Психология как наука о непосредственном опыте и психология народов В. Вундта

Вильгельм Вундт: "отец" экспериментальной психологии. Немецкий психолог, физиолог, философ В. Вундт (1832-1920) после окончания медицинского факультета в Тюбингене работал в Берлине у И.Мюллера, защитил диссертацию в Гейдельберге, где занял должность преподавателя физиологии в качестве ассистента Гельмгольца. Став профессором философии в Лейпциге, Вундт создал здесь первую в мирелабораторию экспериментальной психологии (1879), преобразованную затем в институт.

Занимаясь физиологией, Вундт пришел к программе разработки психологии как самостоятельной науки, независимой от физиологии и философии. В начале 1860-х гг он выдвинул идею создания экспериментальной психологии, план которой был изложен в его "Лекциях о душе человека и животных". План включал в себя два направления исследований: а) анализ индивидуального сознания с помощью экспериментального контролируемого наблюдения субъекта за собственными ощущениями, чувствами, представлениями; б) изучение "психологии народов", т.е. психологических аспектов культуры языка, мифов, нравов.

Подвергнув критическому анализу прежние понимания предмета психологии ("наука о душе" и "наука о внутреннем опыте"), Вундт дал новое определение психологии как науки о непосредственном опыте.Всякий опыт распадается на два фактора: данное нам содержание (объект) и наше восприятие этого содержания (субъект). Естественные науки отвлекаются от суъективного фактора, который есть в любом реальном опыте (опосредствованный опыт). А психология рассматривает опыт в его отношениях к субъекту, поэтому она изучает непосредственный опыт.Объект и субъект выступают в неразрывном единстве: всякий объект является представляемым объектом.

Основной метод – нитроспекция. Задача психологии, по Вундту: а) выделить путем анализа исходные элементы; б) установить характер связи между ними и в) найти законы этой связи. Путем интроспекции достигается расчленение непосредственного опыта субъекта. Интроспекция - особая процедура, требующая специальной подготовки. При обычном самонаблюдении человеку трудно отделить восприятие как психический внутренний процесс от воспринимаемого предмета, который является не психическим, но данным во внешнем опыте. Испытуемый должен уметь отвлекаться от всего внешнего, чтобы добраться до исконной "материи" сознания.

Сознание состоит из психических элементов, абсолютно простых и далее неразложимых. Элементы сознания: ощущения (холод, свет, тон) и простые чувствования. Им присущи модальность и интенсивность. Согласно гипотезе Вундта, каждое чувство имеет три измерения: а) удовольствия - неудовольствия, б) напряженности - расслабленности, в) возбужденности - успокоения.

Поскольку психология тоже наука, а все науки изучают одни и те же предметы, но с разных точек зрения, методы психологии не должны принципиально отличаться от естественнонаучных. Нужно использовать экспериментальные методы. Интроспекция все еще главная, а эксперимент лишь позволяет сделать самонаблюдение более точным. Однако не вся психика поддается экспериментальному изучению. Вундт ограничил эксперимент областью простейших психических процессов — ощущений, представлений, времени реакций, простейших ассоциаций и чувствований. Объективные явления — поведение, деятельность - Вундт исключал из психологии. Проблемой психологии является сам человек - не как он появляется извне, но как он дан непосредственно себе самому.

Исследование высших психических функций и психического развития требует других методов. Ими Вундт считал анализ продуктов человеческого духа, которые являются продуктом общения множества индивидов: языка, мифов, обычаев. Эту часть психологии он назвал психологией народов, противопоставив ей индивидуальную экспериментальную психологию.

Изучение исходных элементов, связей между ними, законов душевной жизни, - все эти задачи выявляют атомизм, характерный для ассоциативной психологии. Однако Вундт обращает внимание на возникновение нового качества, не сводимого к сумме свойств исходных элементов. Все ассоциации он подразделяет на одновременные и последовательные, которые в свою очередь имеют несколько форм: одновременные существуют в форме слияния, ассимиляции-диссимиляции и компликации; последовательные - узнавания и воспоминания. За этими видами ассоциаций скрываются восприятие и память. Ассоциации характеризуются как пассивный процесс, который протекает без активного участия субъекта. В психологии Вундта нет субъекта, нет личности: "...все психическое - это непрестанная смена явлений, постоянное возникновение и созидание... Нигде эти факты действительной душевной жизни не нуждаются в другом субстрате для своего истолкования, кроме того, который дан в них самих"

Кроме ассоциативных, Вундт различает апперцептивные связи. Они складываются при активном участии сознания. Апперцепция - это особая функция сознания, которая проявляется в активности субъекта (его же нет? Ладно, не спрашивайте) и внешне выражается во внимании. Из всей совокупности содержаний, находящихся в сознании, т. е. просто перципируемых, апперцепция или внимание, выделяет объект, вследствие чего его восприятие становится более ясным и отчетливым; оно входит в ясную точку сознания - апперципируется. Когда апперцепция направлена на выбор между разными основаниями в процессе подготовки к действию, она есть воля. Вундт сближает понятия апперцепции, внимания и воли и даже отождествляет их. Мышление и воображение выступают функциями апперцепции. Выступая объяснением сложных явлений душевной жизни, сама апперцепция не объясняется: ее источник в самом сознании.

Выделяя психологию как отдельную науку, Вундт доказывал, что у нее имеются собственные законы, свойства субъективного мира. Они отличаются от физиологических механизмов психических процессов. К этим законам Вундт относил:

Закон творческих производных (творческого синтеза) (Продукт психических сочетаний не является простым сложением элементов, которые входят в его состав, а представляет собою новое образование),

Закон психических отношений (Значение каждого психического факта определяется отношениями его к другим фактам. Зависимость события от внутренних взаимоотношений элементов – например, мелодии от отношений, в которых находятся между собой отдельные тона),

Закон психических контрастов (Противоположности усиливают друг друга),

Закон гетерогонии целей (В процессе реализации цели рождаются новые цели. При совершении поступка могут возникнуть не предусмотренные первоначальной целью действия, влияющие на его мотив)

Теоретические воззрения Вундта стали предметом критики и к концу столетия большинством психологов были отвергнуты. Его главный просчет усматривался в том, что сознание как предмет психологии трактовалось им исходя из того, что только сам субъект способен сообщать о своем внутреннем мире благодаря интроспекции (внутреннему зрению). Тем самым утверждалось всесилие субъективного метода. Вундт собирался изощрить этот метод путем использования специальных экспериментальных приборов. Таким образом, попытка найти собственный предмет психологии, отличающий ее от других наук, обернулась мнением о замкнутом в себе сознании. Его воззрение на психическую причинность свелось к той версии, что регулярное и законообразное течение психических процессов детерминировано ими же самими.

В дальнейшем, оставив эксперимент, Вундт занялся философией и разработкой задуманной им еще в юности "второй ветви" психологии, посвященной психическому аспекту создания культуры различных народов. Он пишет десятитомную "Психологию народов", отличающуюся обилием материалов по этнографии, истории языка, антропологии.

Наши рекомендации