Амплификация детского развития
Адаптация брачная
Брачная адаптация – постепенный процесс взаимного приспособления супругов, которое основано прежде всего на положительных привязанностях и положительных чувствах (симпатия, влюбленность, дружба, любовь). Однако чувства симпатии и влюбленности не дают еще гарантии того, что брачная адаптация в целом завершится успехом.
– адаптация к брачным ролям, к новым обязанностям и правам, к совместной согласованной деятельности, к разделению труда в брачном союзе;
– адаптация к темпераменту, характеру, ко всему психическому миру партнера;
– адаптация к потребностям, интересам, привычкам, образу и стилю жизни брачного партнера;
– адаптация к основным ценностям жизни;
– адаптация физиологическая, в том числе сексуальная;
– адаптация к профессиональной деятельности супруга.
У молодых супругов может быть сильное чувство, хорошие материальные и жилищные условия, и все же брачная жизнь не складывается из-за того, что они не могут приспособиться друг к другу. Это может способствовать возникновению постоянного психического напряжения, конфликтов, ссор, обид, подозрений и взаимных обвинений. В конечном итоге брачная жизнь оказывается невозможной.
Альтернативные формы брачного союза
Одиночество. Жить одному -- это исторически новый феномен. Эту категорию составляют люди, которые никогда не состояли в браке.
Незарегистрированное сожительство. Неженатые пары.Отношения в незарегистрированном сожительстве дифференцируются на формальные, кратковременные и глубокие, длительные.
Открытый брак. Целью открытого брака является увеличение открытости, самовыражения и аутентичности отношений, увеличение толерантности партнеров друг к другу.
Свингерство. Свингерством называют обмен брачными партнерами. В данном случае две супружеские пары образуют так называемую «шведскую» семью.
Однополые браки. В основе таких брачно-семейных отношений лежит однополая любовь, проявляющаяся в сексуальном влечении к лицам своего же пола: мужчина-мужчина либо женщина-женщина.
Групповой брак, жилые сообщества, коллективная семья. Критика социальных функций семьи, связанных не только с воспроизводством рабочей силы и обеспечением целостности общества, но и со стабилизацией отношений господства.
Полигамный брак. Это сожительство одного мужчины с несколькими женщинами. На Востоке гаремы узаконены традицией. Многих европейцев это пока шокирует, поэтому чаще мужчина просто живет на две семьи.
Полиандрический брак, в котором одна женщина имеет нескольких мужей. В наше время распространен у некоторых африканских народов.
Морганатический брак- брак, основанный на духовной общности, в котором отсутствуют плотские отношения.
Интернет-брак. Вы можете встретить партнера в Сети и там же, зарегистрировавшись на специальном сайте, сочетаться с ним браком.
Амплификация детского развития
Амплификация детского развития, а другими словами — обогащение развития ребенка как личности, является в некоторой степени противовесом акселерации, которая предполагает ускоренное развития малыша, за счет развития у него тех психических качеств, которые характерны для более позднего возраста.
Понятие «amplification» переводится с английского языка на русский, как «сильное увеличение, мощное усиление». Основу теории амплификации детского развития составляют выводы ученых о том, что отдельным психическим функциям свойственно не самостоятельное и автономное развитие, они взаимосвязаны и являются результатом получения общественного опыта во время собственной деятельности вашего ребенка и его общения с окружающим миром.
Таким образом, сама «соль» амплификации детского развития заключена в том, что отдельные психические функции прекрасно развиваются у детей при взаимодействии с играми и предметно – развивающим сектором, как свойства определенной личности. Психические новообразования рождаются и формируются на этапах дошкольного детства в ходе собственной деятельности вашего ребенка в играх, посредством его повседневного общения с окружающими людьми.
Андрогиния.
Андрогиния – личностная черта людей, успешно сочетающих в себе и традиционно мужские и традиционно женские психологические качества.
Многочисленные исследования показали, что психологические различия между мужчинами и женщинами возникают и формируются скорее от особенностей семейного воспитания мальчиков и девочек, а также от социального воздействия, нежели от биологических различий между полами.
Другие исследования не менее убедительно показывают, что психологические различия между мужчинам и женщинами имеют генетические, биологические корни.
Представление о мужских и женских чертах долго базировалось на модели одного континуума, на одном конце коего располагаются мужские качества, а на другом – женские: чем больше мужского, тем меньше женского и наоборот. Позже было установлено, что мужские (маскулинные) и женские (феминные) качества независимы и могут располагаться лишь на двух отдельных, непересекающихся континуумах.
На этом принципе основано большинство тестов, измеряющих феминность, маскулинность и андрогинию. На основании этих тестов каждый человек относится к одной из четырех групп:
к маскулинным индивидам – с выраженными традиционно мужскими качествами, как честолюбие, решительность и пр.;
к феминным индивидам, с выраженными женскими качествами, такими как аффективность, мягкость и пр.;
к андрогинам, сочетающим в себе как традиционно женские, так и традиционно мужские черты;
к людям неопределенной психологической половой идентичности, кто не обладает выраженными маскулинными либо феминными чертами.
Исследования показывают, что андрогиния – важная психологическая характеристика человека, определяющая способность менять своё поведение в зависимости от ситуации: она способствует формированию устойчивости к стрессам, помогает в достижении успехов в различных сферах жизнедеятельности.
Бабушек типы
А. С. Спиваковская приводит примеры двух типов бабушек, не нашедших удачного сочетания ролей: «бабушка-жертва» и «бабушка-соперница».
«Бабушка-жертва» воспринимает роль бабушки как центральную для себя, взваливает на свои плечи груз хозяйственно-бытовых и воспитательных забот, отказавшись от профессиональной деятельности, ощутимо ограничив дружеские контакты и досуг.
«Бабушка-соперница», на первый взгляд, более рационально совмещает свои разноплановые обязанности, продолжает работать, посвящая внукам выходные и отпуска. Неосознанная тенденция ее прародительства состоит в соперничестве с дочерью или невесткой в том, чтобы быть лучшей, более успешной «матерью» внуку
По данным американской исследовательницы П. Робертсон, дополнительная роль бабушек
• гармоничные — сочетают высокие идеальные представления о роли бабушки и реальную сильную вовлеченность в жизнь внуков;
• далекие — имеют заниженные социальные и личностные представления о социальной роли бабушек и занимают обособленную позицию по отношению к проблемам внуков;
• символические — имеют высокий социально-нормативный образ бабушки при неразвернутости реальных взаимоотношений с внуками;
• индивидуальные — акцентированы личностные аспекты поведения.
В отечественной психологии первое эмпирическое исследование вклада бабушек в жизнь семьи детей и взаимоотношений бабушек с внуками проведено общественным центром «Геронтолог» (рук. О. В. Краснова)
«Обычные бабушки» принимают участие в уходе за внуками и в их воспитании, однако под воспитанием они скорее подразумевают помощь в бытовом уходе за ребенком и материальное обеспечение семьи.
«Активные», «увлеченные бабушки» имеют высокую степень вовлеченности в досуг и проблемы своих внуков.
«Далекие», «отстраненные бабушки» затрачивают на внуков гораздо меньше времени.
Близнецы
У близнецов существует определенное своеобразие в развитии и отношениях с другими людьми. Близнецы, если в семье нет других детей, объединяют в себе характеристики младших и старших детей своего пола. В семьях, где родители подчеркивают, что один ребенок родился раньше другого (на несколько часов) или в семьях с гетерозиготными близнецами один может принять на себя роль старшего. При этом могут сформироваться очень разные черты характера: «старший» близнец может быть очень серьезным, «заорганизованным» и в дальнейшем одиноким, а «младший» – легкомысленным, активным, беспечным.
Все близнецы, как правило, необычайно близки друг к другу и, если они одного пола, часто действуют как один. По словам Ричардсона, они слишком во многом являются отдельной маленькой командой. Братья, сестры или одноклассники мало способны влиять на них. Им бывает трудно покинуть друг друга для устройства своей личной жизни.
Даже близнецы разного пола разделяются с большим трудом, хотя у них есть то преимущество, что они привычны к близким отношениям с противоположным полом. Близнецы же одного пола разделяются с наибольшими трудностями. Они могут любить одного человека или поддерживать общую дружбу без всяких конфликтов, поскольку мыслят о себе как об одном человеке.
Так, в различных жизненных ситуациях в общении с другом, если уходит один из близнецов, то уходит и второй.
Близнецы проявляют свойства тех детей по порядку рождения в семье, к позициям которых они наиболее близки.
Считается, что близнецы показывают самые низкие результаты по сравнению с детьми, занимающими другую позицию по порядку рождения. Это, возможно, объясняется тем, что они постоянно оказывают влияние друг на друга и на каждом этапе жизни показывают сходные результаты. Они меньше других детей стремятся учиться у старших детей, учителей или родителей. Следует заметить, что и индивидуального внимания от старших близнецам может быть оказано как минимум в два раза меньше, чем, например, единственным детям.