Пьер Жан Беранже (1780 - 1857) 1 страница
Беранже был народным поэтом Франции. Основной жанр - песня
Период творчества
Б. начал писать в период Первой империи. Герой Беранже – честный и веселый бедняк Народ представлен веселым, неунывающим; Раскрывает положительные стороны их жизни. Отличительное свойство поэзии Беранже – рефрен. Критиковал Беранже не зло, а с иронией (Н! «Король Ивето». Восхваляя сказочного короля Ивето, Беранже тем самым осуждал Наполеона за то, что при нем народные деньги шли на разорительные войны, на роскошь императорского двора. Наполеону он противопоставляет сказочного короля Ивето, который отличался скромностью и демократизмом; никакой роскоши у него при дворе не было, и народ, не обремененный налогами, любил своего короля.). В поисках жанра он использует так называемую «застольную песню» XVIII века. Он воспевает мимолетные радости, вино, любовь. Его песни этого периода еще лишены глубокого социального содержания, политической остроты («Весна и осень»).
Особенности творчества в первый период: Ирония, Добрый юмор,
2 период творчества - период реставрации (возвращение Бурбонов к власти). Ярче проявляется сатира и некоторая злость. Именно в этот период Беранже оформляется окончательно как певец революционной демократии. Он объявляет себя поэтом-патриотом, задача которого — бороться с эмигрантами и с Бурбонами.
Основные мотивы:
1) Антидворянский (аристократы восстанавливаются в своих правах, и их чванство и спесь высмеивает Беранже. Н! «Челобитная на породистых собак» - в образе породистых собак он выводит эмигрантов, французскую знать, которая вернулась после свержения Наполеона и потребовала себе восстановления прежних прав, «Сказка о Маркизе де Караба».
Частая форма: монолог от лица отрицательного персонажа.
2) Антиклерикальный (Сатира на церковь и духовенство). Беранже не был атеистом, но его смешат служители церкви, он высмеивает их пороки, называя слугами Сатаны. Считая, что у каждого человека есть своя религия, которая ничего общего не должна иметь с официальной церковью, Беранже объявляет себя противником официальной, феодально-католической церкви, которая служила оплотом реакции. В стихотворении «Смерть сатаны» основатель иезуитского ордена Игнатий Лойола однажды в кабачке подсыпал в рюмку сатаны, подсевшего к нему, яд, от которого тот умер. Все монахи и священники стали оплакивать сатану, так как с его смертью они лишились большого дохода.
Особенности: Демократизм поэзии Беранже. Н! В стихотворении «Беднота» он прославляет жизнь бедняков, утверждая, что эта жизнь более содержательна, более осмысленна, чем жизнь богача, который томится бездельем, живет паразитом. Тот же демократический мотив еще сильнее звучит в раннем стихотворении Беранже «Мой старый фрак». У бедняка всего-навсего один только фрак; он бережет его, считая более благородным одеянием, чем великолепный костюм богача.
В 1821 году вышел второй сборник его стихов, и Беранже был привлечен к суду. Его обвинили в оскорблении религии, церкви, морали, в пропаганде трехцветного знамени — знамени революции.
Суд признал его виновным и приговорил к штрафу и к трем месяцам тюрьмы. Но и в тюрьме поэт не унывал. Судебное дело нисколько не снизило пафоса политической лирики Беранже — он продолжает бросать в лицо своим врагам смелые обличительные произведения.
Песни Беранже были необычайно популярны. Образцом для него служила народная поэзия; он охотно использовал ее ходовые образы, мотивы и приемы. Повторы, меткие народные словечки, простой образный язык, легко запоминающаяся рифма — все эти особенности его песен как нельзя более содействовали их широкому, массовому распространению. Особенно помогали этому его замечательные припевы (рефрены). В них он искусно сосредоточивал главный обличительный смысл песни.
Творчество Беранже после революции. Однако события Июльской революции несколько смутили Беранже; он не сразу смог разобраться в них, понять, что революция не принесла народу той свободы, о которой мечтал поэт. Буржуазные либералы постарались использовать эту растерянность поэта и завербовать его на свою сторону. Отчасти им это удалось. Беранже подал свой голос за нового короля Луи Филиппа. Но, очень скоро поняв свою ошибку, он решительно отказывается принять какие-либо милости от короля, В стихотворении «Отказ» поэт говорит о том, что он женат на очень строгой даме, зовут ее Свобода, она-то и не позволяет ему брать какие бы то ни было милости от нового правительства.
Беранже, несмотря на свое отрицательное отношение к Июльской монархии и к финансовой буржуазии, которая восторжествовала в эту пору, не становится на сторону революционного пролетарского движения. Он пробует найти выход в учении социалистов-утопистов. Несколько песен последнего периода своего творчества Беранже посвящает утопистам. Одна из них носит характерное название «Безумцы». «Безумцы» — так зовут их люди, которых пугают смелые мысли утопистов. Но, по мнению Беранже, эти «безумцы» были величайшими мыслителями человечества.
3. Биография Стендаля в соотношении с историей Европы конца 18 – начала 19 века.
Настоящее имя Стендаля - Мари Анри Бейль, хотя иногда он пытался присвоить себе дворянский титул, подписываясь "Анри де Бейль", что вероятно, сделал бы и Жюльен Сорель. На самом деле предками Стендаля были солидные буржуа, а отец его служил в адвокатской конторе в Гренобле. Будущий писатель родился в 1783 году. Спустя семь лет умерла его мать, оставив сына на воспитание отцу (человеку черствому, суровому и мнительному) и тете Серафи, которых он ненавидел. Своим ранним образованием Стендаль обязан священникам, что явилось основной причиной его антиклерикализма. Характер будущего писателя сформировался в антагонизме с отцом и духовными наставниками: Стендаль был крайне импульсивен, самовлюблен, критичен, чувствен и не дисциплинирован.
Когда Стендалю было тринадцать лет, его отправили в Центральную школу в Гренобле, где он отличился в математике так, что ему прочили дальнейшее обучение на инженера в Политехнической школе в Париже. Стендаль прибыл туда в 1799 году, на следующий день после "государственного переворота", сделавшего Наполеона властелином Франции. Забыв о благоразумном намерении стать инженером, Бейль очертя голову бросился в имперскую авантюру, которая обуяла страну. На следующий год молодой Анри, которому едва исполнилось семнадцать лет, получив звание сублейтенанта, был отправлен в Италию, где в ту пору находилась французская армия.
Хотя Бейль ничего не знал об этой стране, Италия стала для него второй родиной и местом действия одного из крупнейших его романов. Все здесь восхищало его: итальянская опера, музыка Чимарозы и живопись Корреджо. Он находил привлекательным итальянский темперамент, который казался ему более страстным, решительным и менее цивилизованным (с точки зрения буржуа девятнадцатого века), чем французский.
ПВ 1806 году Стендаль вновь поступил на государственную службу, получив административный пост в Брунсвике, оккупированном в то время французами. Там он познакомился с немецким языком, вращался в хорошем обществе; ему льстило окружавшее его уважение, но в сущности он порядком скучал. В дальнейшем Бейль много путешествовал по Германии и Австрии, был послан с правительственной миссией в Вену и последовал за императором в Россию. Здесь он стал очевидцем Смоленского и Бородинского сражений, присутствовал при пожаре Москвы, найдя его с эстетической точки зрения впечатляющим. Затем с равным самообладанием отступал с французской армией в Западную Европу. Д
Теперь страной управляли Бурбоны. Бейль вернулся к литературе, и в дальнейшем мы имеем право именовать его Стендалем - именем, которое он прославил. Его сочинения в 1820-е годы весьма многообразны. Это жизнеописания выдающихся композиторов (книги "Жизнь Гайдна, Моцарта и Метастазио", 1817; "Жизнь Россини", 1824), история итальянской живописи ("История живописи в Италии", 1817), трактат о любви ("О любви", 1812), путеводитель по Риму ("Прогулки по Риму", 1829), а также различные журнальные статьи, опубликованные в Париже и Лондоне. Жизнь его во Франции, Италии и Англии зависела от случайных заработков. В результате смены правящей верхушки в 1830 году на трон был возведен монарх-буржуа Луи Филипп, перед Стендалем теперь открылась возможность вернуться на государственную службу.
Роман "Красное и черное" был написан в последний год правления Карла X. К моменту выхода в свет книги в 1831 году она успела устареть, во всяком случае, в отношении критики Бурбонов. В течение следующего десятилетия Стендаль написал два автобиографических произведения: "Мемуары эгоиста" ("Souvenirs d'Egotisme", 1832) и "Жизнь Анри Брюлара" ("Vie de Henri Brulard", 1835-1836); а также оставшийся незаконченным роман "Люсьен Левен" (1834-1835). Не желая подвергаться риску вновь лишиться консульской должности, Стендаль не решился при жизни публиковать свои сочинения. В 1839 году он опубликовал свой второй шедевр "Пармская обитель" - историю приключений и интриг, происходящих в Италии. После продолжительной болезни Стендаль скончался от удара в 1842 году, в Париже.
4. Сочетание элементов романтизма и реализма в новелле Стендаля «Ванина Ванини».
Новелла «Ванина Ванини»(1829) – первая из «Итальянских хроник» Стендаля. Главные герои: Пьетро Миссирилли - смелый, отважный юноша, бедняк, карбонарий (*карбонарии - члены тайного, строго законспирированного общества в Италии), который видит свое предназначение в борьбе за свободу родины; в новелле ему противопоставлена Ванина Ванини – сильная, яркая девушка, аристократка. Случай сводит ее с Пьетро, раненым во время побега из тюрьмы. В нем Ванина обнаруживает те качества, которыми обделена молодежь ее среды, не способная на подвиги. Однако любовь молодых людей обречена. Перед Пьетро встает дилемма: личное счастье в браке с Ваниной или верность гражданскому долгу. Герой без колебаний выбирает второе. Иначе решает Ванина: она не расстанется с любимым даже во имя свободы родины. В самый канун нового восстания карбонариев она предаст их в руки полиции. Пьетро – единственный, кто остался на свободе. Однако, узнав о предательстве Ванины, он с проклятием навсегда покидает ее, разделив участь соратников./ В финале Ванина превращается в слабую, жалкую женщину, обратное же происходит с Пьетро Миссирилли. / Новелла «Ван.Ван.» - отличается от романа «Красное и черное». Во-первых, это новелла-хроника (точно указ.на время и место событий), человек дается на фоне истории. Во-вторых, углубленный психологизм, проявл-ся в пространных внутр-х монологах героя, замедляет темп внешнего действия новеллы./Романтические черты в новелле: герои, обстоятельства, переодевания (2 раза), ночь. Реалистич. черты: хроникальность, обусловленность характеров, событий, социальное неравенство. / Предельный лаконизм авторских описаний, стремительный поток событий, бурная реакция героев с их южным темпераментом – все это создает тот динамизм и драматизм повествования, которые станут отличительными для всего цикла «Итальянских хроник», продолженного во 2-ой пол. 30-х гг. и занявшего особое место в творческом наследии писателя.
5. Проблематика и художественное своеобразие романа Стендаля «Красное и черное».
Самая значительная работа писателя — роман «Красное и черное». Он увидел свет спустя несколько месяцев после Июльской революции 1830 года, а действие произведения разворачивается в эпоху правления Карла X (1824-1830), когда феодально-клерикальная реакция достигла своего апогея. Ультрароялисты пытаются возродить былое величие монархии; огромная армия иезуитов проникает во все уголки Франции, подчиняя своей власти души людей, — таков исторический фон, на котором Стендаль создает яркую и правдивую картину, отражающую практически все сферы общественной жизни Франции последних лет Реставрации.
Сюжет романа основывается на реальных событиях: Стендаль заинтересовался делом некоего Антуана Берте, молодого человека, который, желая сделать карьеру, стал гувернером в доме местного богача, однако потерял работу, так как был уличен в любовной связи с матерью своих воспитанников.
Последующая жизнь этого молодого человека, сына крестьянина, была полна неудач и потерь, что в конечном итоге привело его к попытке самоубийства. Фактическая сторона этого дела довольно четко выдержана в романе, но писатель придал частному случаю широкий типический смысл. Значительно углубив и расширив сюжет, Стендаль постарался охватить все сферы современной ему политической и социальной жизни Франции и создал вместо мелкого честолюбца героическую и трагическую личность — Жюльена Сореля.
Перед нами раскрываются быт и нравы придворной аристократии в лице де Ла Молей; провинциального дворянства в образах де Реналей; высших и средних слоев духовенства, представителями которого являются епископ Агдский, преподобные отцы Безансонской духовной семинарии и аббат Шелан. Мы встречаемся здесь с Вально — ярким представителем буржуазии, мелким предпринимателем — другом героя Фуке и крестьянами — семьей Сорелей.
Повествование в романе ведется от третьего лица, но все события так или иначе связаны с главным героем. Характеры большинства персонажей, их нравы и образ жизни предстают перед нами в основном такими, какими видит и понимает их Жюльен Сорель. Он прекрасно сознает все недостатки этого общества, все его пороки, несмотря на то, что сам страстно стремится занять свое место среди его представителей.
Устремления юноши благородны, но к достижению своей заветной цели он идет тернистым путем. Ведь борется герой не только за карьеру и личное счастье, Жюльен стремится утвердиться в обществе при условии, что общество признает в нем полноценную личность, незаурядную, талантливую, умную, сильную, то есть увидит в нем и примет того человека, каким он является на самом деле. Такое возможно, если Жюльен полностью приспособится к обществу, к его вкусам, запросам и требованиям. Но в этом-то и состоит основной смысл борьбы Сореля с окружающим миром. Он чужой в этой среде не только по рождению. Как человек одаренный, талантливый, он не хочет раствориться или затеряться среди посредственностей и потому избирает путь борьбы за свое «место под солнцем».
Автор показывает, каким сложным и противоречивым становится этот путь. Мы видим, как, продвигаясь к заветной цели, Жюльен постепенно утрачивает свои лучшие человеческие качества, как пороки все больше заполняют его светлую душу. Почти всегда он выходит победителем в «поединках» и в конечном итоге добивается желаемого — становится виконтом де Верней и зятем могущественного маркиза, но почему-то не испытывает настоящей радости, не чувствует себя счастливым. Достаточно испорченный светом и собственным честолюбием, Сорель еще до конца не осознает причин своей неудовлетворенности. Но постепенно к нему приходит понимание того, что до сих пор главным стимулом, руководившим его поступками, было честолюбие, и оно вело его ложным путем. Его больше не удовлетворяет такая жизнь, ведь несмотря ни на что он сохранил живую душу. С роковым выстрелом в Луизу де Реналь перед ним открылась, наконец, вся правда о нем самом. Потрясение, которое испытал герой после совершенного преступления, перевернуло всю его жизнь. В тюрьме происходит переоценка его чувств к госпоже де Реналь и Матильде де ла Моль. Именно эти женские образы, противопоставленные автором друг другу, знаменуют борьбу двух начал в душе Сореля. Он шел по жизни, ослепленный гордостью и честолюбием, но в груди его обитала чистая и непосредственная душа. Он нашел в себе силы преодолеть и честолюбие, и гордость, и потому гордая и честолюбивая Матильда, брак с которой должен был утвердить его положение в высшем обществе, стала ему совершенно чуждой. Госпожа де Реналь, глубоко и искренне любившая его, напротив, стала особенно близкой. Происшедшая трагедия нравственно очистила и просветлила героя, освободив его душу от пороков, привитых обществом. Теперь ему в полной мере открылась иллюзорность его честолюбивых стремлений к карьере, несостоятельность и ошибочность его представлений о счастье как неизменном спутнике славы.
Осознав свои ошибки, почувствовав всю ничтожность своих прежних стремлений и идеалов, Жюльен отказывается идти на очередную сделку с совестью, отказывается от помощи сильных мира сего, способных вызволить его из тюрьмы. Природное начало, чистая душа героя берет верх. Он погибает на гильотине, но выходит победителем в борьбе с обществом.
Роль художественной детали в романе Ф. Стендаля «Красное и черное»
Мало портретов – только Жульена; пейзаж, костюм, интерьер – отражение внутреннего состояния героя; точно передано время и пространство, все обуславливается историей; много эпиграфов – двоякая функция, некоторый главы ироничны по отношению к эпиграфу.
Он строит сюжет не на авантюрно-приключенческой основе, а на истории духовной жизни героя, становлении его характера, представленного в сложном и драматическом взаимодействии с социальной средой. Сюжет движет здесь не интрига, а действие внутреннее, перенесенное в душу и разум Жюльена Сореля, каждый раз строго анализирующего ситуацию и себя в ней прежде, чем решиться на поступок, определяющий дальнейшее развитие событий. Отсюда особая значимость внутренних монологов, как бы включающих читателя в ход мыслей и чувств героя. «Точное и проникновенное изображение человеческого сердца» и определяет поэтику «Красного и черного» как ярчайшего образца социально-психологического романа в мировой реалистической литературе XIX в. «Хроника XIX века» - таков подзаголовок «Красного и черного». Подчеркивая жизненную достоверность изображаемого, он свидетельствует и о расширении объекта исследования писателя. Стендаль создает поразительную по исторической точности картину общественной жизни Франции времен Реставрации. С крахом наполеоновской империи власть вновь оказалась у аристократии и духовенства. В истории соперничества Вально и потомственного дворянина де Реналя Стендаль проецирует генеральную линию социального развития Франции, где на смену старой аристократии приходила все более набиравшая силу буржуазия. Однако мастерство стендалевского анализа не только в том, что он предугадал финал этого процесса. В романе показано, что «обуржуазивание» общества началось задолго до Июльской революции.
6. Смысл названия романа Стендаля «Красное и черное».
Название неоднозначно, автор объяснения не давал. Существует несколько версий:
1. Символ положительного и отрицательного в характере героя (умный, но лицемерный).
2. Символ двух возможностей Жюльена (стать священником (черное), либо военным (красное)).
3. Символ игры в рулетку (тема игры одна из основных): герои относятся к жизни, как к игре. Жюльен играет, рискует, одевает какие-либо маски.
4. Взлеты и падения героя в его карьере, которые не играют роли в его духовном развитии. Чем выше положение, тем меньше он ощущает себя счастливым. В финале до смертной казни ощущает счастье, т.к. свобода.
5. Зашифрованные символические сцены в романе (в церкви разбрызгивают святую воду, от света видится будто кровь – думает, что плохой знак; семинария ассоциируется с черным – круг ада).
6. История Франции XIX века, как и практически Европы XIX века, — это история революции, Наполеона, Реставрации и опять революции. А цвет революций, свободы, идей равенства и братства, цвет крови человеческой, которой часто бывают оплачены эти идеи, один — красный. Цвет реакции и подавления, Реставрации и угнетения — тоже один — черный. Не случайно автор дал роману емкий подзаголовок, назвав его «Хроникой XIX века». «Красное и черное» — это два цвета эпохи, отраженной, как в зеркале, в одной стране — Франции XIX века. Красный и черный — это цвета революции и реакции.
В общей совокупности всех идеи складывает единое целое для смысла названия. В основе романа лежит эволюция образа Жюльена.
7. Тема преступления и наказания в романах Стендаля и Достоевского. Ж. Сорель и Раскольников.
Романы Достоевского «Преступление и наказание» и Стендаля «Красное и чёрное» имеют сходные сюжеты, но за внешней похожестью - глубокие различия, связанных с мировоззрением писателей. Цели и характер преступлений отличаются друг от друга. В романе Достоевского преступление совершается «на благо обществу», у Стендаля – из ревности. Да и последовавшие наказания коренным образом различаются – в одном случае - тюрьма, в другом – смерть. Как известно, Раскольников был сослан на каторгу, а Сорель казнён. Структура повествования произведений противоположна: роман Достоевского начинается преступлением, а роман Стендаля заканчивается им. Это является следствием реализации писателями главных идей их произведений: у Достоевского показать нравственные переживания героя, мучительный путь к раскаянию и покаяние, а у Стендаля – перемена ума, что ведёт к деградации личности и смерти.
В условиях революционизации сознания Европы и России наполеонизм стал отражением основных тенденций эпохи. Наполеон явился культовой фигурой XIX века, которая отразила суть эпохи потрясений. Тема «сильной личности», живущей только жаждой абсолютной власти над «дрожащей тварью» была весьма актуальна в условиях бурно развивающегося капитализма на Западе и разночинства в России, и поэтому она приковала внимание многих писателей того времени. Наполеон бы примером для подражания молодого француза Жюльена Сореля из «Красного и черного» Стендаля, он взорвал сознание Родиона Раскольникова из «Преступления и наказания» Достоевского.
Благодаря Наполеону возникла «идея» студента Раскольникова, которая заключалась в том, что все люди подразделяются на две категории: «твари дрожащие», безропотно принимающие порядок вещей, и право имеющие, «творцы истории», «сильные мира сего», люди, нарушающие моральные нормы и общественный порядок, гении, которым «все дозволено». Идеалом «сверхчеловека» и явился Наполеон, который был одержим идеей своего превосходства, полной уверенностью в праве распоряжаться судьбами людей. Для героя Достоевского наполеон - это личность, действующая по правилу «все дозволено», человек, могущий пожертвовать всем ради достижения собственной выгоды. Это гений, который уверен, что имеет право распоряжаться человеческой судьбой, сотнями жизней.
Сорель подсознательно следует этой теории, стремясь удовлетворить свои желания за счёт других, считая это неотъемлемой чертой людей сильных духом. Будучи сыном простого плотника, он также сделал Наполеона своим идеалом, мечтая управлять людьми.
В обоих романах прослеживаются элементы фатализма: герои тем или иным способом узнают свою судьбу. Раскольников, так же как и Сорель, улавливает тонкую нить, предсказавшую ему будущее, вот только с той разницей, что Жюльен видит намёк на наказание, а Родион на преступление. Обоих героев объединяет одержимость своей идеей. Ради неё они готовы на всё, в том числе и на убийство.
В теории Раскольникова, толкнувшей его на преступление, присутствуют как личные, так социальные корни. Она могла родиться только в сознании человека честолюбивого, гордого, одинокого и одновременно болезненно восприимчивого к чужим страданиям, который хотел освободить человечество от «лишних людей», мешающих жить остальных. Ему собственная бедность подсказывает выход, который поможет избавиться от унизительной нищеты.
Причиной теории Раскольникова послужила бедность, в которой он вынужден существовать. Его комнатка напоминала гроб, такая же мрачная и тесная, одежда давно износилась и напоминала лохмотья. Он хочет противостоять жизни. А это под силу немногим.
Здесь Раскольников выстроил свою жестокую философию. Но ведь сказано: «Не убий…».
Однако холодный арифметический расчет и благородство души не совместимы в одном человеке. Врожденная доброта героя, способность переживать и сопереживать, способность к состраданию вступают в конфликт с его гордостью и честолюбием. Сон героя о загнанной кляче – это сон о себе.
После убийства Раскольников все время ощущает тяжелое, мучительное чувство. Он боится, что его преступление раскроется, боится быть наказанным. На протяжении большей части романа он находится в каком-то оцепенении: то его мучает лихорадка, то неопределённое чувство, напоминающее муки совести, но не являющееся ими. У Раскольникова происходит отдаление с его самыми близкими людьми, они становятся практически чужие ему. Вместо гордости человека, ставшего выше толпы, Раскольников испытывает страдания нравственного одиночества. Преступление разрушает связь, соединяющую его с окружающими. Убийство в романе Достоевского становится самоубийством, искажением человеческой сути. Сердце и ум героя диктуют ему принципиально разные поступки. Раскольников при этом не в состоянии сделать окончательный выбор. Это мучительное раздвоение личности и приводит его в полицию.
Жюльен Сорель, в отличие от Раскольникова, прежде чем решиться на тот или иной поступок, пытается проанализировать всю ситуацию, составляет чёткий план своих действий. Вся его жизнь – это чёткий план, который рано или поздно должен был привести его к богатству и славе.
На протяжении всего романа он играет определённую роль, которую придумал себе сам, он пытается всем угодить, на каждом шагу притворяется, даже в момент перед казнью, он замечает: «Говорю один, сам с собой, в двух шагах от смерти и всё-таки лицемерю… О девятнадцатый век!» И Жюльен, и даже сам автор пытаются оправдать его неискренность. Сын маркиза де ля Моля так и говорит о нем: «Остерегайтесь этого энергичного молодого человека! Если будет опять революция, он всех нас отправит на гильотину». И так думает все аристократическое окружение Сореля, включая Матильду де ля Моль.
Единственный момент в романе, где Жюльен остаётся искренним, наиболее ярко прослеживаются в эпизоде, когда Сорель наблюдает за полетом ястреба. Больше всего на свете он хотел бы уподобиться этой гордой птице, свободно парящей в небесах. Он хотел бы также возвыситься над окружающим миром. И эти желания вытесняют все остальные мысли и стремления героя. «Вот такая была судьба у Наполеона, - думает он. - Может быть, и меня ожидает такая же...» Вдохновленный примером Наполеона и твердо уверенный в собственном всесилии, во всемогуществе своей воли, энергии, таланта, Жюльен строит дерзкие планы по достижению своей цели. В отличие от Раскольникова, который убил двух людей, Жюльен только совершает покушение. И в итоге, его осуждают на смертную казнь. Откуда такое различие в наказаниях? Ведь преступление, которое совершил Раскольников гораздо тяжелее преступления Сореля. Стендаль даёт понять, что Жюльена судят не столько за действительно совершенное преступление, сколько за то, что он посмел переступить черту, отделяющую его от высшего общества, попытался войти в тот мир, принадлежать к которому он не имеет права. За эту попытку присяжные должны вынести ему смертный приговор – и в этом его единственное преступление, считает автор, а вместе с ним и многие критики.
Наполеонизм двух героев заканчивается по-разному. У Раскольникова претерпевает крушение. Он отходит от своих «идей», «он строго судил себя, и ожесточённая совесть его не нашла никакой особенно ужасной вины в его прошедшем, кроме разве простого промаха…»[1;417]. Таким образом, Раскольников полностью меняет свои взгляды, преображается под действием любви к Сонечке. У Сореля же всё совсем иначе… Он до конца остаётся верен своим эгоистическим идеалам.
Раскольников в начале романа пытается возложить на себя миссию Бога. Он хочет лично определять, кто имеет право жить, а кто должен умереть. Но Достоевский показывает мучительные размышления героя, который пытается понять, верна ли его философия. Преступление трансформирует сознание героя, и мировоззрение Раскольникова претерпевает изменение. Он приходит от антропоцентрического понимания личности, к христианскому. Любовь к Сонечке Мармеладовой преображает его, заставляет поверить в Бога. Именно благодаря её влиянию, он решает покаяться на площади, перед народом в своём преступлении. Но настоящее раскаяние к нему приходит лишь на каторге, во время ссылки. Только там он осознаёт всю тяжесть своего преступления.
Вся жизнь Сореля сосредоточена на собственной личности. Он, как и Раскольников, не прикрывается поверхностными суждениями об общественном благе, а чётко определяет своё стремление к богатству, славе, и когда, он это всё потерял, он решил отомстить за несбывшиеся надежды. Жюльен стреляет в женщину, мать семейства, которая беззаветно его любила.
Сорель, в отличие от Раскольникова, не пришёл к раскаянию. Раскольников, хоть он и поздно, но обратился к Богу, смог поверить. А Жюльену не знакомо это чувство, хоть и обучался в семинарии, но он не верит в Бога. И находясь в шаге от смерти, даже не задумывается о спасении своей души. Смерть для него - это ещё один способ прославиться, стать на голову выше остальных. За несколько дней до казни ему приходит в голову идея: по дороге к эшафоту разбрасывать золотые монеты, чтобы потом его имя могли ассоциировать с деньгами, золотом. Таким образом, Жюльен до конца жизни остаётся верен своей мечте, пусть даже во многом противоречащей нравственным законам.
Находясь в заключении, Сорель продолжает думать об исключительности своей личности «А ведь я только один и знаю, что бы я мог совершить… для других я всего на всего некое может быть»[3;426]. Он сожалеет о том, что не смог добиться своих грандиозных планов. Всю жизнь он стремился к своей мечте и сам же её рушит, но при этом старается всех окружающих в этом обвинить, заявляя, что это они сделали его таким. Сорель не переставал всё время сравнивать себя с Наполеоном. Но что же мы видим в конце романа? Жалкого человека, который претерпел поражение в своих мечтаниях. Он далёк от своего идеала. Пытаясь быть благородным, Жюльен всё более выглядит ничтожным, он всего боится, признаваясь «как я струхнул перед смертью»[3;435]. Но его пугает не столь смерть, сколько то, что его страху есть свидетели, которые могут унизить его в глазах многочисленной толпы обожающих его дам. Даже в такой ситуации герой, прежде всего, задумывается о внешнем благородстве, забывая о внутреннем состоянии, упуская из виду покаяние.