Тема 5. психологическая теория деятельности

Общая психологическая характеристика деятельности. Понятие деятельности. Побудительные причины деятельности. Цель деятельности. Воля и внимание в деятельности. Специфика человеческой деятельности и ее атрибуты. Виды человеческой деятельности. Труд как деятельность. Учебная деятельность. Общение как деятельность. Игра как деятельность. Деятельность и развитие человека.

Основные понятия психологической теории деятельности. Операционно-технические аспекты. Разработка и развитие теории деятельности в трудах Российских ученых. Структура деятельности. Действие как центральный компонент деятельности. Основные характеристики действия. Основные принципы психологической теории деятельности. Условия деятельности. Понятие об операциях. Автоматические действия и навыки. Психофизиологические функции деятельности.

Теория деятельности и предмет психологии.Потребность как исходная форма активности живых организмов. Основные этапы в формировании и развитии потребности. Мотив деятельности. Ведущий мотив и мотивы-стимулы. Неосознаваемые мотивы: эмоции и личностный смысл. Механизмы образования мотивов. Понятие о внутренней деятельности.

Физиология движение и физиология активности. Общее понятие о психомоторике. И.М. Сеченов о физиологии движений. Содержание термина “психомоторика”. Рефлекторная концепция движения. Типы сенсомоторных процессов: простая сенсомоторная реакция, сложная сенсомоторная реакция, сенсомоторная реакция. Сенсорноречевые реакции и идеомоторные процессы. Ограниченность трактовки учения о психомоторике. Механизмы организации движений. Н.А. Бернштейн и его теория физиологии движений. Принцип сенсорных коррекций. Факторы, влияющие на ход выполнения движений: реактивные силы, инерционные силы, внешние силы, состояние мышц. Сигналы обратной связи. Рефлекторное кольцо. Основные компоненты рефлекторного кольца. Уровни построения движений по Бернштейну. Порядок организации движений. Процесс формирования двигательного навыка и принцип активности. Основные периоды и фазы построения движений: уяснение двигательного состава, прояснения внутренней картины движения, перешифровка афферентных сигналов и аффективные сигналы др. Автоматизация движений. Принцип активности и принцип реактивности. Произвольные акты.

ТЕМА 6. НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Неосознаваемые механизмы и действия.Общая характеристика проблемы неосознаваемых психических процессов. Классификация неосознаваемых процессов: неосознаваемые механизмы сознательных действий, неосознаваемые побудители сознательных действий, надсознательные процессы. Подклассы неосознаваемых механизмов: неосознаваемые механизмы сознательных действий, неосознаваемые автоматизмы, неосознаваемые установки, неосознаваемые сопровождения сознательных действий. Концепция неосознаваемой установки Д.Н. Узнадзе. Значимость вегетативных компонентов для психологических исследований.

Неосознаваемые побудители сознательных действий. Исследования неосознаваемых процессов и причин З. Фрейдом. Теория бессознательного. Механизмы вытеснения и сопротивления. Роль теории З. Фрейда для лечения невротических симптомов.

Надсознательные процессы. Соотношение сознательных и надсознательных процессов. Иллюзии восприятия, ошибки установки, фрейдовские феномены.

РАЗДЕЛ 2. ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ.

ТЕМА 7. ОЩУЩЕНИЕ.

Общее понятие об ощущениях. Общее место и роль психических познавательных процессов в жизни человека. Ощущение как чувственное отображение отдельных свойств предметов. Физиологические механизмы ощущений. Понятие об анализаторе и его отделах: периферического, афферентные нервы, корковые отделы. Рефлекторный характер анализатора. Учения об ощущениях. Закон о “специфической” энергии И. Мюллера. Концепция “знаков” Г. Гемгольца. Теория солипсизма. Ощущение как продукт исторического развития человека.

Виды ощущений. Общее представление о классификациях ощущений. Систематическая классификация ощущений А.Р. Лурия: интероцептивные, проприоцептивные и экстероцептивные ощущения. Контактные и дистантные ощущения. Генетическая классификация ощущений: протопатические и эпикритические ощущения. Классификация ощущений Б.М. Теплова. Понятие о модальности ощущений. Классификация ощущений по модальности. Свойства ощущений: качество, интенсивность, длительность, пространственная локализация. Абсолютная чувствительность и чувствительность к различию. Абсолютный и относительный порог ощущений. “Субсенсорная область” Г.В. Гершуни. Закон Бугера-Вегера. Суть константы Вебера. Основной психофизический закон Вебера-Фехнера. Закон Стивенса. Обобщенный психофизический закон Ю.М. Забродина.

Явления адаптации и взаимодействия ощущений.Понятие о сенсорной адаптации. Взаимодействия ощущений: взаимодействие между ощущениями одного вида, взаимодействие между ощущениями различных видов. Понятие о сенсибилизации. Явление синестезии.

Развитие ощущений.Ощущения новорожденного. Особенности процесса развития зрения и слуха. Развитие речевого слуха. Развитие абсолютной чувствительности. Соотношение генетической предрасположенности и возможность развития ощущений.

Характеристика основных видов ощущений. Кожные ощущения.Понятие о кожных ощущениях и их структура: тактильные ощущения, термические ощущения, ощущения боли. Рецепторы кожных ощущений. Пространственный порог тактильных ощущений. Экстезиометры. Вкусовые и обонятельные ощущения. Вкусовые луковицы и их расположение. Обонятельные клетки и их расположение. Взаимодействие вкусовых и обонятельных ощущений. Эксперименты академика Лазарева. Индивидуальные различия. Слуховые ощущения. Понятие о звуке. Амплитуда и форма колебания звуковой волны. Классификация звуков: музыкальные, шумы. Характеристики звуков: высота, громкость, тембр. Резонансная теория слуха Гемгольца. Зрительные ощущения. Световые волны. Ахроматические и хроматические цвета. Коэффициент отражения. Свойства хроматических цветов: светлота, цветовой тон, насыщенность. Чувствительность человеческого глаза и острота зрения. Работы Ньютона и Гемгольца. Теория трехцветного зрения Ломоносова - Гемгольца. Колбочки и палочки. Цветовая и “куриная” слепота. Феномен положительных последовательных образов. Отрицательные последовательные образы. Проприоцептивные ощущения. Ощущения движения и равновесия. Проприоцептивные рецепторы. Понятие об осязании.

ТЕМА 8. ВОСПРИЯТИЕ.

Общая характеристика восприятия. Понятие о восприятии. Взаимосвязь ощущений и восприятия. Восприятие как целостное отражение предметов. Теории распознавания образов. Восприятие как сложный перцептивный процесс.

Физиологические основы восприятия. Физиологические механизмы восприятия. Рефлекторная основа восприятия по И.П. Павлову.

Основные свойства восприятия и их классификация.Основные свойства восприятия: предметность, целостность, константность, структурность, осмысленность, апперцепция, активность. Явление апперцепции. Понятие об иллюзии восприятия. Осмысленность восприятия. Основные типы классификации восприятия. Классификация по модальности. Классификация по форме существования материи: пространство, время, движение.

Индивидуальные различия в восприятии и развитие у детей. Индивидуальные типы восприятия. Синтетический и аналитический типы восприятия. Описательный и объяснительный типы восприятия. Объективные и субъективные типы восприятия. Наблюдательность. Этапы развития восприятия у детей. Работы Б.М. Теплову, А.Н. Запорожца.

Предмет и фон восприятия.Фон и объект восприятия. Соотношение объекта и фона. Условия выделения предмета из фона. Легкость выделения предмета из фона.

Взаимоотношение целого и части в восприятии.Особенности восприятия целого и части. Опознавательные признаки предмета. Индивидуальные различия и этапы восприятия.

Восприятия пространства. Пространственные свойства предметов: величина, форма предметов, положение в пространстве. Факторы, влияющие на особенности восприятия величины предмета. Константность и контрастность предметов. Перенесение свойства целого на его отдельные части. Особенности восприятия формы предмета. Механизмы бинокулярного зрения. Восприятия трехмерного пространства и его физиологические механизмы. Понятие о конвергенции и дивергенции глаз. Механизмы ориентации в пространстве.

Восприятия движения и времени. Механизмы восприятия движения. Опыты Э. Маха. Основные теории восприятия движения. Теория В. Вундта. Фи-феномен М. Вертгеймера. Теория восприятия в гештальтпсихологии. Механизмы восприятия времени. Понятие о временных отрезках. Факторы определяющие особенности восприятия времени.

ТЕМА 9. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ.

Определение представлений и их основные характеристики. Представления, как психические образы предметов или процессов, не воспринимаемых в данный момент. Типы представлений: представления памяти, представления воображения. Механизмы возникновения представлений. Основные характеристики представлений: наглядность, фрагментарность, неустойчивость, непостоянство. Представления, как результат обобщения образа. Общие и частные представления.

Виды представлений. Классификация представлений по модальности: зрительные, слуховые, двигательные, осязательные, обонятельные и др. Классификация представлений по Б.М. Теплову: по содержанию, по степени обобщенности. Характеристики отдельных видов представлений. Зрительные представления. Слуховые представления: речевые и музыкальные, фонетические, тембро-интонационные. Двигательные представления: зрительно-двигательные и слухо-двигательные представления. Пространственные представления.

Индивидуальные различия в области представлений и развитие представлений. Индивидуальные различия в представлениях: зрительный тип, слуховой тип, двигательный тип. Этапы формирования представлений у людей. Условия развития представлений.

Первичные образы памяти и персеверирующие образы. Общее понятие о первичных образах памяти. Общее понятие о персеверирующих образах. Сходство и различие между образами памяти и персеверирующими образами.

ТЕМА 10. ПАМЯТЬ.

Определение и общая характеристика памяти. Память, как психический процесс. Основные механизм памяти: запечатление. Сохранение, узнавание и воспроизведение. История исследования процессов памяти. Понятие об ассоциациях. Труды Аристотеля. Ассоциативная психология Юма, Джемса, Спенсера. Проблема ассоциаций в трудах И.М. Сеченова, И.П. Павлова. Экспериментальные исследования закономерностей проявления ассоциаций Г. Эббингаузен: значимость событий для ассоциаций, “эффект края”, закон забывания. Проблема памяти в гештальтпсихологии. Квазипотребность. Проблемы памяти в исследованиях представителей бихевиоризма и психоанализа. Смысловая теория А. Бине и К. Бюлера. Формирование высших форм памяти в исследованиях П. Жане и Л.С. Выготского. Физиологические основы памяти.

Основные виды памяти. Классификация отдельных видов памяти: по характеру психической активности, по характеру целей деятельности, по продолжительности закрепления и сохранения материала. Двигательная память. Эмоциональная память. Образная память. Словесно-логическая память. Произвольная и непроизвольная память. Кратковременная, долговременная и оперативная память.

Основные процессы и механизмы памяти.Запоминание. Основные виды запоминания: произвольное, непроизвольное. Основные характеристики произвольного запоминания. Основные приемы произвольного запоминания. Заучивание. Постановка специальной задачи в заучивании. Труды П.И. Зинченко, А.А. Смирнова. Запоминание и деятельность. Понятие о мнемической деятельности. Осмысленное и механическое запоминание. Основные приемы осмысленного запоминания. Метод повторения. Целостный, частичный и комбинационный способы запоминания. Воспроизведение и узнавание. Динамическое и статическое сохранение информации. Воспроизведение, как процесс воссоздания образа. Преднамеренное и непреднамеренное воспроизведение. Припоминание. Узнавание и его отличие от воспроизведения. Полное и неопределенное узнавание. Связи процессов узнавания и воспроизведения с мышлением и волей. Ошибки при узнавании. Забывание.Основные формы забывания. “Уровни памяти”. Закон забывания Эббингауза. Способы замедления процессов забывания. Явление реминисценции. Ошибочное узнавание, как форма забывания. Явление ретроактивного торможения в работах А.А. Смирнова. Понятие о ретроградной амнезии.

Индивидуальные различия памяти и развитие памяти.Различия в продуктивности заучивания. Исследования феноменальной памяти А.Л. Лурия. Типы памяти. Зрительная память. Слуховая память. Двигательная память. Смешанные типы памяти. Зависимость типа памяти от особенностей воспитания. Основные периоды развития памяти. Первичные проявления памяти у младенца. Понятие “о скрытом периоде”. Особенности развития памяти в школьные годы.

Основные нарушения памяти. Амнезия. Прогрессирующая амнезия. Закон Рибо.

ТЕМА 11. ВООБРАЖЕНИЕ

Общая характеристика воображения и его значение для психической жизни человека. Воображение, как процесс преобразования представлений. Механизмы процесса воображения. Роль воображения в жизни человека. Физиологические основы воображения. Связь воображения с регуляцией органических процессов и движений.

Виды воображения. Классификация воображения по степени преднамеренности: произвольное и непроизвольное воображение. Воссоздающее воображение. Творческое воображение. Мечта. Пространственное воображение. Активное и пассивное воображение. Галлюцинации.

Механизмы переработки представлений в воображаемые образы. Основные этапы формирования воображаемых образов. Анализ, абстрагирование, синтез. Агглютинация, как механизм формирования образов воображения. Схематизация и акцентировка.

Индивидуальные различия в воображении. Развитие воображения.Основное различие воображения людей: по степени развития, по типу представлений, которыми оперируют чаще всего. Характеристика степени развития воображения. Основные типы воображения. Этапы развития воображения. Индивидуальный характер развития воображения.

Воображение и творчество.Общее представление о творчестве. Значение воображения для творчества. Концепция Г. Рибо. Этапы творчества по Г. Уоллесу. Уровни творческих задач по Г.С. Альтшуллеру.

ТЕМА 12. МЫШЛЕНИЕ.

Природа и основные виды мышления.Основные характеристики мышления: мышление как процесс обобщения, мышление как опосредованное познание мира; мышление как процесс решения мыслительной задачи. Мышление и ассоциативное течение интеллектуальных процессов. Взаимосвязь мышления и речи. Процесс выражения мысли словами по Л.С. Выготскому. Физиологические основы мышления. Классификация мышления: теоретическое, практическое. Особенности основных типов мышления: понятийное, образное, наглядно-образное, наглядно-действенное.

Основные формы мышления.Понятие. Общие и единичные понятия. Процессы усвоения понятий. Факторы, способствующие усвоению понятий. Осознание и понимание. Особенности понимания. Умозаключение как высшая форма мышления.

Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию мышления. Понятие “интеллекта”. Интеллект и поведение человека. Разработка проблемы интеллекта в гештальтпсихологии. Инсайты. Врожденное и приобретенное в проблеме интеллекта. Проблема мышления в работах отечественных ученых А.А. Смирнова, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова и др. Экспериментальные исследований А. Бине и Т. Симона. Тест Стенфорда-Бине. Тест Векслера. Концепция Дж. Гильфорда.

Сравнение. Суть операции сравнения. Непосредственное и опосредованное сравнение. Ошибки сравнения. Умозаключение по аналогии.

Анализ и синтез.Анализ и синтез как основные операции мышления. Взаимосвязь анализа и синтеза с другими умственными операциями.

Абстракция и конкретизация.Абстракция как процесс отвлечения. Особенности усвоения абстрактных понятий. Конкретизация как процесс представления единичного.

Индукция и дедукция.Суть индуктивного умозаключения. Понятие дедукции. Ошибки умозаключения.

Решение сложных мыслительных задач и творческое мышление. Условия творческого мышления. Предположение. Практическое мышление. Концепция творческого мышления Дж. Гилфорда. Критическое и творческое мышление.

Развитие мышления.Основные этапы формирования мышления. Филогенетический и онтогенетический аспекты развития мышления. Теория развития интеллекта Ж. Пиаже. Теория развития и формирования умственных операций П.Я. Гальперина. Исследования В.С. Выготского, Л.С. Сахорова проблемы формирования понятий. Информационная теория интеллектуально-когнитивного развития Кларка и Уоллесса.

ТЕМА 13. РЕЧЬ.

Общая характеристика речи, ее происхождение и историческое развитие.Речь и язык. Лексический, грамматический и фонетический состав языка. Слово и его значение. Речь как процесс словесного общения. Эмоционально-выразительная сторона речи. Смысловой подтекст. Историческое развитие речи: комплексная кинетическая речь, ручная кинетическая речь, звуковая речь и полисемантизм, письменная речь.

Физиологические основы речи.Физиологические системы речи: периферические и центральные. Центры Вернике, Брока.

Теоретические проблемы. Соотношение врожденных и сформированных структур речи. Теория научения. Теория специфических задатков Н. Хомского. Когнитивная теория Ж. Пиаже. Теория Л.С. Выготского. Проблемы взаимоотношения мышления и речи.

Основные виды речи.Устная и письменная речь. Разговорная и диалоговая речь. Монолог. Пассивная и активная речь. Кинетическая речь. Основные функции речи: выражение, воздействие, сообщение, обозначение.

Развитие речи у ребенка.Основные этапы формирования речи. Роль взрослого в формировании речи ребенка. Развитие речи в процессе изучения языка.

ТЕМА 14. ВНИМАНИЕ

Понятие внимания. Внимание как психический феномен, его суть и понятие. Основные характеристики внимания. Внимание и сознание. Физиологические механизмы внимания и ориентировочный рефлекс. Закон индукции нервных процессов И.П. Павлова и внимание. Принцип доминанты А.А. Ухтомского. Классификация теорий внимания по Н.Н. Ланге. Теория внимания Т. Рибо. Концепция внимания П.Я. Гальперина. Концепция установки Д.Н. Узнадзе и внимание.

Основные виды внимания.Непроизвольное внимание и его причины: характер внешнего раздражения, контраст между раздражителями, соотношение внешних раздражителей и внутреннего состояния, общая направленность личности, чувства, вызываемые воздействующим раздражителем. Особенности произвольного внимания. Социальные причины произвольного внимания. Послепроизвольное внимание

Основные характеристики свойств внимания.Основные свойства внимания: устойчивость, концентрация, распределение, переключение, объем внимания. Психофизические особенности устойчивости внимания и его основные условия. Методы изучения устойчивости внимания: таблицы Бурдона, таблицы Крепелина. Концентрация и распределения внимания. Методы изучения распределения внимания: красно-черные таблицы Шульте. Переключаемость и объем внимания. Методы исследования объема внимания. Отвлекаемость и ее физиологические основы. Мнимая и подлинная рассеянность.

Развитие внимания. Основные этапы развития внимания ребенка. Факторы, определяющие развития внимания по Л.С. Выготскому.

ТЕМА 15. ВОЛЯ

Общая характеристика волевых действий.Воля как процесс сознательного регулирования поведения. Произвольные и непроизвольные движения. Особенности произвольных движений и действий. Характеристики волевых действий. Связь воли и чувств.

Основные психологические теории воли. Проблема воли в работах античных философов. Проблема воли во времена средневековья. Концепции “свободы воли” в эпоху “возрождения”. Экзистенциализм –“философия существования”. Подход И.П. Павлова к рассмотрению проблемы воли. Трактовка воли с позиции бихевиоризма. Концепция воли в работах Н.А. Бернштейна. Психоаналитические концепции воли.

Физиологические и мотивационные аспекты волевых действий. Физиологические основы воли. Пирамидальный путь. Роль премоторных зон и префронтальных участков коры головного мозга в формировании волевых действий. Аппраксия и абулия. Роль второй сигнальной системы в формировании волевых действий. Основные и побочные мотивы волевых действий. Роль потребностей, эмоций, интересов и мировоззрения в формировании волевых действий.

Структура волевых действий.Компоненты волевых действий. Роль влечений и желаний в формировании мотивов и целей деятельности. Содержание цели и характер волевого действия. Решительность и процесс принятия решения. Типы решительности по Джеймсу. Борьба мотивов и исполнение принятого решения. Волевое усилие. Внутреннее волевое действие.

Волевые качества человека и их развитие.Основные качества воли:сила воли, выдержка и самообладание. Целеустремленность и настойчивость. Инициативность и самостоятельность. Негативизм и импульсивность. Самоконтроль и самооценка. Основные этапы и закономерности формирования волевых действий у ребенка. Роль сознательной дисциплины в формировании воли.

ТЕМА 16. ЭМОЦИИ.

Виды эмоций и их общая характеристика. Чувственный тон ощущения. Соотношение понятий “эмоции” и “чувства”. Основные характеристики эмоций: субъективность, осознание потребности и содействие в их достижении. Основные виды эмоций: аффект, эмоции, чувства, настроение. Классификация эмоций: радость, удивление, страдание, гнев, отвращение и др. Амбвивалентность эмоций. Высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные. Основные характеристики настроений.

Физиологические основы и психологические теории эмоций.Проблема эмоций в XVIII – XIX вв. Концепции И.Ф. Гербарта, В Вундта. Концепция происхождения эмоций Ч. Дравина и его книга “Выражение эмоций у человека и животных” (1872). Теория эмоций Джемса – Ланге. Теория эмоций Кеннона. Активационная теория Линдсея – Хебба. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Информационная концепция эмоций П.В. Симонова. Физиологические основы эмоций. Роль второй сигнальной системы в формировании эмоций.

Развитие эмоций и их значения в жизни человека.Органические потребности как первичные побудители эмоциональных проявлений у детей. Факторы, обусловливающие формирование положительных и отрицательных эмоций. Особенности проявления эмоций в раннем детском возрасте. Фрустрация как механизм формирования эмоций. Роль взрослых в формировании эмоций и эмоциональных состояний у детей. Закономерности формирования высших чувств. Роль эмоций в регуляции поведением. Основные функции эмоций: отражательная, побудительная, подкрепляющая, переключательная, приспособительная, коммуникативная. Различия в эмоциональных проявлениях людей.

Наши рекомендации