понятие об ощущении.. 48
2.2. Общие свойства и закономерности ощущений: адаптация, сенсибилизация, синестезия. Развитие чувствительности.. 52
2.3. Классификация ощущений.. 59
ТЕМА 3. ВОСПРИЯТИЕ КАК ПРОЦЕСС: ПОРОЖДЕНИЕ ПЕРЦЕПТИВНОГО ОБРАЗА. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ. ВИДЫ ВОСПРИЯТИЯ.. 69
3.1.Понятие о восприятии. Проблема генезиса восприятия Роль моторных компонентов в процессах восприятия. 70
3.2. Основные характеристики восприятия. Феномены восприятия. 75
3.3. Нейрофизиологические основы восприятия. 89
3.4. Виды восприятия. 90
ТЕМА 4. ВНИМАНИЕ: ФЕНОМЕНОЛОГИЯ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ. ИССЛЕДОВАНИЯ ВНИМАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ.. 103
4.1. Сущность внимания. Внимание как процесс и состояние. 104
4.2. Свойства внимания. 107
4.3. Виды внимания. 112
4.4. Физиологические механизмы внимания. 114
4.5. Теоретические модели внимания. 118
4.6. Развитие внимания. 127
ТЕМА 5. ПАМЯТЬ: ФАКТЫ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ. ИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТИ, ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ.. 130
5.1. Сущность памяти и ее основные функции.. 131
5.2. Соотношение представлений, первичных образов памяти и персеверирующих образов 135
5.3. Нейрофизиологические и психофизиологические механизмы памяти.. 138
5.4. Законы, явления и эффекты процессов памяти.. 141
5.5. Нарушения процессов памяти.. 145
5.6. Представления о памяти в научных теориях. 147
ТЕМА 6. МЫШЛЕНИЕ КАК ПРОЦЕСС. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ 152
6.1. Понятие о мышлении. Мышление как высший познавательный процесс. 153
6.2. Основные фазы мыслительного процесса. 157
6.3. Основные мыслительные операции.. 169
6.4. Формы мышления. 177
6.5. Виды мышления. 180
6.6. Развитие мышления в онтогенезе. 185
6.7. Нарушения процесса мышления. 188
6.8. Теоретические и эмпирические подходы к изучению мышления. 191
6. 9. Способы активизации мышления (Р.М.Грановская) 201
ТЕМА 7. МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ.. 219
7.1. Понятие о языке и речи. Виды и функции речи. 219
7.2. Речь и мышление, их генетические корни.. 225
7.3. Теории развития речи.. 226
7.4. Развитие речи у детей, формирование понятий, значений и смысла слова. 229
ТЕМА 8. ПСИХОЛОГИЯ ВООБРАЖЕНИЯ.. 236
8.1. Природа и функции воображения как познавательного процесса. Своеобразие образов воображения. 238
8.2. Виды воображения. 246
8.3. Приемы создания образов воображения. 250
8.4. Индивидуальные различия и развитие воображения. 255
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 259
Тема: « Введение в психологию познавательных процессов. Виды познавательных процессов, критерии их классификации». 259
Тема: «Ощущения и восприятие». 260
Тема: «Память». 262
Тема: «Психология внимания: феноменология, закономерности, проблемы». 264
Тема: «Мышление и речь». 266
Тема: «Психология воображения». 268
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО КУРСУ.. 271
Тема: Изучение закономерностей ощущений и восприятия. 271
Тема: «Исследование закономерностей процесса памяти». 278
Тема: «Изучение особенностей внимания». 297
Тема: «Исследование особенностей мыслительной деятельности и речи». 301
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ.. 312
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ... 316
А.Н. Леонтьев Образ мира. 316
Ф.Х. Оллпорт. Феномены восприятия*. 329
Ч. Осгуд. Значение термина восприятие*. 341
Л.М. Веккер. Психические процессы. Введение. 345
У. Джемс. Внимание. 352
.Э.Б. Титченер. Внимание. 372
С.Л. Рубинштейн. Основные свойства внимания. 384
Ж. Годфруа. Мышление и речь. 399
А.Н. Леонтьев. Развитие высших форм запоминания. 401
Д. Норман. [Схемы] 419
Г. Линдсей, К.С. Халл, Р.Ф. Томпсон. Творческое и критическое мышление. 431
Ч. Осгуд. Точка зрения гештальттеории *. 436
Д. Креч, Р. Кречфилд, Н. Ливсон. Факторы, определяющие решение задач. 449
Г. Эббингауз.Смена душевных образований (1) 459
А.А. Смирнов.Произвольное и непроизвольное запоминание. 481
Т. Рибо. Психология внимания. 509
Т. Рибо. Анализ воображения. Эмоциональный фактор. 562
Л.М. Веккер. Пространственно-временная структура ощущений.. 569
Т. Рибо. Анализ воображения. Интеллектуальный фактор. 576
Л. Леви-Брюль. Первобытное мышление. 583
К. Гольдштей. Абстрактное и конкретное поведение. 598
Л.С. Выготский. О природе эгоцентрической речи.. 602
Л.С. Выготский, Л.С. Cахаров. Исследование образования понятий: методика двойной стимуляции.. 612
ГЛОССАРИЙ.. 628
ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ.. 644
Проверочные тесты.. 644
Ключи к тестам.. 656
Задания для контрольной работы по общей психологии Ч.1. («Познавательные процессы») 657
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Пояснительная записка