Сущность и структура технологического процесса
Процесс интеракций социальной работы можно рассматривать с двух позиций. В зарубежных подходах – это:
– теоретический уровень,
– практико-ориентированный уровень.
В отчечественной социальной работе – это:
– широкий подход – макромодели практики,
– узкий подход – мезо- и микромодели практики социальной работы.
Но все эти подходы в технологии социальной работы осмысливаются как единое целое.
Исходя из этого, М.В. Фирсов дает комплексное определение понятия
«Технология социальной работы» – теоретический конструкт процесса деятельности, воплощенного в профессиях социальной работы. То есть технологию социальной работы можно представить как теоретический уровень описания процессов и как процесс профессиональной деятельности.
Технология социальной работы – это теоретическая модель описания целенаправленных интеракций формальных и неформальных сетей поддержки, которые на основании ресурсов, профессиональных знаний осуществляют вмешательство в личностные процессы и социальную политику с целью содействия индивидуальному и общественному благосостоянию.
Технология социальной работы – это целенаправленный, связанный с причинными и структурно-функциональными, специально организованными операциями и процедурами процесс и результат помощи, активизирующий взаимодействия людей друг с другом, группами, институтами, сообществом в целях содействия личным и социальным переменам.
Такие подходы дают возможность рассматривать технологии социальной работы как систему с различной иерархией сложности или как многомерную модель, имеющую свою систему описания и понимания и в которой присутствуют внешние и внутренние факторы.
В социальной работе в качестве внешних факторов рассматриваются социальные условия и обстоятельства жизнедеятельности клиента. Внутренними факторами выступают нравственно-психологические, физиологические и физические ресурсы человека или группы людей.
Технологии социальной работы как процессу присуща определенная протяженность во времени. Она охватывает промежуток времени от формулирования цели или задачи до ее практического решения. Это составляет завершенный цикл взаимодействия специалистов по социальной работе и их клиентами. Таким образом, мы можем определить сущностную характеристику технологического процесса:
это устойчивая, повторяющаяся, последовательная во времени смена содержания деятельности с единым замыслом.
В структуре технологического процесса выделяется три компонента: алгоритм, операции (процедуры), инструментарий.
1. Алгоритм действий (операций) составляет основу технологического процесса. В применении к социальной работе алгоритм понимается как последовательность воздействий, направленных на преобразование объекта социальной работы и перевод его в искомое состояние.
2. Операции. Совокупность операций, объединенных общей целью (подцелью), составляет процедуру технологического процесса.
Важной характеристикой операции является степень соответствия ее результатов поставленной цели (подцели). На результат действий могут влиять неконтролируемые факторы, связанные со спецификой социальной среды (например, экономическое положение, различные социально-психологические явления и др.). Кроме того, могут влиять субъективные факторы, обусловленные особенностями личности или социальной группы.
3. Инструментарий – арсенал средств, обеспечивающих достижение цели воздействия на личность или социальную общность.
Человек существует, развивается и формируется как личность благодаря взаимодействию со средой. Такое взаимодействие осуществляется посредством его деятельности. Поэтому вовлечение клиента в различные виды деятельности – значит использовать главное, основное средство воздействия на личность.
Для решения этой задачи специалист использует целый комплекс вспомогательных средств и способов информационного, организационно-методического и процедурного характера.
Если процедуры и операции, входящие в технологический процесс, носят общезначимый, методологический, характер для конкретных технологий, то они выступают в роли его структурных элементов. В конкретных же технологиях отдельные процедуры могут трансформироваться в самостоятельные технологии или расчленяться на технологии, имеющие частное значение.
Например, в наиболее полном и обобщенном социальном технологическом процессе в процедуре целеполагания одной из операций является диагностика, которая в конкретных условиях социальной работы приобретает самостоятельное значение.
Последовательность процедур и операций, предписываемая алгоритмом, отражает структуру и содержание технологического процесса.
В самом общем виде в технологическом процессе можно выделить четыре основных процедурных этапа:
1. Формулирование цели воздействия. Выполняются операции: сбор и анализ информации, социальная диагностика, социально-психологическое прогнозирование развития проблемы, выработка программы действий и определение конкретных задач.
2. Выработка и выбор способов воздействия. Предполагает выявление и анализ проблемной ситуации, изучение, обоснование и оценку вариантов и способов действий, выбор оптимального варианта решения проблемы.
3. Организация воздействия. Включает операции по реализации выбранного варианта, а также распределение и доведение в рамках главной цели конкретных задач до исполнителей, координацию усилий и коррекцию применяемых способов воздействия на клиентов социальных служб.
4. Оценка и анализ результатов воздействия. Выполняются операции: сопоставление прогнозируемых и достигнутых результатов, выявление положительных и отрицательных моментов в организации, обеспечении и осуществлении намеченных мер, формулирование выводов для последующей деятельности.
Если управленческие взаимоотношения достаточно отлажены, то в практике социальной работы те или иные операции могут не фиксироваться, так как многие проблемы, которые повседневное решают специалисты социальных служб, зачастую однотипны. Но это говорит лишь о предварительном и заблаговременном их решении, о наличии у специалистов готовых результатов по этой операции, а не об игнорировании какой-либо операции в структуре технологического процесса.
Технологические задачи социальной работы:
– выявление социальной проблемы,
– своевременное корректирование действий социального работника и поведения объекта социальной работы для оказания ему социальной помощи (с помощью имеющихся в распоряжении социальных служб инструментария и средств).
Характер социальной проблемы – важнейший фактор, от которого зависит определение содержания, инструментария, форм и методов социальной работы с клиентом.
Социальная проблема – сложная познавательная задача, решение которой приводит к существенным теоретическим и практическим результатам.
Социальные проблемы имеют уровневый характер. Они могут:
– носить глобальный характер, затрагивая интересы значительной части человечества (демографические, экологические, техногенные, продовольственные, энергетические и др.). Их решение требует участия большинства государств планеты;
– касаться интересов отдельных или нескольких социальных систем (напр., социальные кризисы могут распространяться на отдельные страны, национально-этнические общности, ассоциации, группировки);
– распространяться на те или иные сферы жизнедеятельности группы людей или личностей. Это могут быть проблемы, охватывающие социально-экономическую, социально-политическую, духовную или собственно социальную сферу жизнедеятельности людей.
Для социальной работы особую значимость приобретают личностные проблемы, возникающие в процессе взаимодействия личности и социальной среды.
Важнейшим условием решения социальной проблемы является точное ее формулирование. Если проблема правильно сформулирована, то это
1 – позволяет осуществлять поиск недостающей информации в нужном направлении;
2 – обеспечивает выбор оптимального инструментария социального воздействия, а следовательно, и эффективность социальной работы.
Важнейшим требованием к формулированию социальной проблемы является ее обоснованность. Отсутствие связи с реальными практическими или теоретическими потребностями делает проблему произвольной, надуманной.
Точно сформулированная проблема выступает исходным, первоначальным звеном в деятельности социальных служб.
Решение любой проблемы сводится в конечном итоге к разрешению имеющихся внутренних или внешних противоречий. Для нас важны социальные противоречия.
Социальное противоречие – взаимодействие взаимоисключающих сторон или тенденций в явлениях социальной жизни, взаимодействие противоположностей.
Социальное противоречие является, прежде всего, результатом несовпадения интересов людей или социальных групп в их совместной жизнедеятельности.
Личность в процессе жизнедеятельности вступает в различные взаимоотношения (супружеские и семейные, с родителями, родственниками, с детьми, друзьями и товарищами, с коллективом и различными объединениями, общественными организациями, обществом в целом). В процессе этих взаимоотношений могут возникать проблемы.
Личностная проблема – это по существу столкновение между притязаниями человека и степенью их удовлетворения. Такое столкновение может носить материальный или духовный характер, физиологический или нравственный, социальный или психологический, производственный или бытовой характер, а зачастую их сочетание.
Как показывает опыт,
распознание, формулирование и решение личностных проблем | составляет содержание основных функций специалиста в области социальной работы. |
Разрешение личностных проблем – дело сложное, деликатное. Поэтому важнейшим показателем профессионализма специалиста по социальной работе является творческое применение технологических приемов, недопущение в работе с людьми штампов и шаблона, казенщины и бездушия, умение своевременно вносить коррективы в технологический процесс.
С технологических позиций в социальной работе при решении личностных проблем следует придерживаться определенных принципов:
– системный подход при анализе и решении личностных проблем;
– соответствие инструментария конкретно решаемым проблемам;
– контроль действенности применяемого инструментария;
– коррекция содержания, форм и методов в процессе работы.
Замкнутый цикл технологического процесса включает следующие этапы и операции:
1. Предварительный этап. Осуществляются операции выявления, оценки и ранжирования проблемы. Выясняется совокупность факторов, обусловивших ее возникновение. Специалист настраивается на ее решение, мобилизуя свой интеллектуальный, морально-психологический и профессиональный потенциал одновременно уточняются критерии действенности и эффективности деятельности социальных служб в решении данной проблемы.
2. Этап целеполагания. Осуществляется первичное формулирование целевой установки деятельности специалистов. С получением дополнительной информации цель может корректироваться и даже изменяться.
3. Этап обработки информации. Осуществляется поиск дополнительных источников информации, сбор и систематизация информации, ее анализ и обобщение.
4. Этап процедурно-организационной работы. Осуществляется последовательная реализация намеченных программой мер социального воздействия конкретными исполнителями в определенное время и сроки.
5. Контрольно-аналитический этап работы. Завершающий этап. Специалисты анализируют итоги деятельности, выявляют факторы, способствующие положительному разрешению социальных проблем, выясняют причины, мешавшие успешному решению задач социальной работы, намечают пути устранению этих причин в дальнейшем.
Как любой вид деятельности, технологический процесс социальной работы требует постоянного совершенствования. Пути его совершенствования:
– разработка новых методик выполнения операций на всех этапах технологического процесса;
– совершенствование способов использования всех компонентов инструментария социальной работы;
– обеспечение правильного сочетания общих методов социальной работы со спецификой конкретных условий жизнедеятельности клиентуры социальных служб;
– постоянный учет социально-психологических факторов при выборе методов воздействия;
– умение органично использовать достижения социальных наук для выработки новых технологий.
Всесторонне описать технологию социальной работы сложно. Однако можно выделить формы проявления технологического процесса, рассматривая его в контексте различных ситуаций. Исходя из этого, технологию социальной работы можно представить как
когнитивную модель, структурную модель, функциональную модель, ресурсную модель. | Каждая из них будет раскрывать свой уровень, открывать свою грань целостного процесса технологии социальной работы. |
Когнитивная модель технологии социальной работы. Представляют собой познавательные модели теоретического обоснования социальной работы.
С когнитивными моделями социальной работы знакомились в курсе «Теория социальной работы», когда говорили о миссии социальной работы в обществе, ее месте в структуре государственных отношений.
Когнитивные теории ориентируют клиента и специалиста по социальной работе не только на изменение себя, адаптацию к среде, но и на совершенствование последней, оптимизацию своего социального окружения. Обычно в рамках когнитивного подхода выделяются несколько важнейших моментов, составляющих его главную особенность:
1. Люди могут быть лучше всего поняты, когда они ищут или стремятся к определенной цели, преодолевая препятствия в личной и общественной жизни.
2. Люди создают свои собственные модели действительности в соответствии с тем, что они узнали, поняли.
3. Человек приобретает уверенность в жизни посредством адаптации к социальным реальностям, в процессе которой они изменяют эти реальности, изменяясь сами.
4. На процесс адаптации человека и среды воздействует воспринимающее Я – наше представление о себе, а также способ его воздействия на характер восприятия и др.
Среди систематизированных понятий, определяющих сущность технологии социальной работы, можно выделить комплекс знаний (говорят еще базу знаний).
В исследованиях по проблемам знаний в социальной работе выделены следующие области образовательного пространства:
– поведение клиента;
– социальное своеобразие клиента и поведенческие проблемы;
– социальное развитие жизни клиента;
– взаимодействие между клиентом и специалистом;
– организационное развитие социальной работы;
– эффективная и неэффективная социальная работа.
Необходимые достаточные знания в соответствии с квалификационными требованиями определяет Образовательный стандарт высшего образования по специальности 1-86 01 01 Социальная работа (по направлениям).
Структурная (системная) модель технологии социальной работы. В рамках такого рода представлений сформировалась широко распространенная точка зрения о том, что людям могут помочь три типа систем:
во-первых, неформальные или естественные системы (семья, группа друзей, объединение по интересам и др.);
во-вторых, речь идет о формальных системах, таких как общинные группы, профсоюзы, общественно-политические организации и т.п.;
в-третьих, это системы, существующие в обществе в виде учреждений, ведомств, функционально ориентированных организаций (больницы, библиотеки, школы и др.)
В данном контексте задачи специалиста по социальной работе можно разделить на две группы: с одной стороны, они связаны с оптимизацией деятельности учреждений, организаций и ведомств, способных оказать помощь людям в решении их проблем; с другой – связаны с содействием нуждающимся в использовании ими учреждений социальной защиты для удовлетворения своих потребностей, с активизацией самозащитных потенциалов человека.
Сегодня традиционно различают две формы использования теории систем в социальной работе:
а) использование положений общей теории систем;
б) разработка и использование экологической теории систем, в частности ее узловым понятием – категорией «модели жизни». Модель жизни рассматривает людей как системно организованных субъектов жизнедеятельности, которые постоянно приспосабливаются в их взаимодействии к многообразию условий бытия. Она исходит из того, что там, где человек может развиваться через изменение, где его в этом поддерживает среда, окружение, существует взаимная адаптация.
В структурной социальной работе данное положение наиболее масштабно проявляется в организации работы системы социального обеспечения и поддержки населения. Такая помощь бывает либо личная, либо общественная. Личная использует преимущественно психологические возможности специалистов и клиентов. Общественная (социальная) помощь использует воспитание и обратную связь, эффект воздействия специальных учреждений.
Исходя из структурной модели технологии социальной работы процесс помощи состоит из серии последовательных процедур:
1 фаза – начальная стадия. Осуществляется диагностика проблемы, установление первичных контрактов, сбор информации, совместное убеждение понимания проблемы, формулирование соглашения о намерениях и т.д.).
2 фаза – оценка. Это способ осознания проблемы, причин ее возникновения и способов сведения к минимуму или ее разрешения.
3 фаза – планирование. Включает целеполагание, разработку содержания интеракций, необходимый для решения проблемы их объем, методы работы, временные параметры, необходимые для решения проблемы, последовательность взаимодействия между субъектами и объектами.
4 фаза – интервенция. Непосредственные действия помогающей системы, направленные на достижение поставленных целей и задач.
5 фаза – оценка технологического процесса. Принимается взаимное решение, цели и задачи достигнуты либо не достигнуты, продолжать либо прекращать взаимодействие.
6 фаза – завершение процесса. Подводятся итоги в соответствии с принятым контрактом.
Функциональная модель технологии социальной работы. Технологии социальной работы выполняют определенные функции в общественном взаимодействии. Существуют четыре системных процесса, которые позволяют субъекту выжить в обществе: адаптация, интеграция, поддержка, достижение целей.
В функциональном процессе технология социальной работы представляет собой определенный вид социальной активности помогающих формальных и неформальных институтов.
Исходя из характеристики четырех обозначенных выше системных процессов, можно назвать функции, которые выполняют технологии социальной работы:
– адаптивная функция,
– интегративная функция,
– поддерживающая функция,
– функция достижения целей.
Ресурсная модель технологии социальной работы. Ресурсы – источник и арсенал средств и возможностей, к которым можно обращаться для выполнения какой-либо задачи (Сипорин М.).
В целостном технологическом процессе выделяют следующие ресурсы, которые используются в практике социальной работы.
Программные ресурсы – ресурсы государства в области социального обеспечения, социального страхования, пенсионного обеспечения и обеспечения других социальных проблем, которые реализует государство, исходя из своих конституционных обязательств и экономических возможностей.
Институциональные ресурсы – ресурсы служб, оказывающих услуги или помощь клиентам в реализации их различных потребностей (социально обслуживание, здравоохранение, образование и др. сферы).
Материальные ресурсы – выражаются в материальной помощи (соответствии с законодательством Республики Беларусь). Законодательство предусматривает также такие ресурсы как специальные транспортные средства для инвалидов, технические средства реабилитации. Это неотъемлемая часть ресурсной базы технологий социальной работы, поскольку способствует ослаблению социального напряжения в обществе.
Социальные ресурсы – ресурсы индивидов, групп, общественных организаций. К ним относятся: – семья, группы взаимопомощи, благотворительные некоммерческие организации, церковь.
Индивидуальные ресурсы – ресурсы клиента социального обслуживания, которые необходимо активизировать в целях решения тех или иных социальных проблем.
Индивид, семья, организация соответственно будут иметь разные формы ресурсов. Их спектр – от понимания и изменения своего поведения до переструктурирования отношений и функциональных систем.
Вопросы для самоконтроля
1. Какова структура технологического процесса?
2. Перечислите компоненты технологического процесса. В чем их сущность?
3. Каково содержание технологического процесса?
4. В чем заключается сущность основных процедурных этапов технологического процесса?
5. Что такое социальная проблема?
6. Какие бывают социальные проблемы?
7. Что такое социальное противоречие?
8. Что представляет собой личностная проблема?
9. Каких принципов необходимо придерживаться при решении личностных проблем?
10. Что представляет собой замкнутый цикл технологического процесса?
11. Каковы пути совершенствования технологического процесса социальной работы?
12. Каковы особенности когнитивной, структурной, функциональной, ресурсной моделей технологий социальной работы?
Тема 3. Методы в социальной работе и их классификация |
1. Система методов социальной работы как специфический инструментарий научно-практического знания и действия.
2. Различные подходы к классификации методов социальной работы.
3. Характеристика отдельных групп методов социальной работы.
4. Условия выбора методов социальной работы.
Вопросы для самоконтроля
Основные задачи социальной работы на современном этапе развития общества:
– дальнейшее развитие и совершенствование имеющихся форм, методов, способов и приемов деятельности, которые используются специалистами для решения социальных проблем клиентов,
– стимулирование активизации их сил для изменения неблагоприятной жизненной ситуации.
Субъекты социальной работы рассматривают социальные проблемы клиентов как способ стимулирования развития их сил, конструктивной деятельности в социуме с целью изменения неблагоприятной жизненной ситуации. В связи с этим совокупность приемов и методов деятельности субъектов социальной работы должны способствовать достижению понимания клиентом зависимости и взаимообусловленности личных и общественных проблем, активизации его участия в солидарных действиях по разрешению возникающих проблем, конфликтных ситуаций.
В теории социальной работы отсутствует единая классификация методов. Многие методы, используемые в социальной работе, являются междисциплинарными. В практической социальной работе также существует многообразие методов.
Методы социальной работы во многом обусловливаются спецификой объекта, на которую направлена деятельность специалиста по социальной работе, а также его специализацией, структурой социальных и других служб.
Существуют, как известно, разные основания для классификации методов:
– сбор информации, ее обработка;
– эмпирические исследования;
– теоретическое моделирование.
С другой стороны, существуют методы, которые используются для решения социальных проблем клиентов, стимулирования развития их собственных сил и деятельности в целях изменения неблагоприятной жизненной ситуации. И те и другие методы чрезвычайно важны для теории и практики социальной работы.
Методы профессиональной социальной работы многообразны. Они классифицируются:
• по направлениям и формам социальной работы: организационные, социологические, социально-психологические, социально-педагогические, социально-медицинские, социально-экономические, социально-экологические и др.,
• по объектам социальной работы: индивидуальные, групповые, общинные. Однако сегодня все более популярной становится и другая классификация методов социальной работы по объектам социальной работы
– индивидуальная работа: социальный работник – клиент;
– работа с группой: в группе семей и через семью;
– работа в общине: в микросоциальной среде;
• по субъектам социальной работы: применяемые отдельным специалистом, коллективом социальной службы, органом управления социальной работы.
В процессе деятельности социальных служб выделилась еще одна классификация методов социальной работы, которая в настоящее время используется все чаще:
• организационно-распорядительные,
• психологические • педагогические | некоторые авторы эти две группы объединяют в одну: психолого-педагогические методы |
• социально-экономические методы.
Организационно-распорядительные методы в социальной работе лежат в основе управленческого воздействия организационной структуры социальных служб.
Организационные методы – это приемы и способы деятельности, используемые для решения организационных задач в области социальной работы Они опираются на регламентирующие, нормативно-правовые акты.
Организационные методы закрепляют права и полномочия, обязанности, ответственность различных звеньев в органах управления социальными службами за конечный результат.
Распорядительные методы позволяют осуществлять оперативное вмешательство, уточнение и решение эпизодических задач.
Основные методы данной группы:
• регламентирование – способ организационного воздействия, заключающийся в разработке и введении в действие организационных положений, обязанностей для исполнения в органах управления социальных служб (приказы, типовые положения, должностные инструкции);
• нормирование – установление нормативов с границами по верхнему и нижнему пределу, которые служат ориентировкой в деятельности специалиста по социальной работе (нормативы численности обслуживаемых клиентов, нормативы времени обслуживания и т.д.);
• инструктирование – наиболее мягкий способ организационного воздействия, суть которого в разъяснении задач, возможностей, трудностей и последствий неправильных действий клиента, предостережение его от возможных ошибок (консультирование, информирование).
Некоторые авторы организационно-распорядительные методы подразделяются на:
– организационно-распорядительные;
– организационно-координационные;
– организационно-инструктивные;
– организационно-технические и др.
Психологические методы в социальной работе, как и педагогические, связаны с косвенным воздействием и влиянием на клиента через механизм социально-психологической и педагогической регуляции его социального самочувствия и поведения.
Социально-психологические методы – это комплекс методов (способов, приемов взаимодействия с объектами социальной работы), условно разделяемых на несколько групп:
1. Методы психологического исследования:
– наблюдение (постоянно используется в практике социальной работы),
– эксперимент (лабораторный, естественный, формирующий).
2. Диагностические методы – выявление и изменение индивидуально-психологических особенностей личности. Особенное распространение получило тестирование, использующее стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений и применяющиеся для стандартизированного изучения индивидуальных особенностей.
3. Психогенетические методы.
4. Лонгитюдные методы.
5. Методы исследования жизненного пути (биографические метод).
6. Метод психологической помощи. Включают в себя:
– методы психологической коррекции (психотерапевтические методы) и реабилитации;
– методы психогигиены и психопрофилактики.
7. Полифункциональные методы. К ним условно можно отнести:
– беседы (интервью) – анализ продуктов деятельности | постоянно используются в практике социальной работы |
– моделирование.
Педагогические методы в социальной работе как уже отмечалось, связаны с косвенным воздействием и влиянием на клиента через механизм социально-психологической и педагогической регуляции его социального самочувствия и поведения.
Педагогические методы направлены на оказание социальной помощи человеку как отдельно взятому индивиду и как члену социума, в котором происходит процесс социализации и социальной ориентированности.
Выделяют три основные группы этих методов:
– методы формирования сознания личности (понятий, суждений, убеждений, оценок);
– методы организации познавательной, практической деятельности и поведения (поручения, задания, упражнения, создание специальных воспитывающих ситуаций);
– методы стимулирования деятельности и поведения индивида (оценка, поощрение, порицание и др.);
– методы контроля и самоконтроля (самоанализ, самоубеждение и т.д.).
Но главным методом в этой группе является убеждение в различной форме (разъяснение, совет, аргументация, рекомендации, положительный пример).
Главная особенность этих методов состоит в том, что они применяются, как правило, в определенных сочетаниях и направлены на развитие личности, ее социализацию, одновременно влияя на ее сознание, деятельность и поведение.
Социально-экономические методы социальной работы – совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляются действия, учитывающие социальные интересы и потребности людей, определяются пути их удовлетворения.
К социально-экономическим методам социальной работы относятся все способы, с помощью которых специалисты по социальной работе оказывают воздействие на материальные, моральные, национальные, семейные и другие социальные интересы и потребности клиента.
Их цель – формирование оптимальных социальных нормативов, создание эффективной системы социальной защиты населения, повышение социальной мобильности, результативности работы государственной социальной службы.
К данной группе методов относятся:
– натуральная и денежная помощь,
– установление льгот, единовременных пособий,
– патронаж
– бытовое обслуживание,
– моральное поощрение (санкции) и т.п.
Необходимо отметить, что методы, представленные в данной классификации, ориентированы на создание условий для решения задач социальной работы в процессе ее организации. Позиция клиента при таком подходе – пассивная: клиент испытывает воздействие на себя со стороны системы социальной работы. А наша задача заключается в том, чтобы помочь клиенту самому стать активным участником выхода из создавшейся трудной жизненной ситуации. Следовательно, необходимо соблюдать определенные условия выбора методов работы с клиентом.
В практике социальной работы немалое внимание уделяется методам, классифицированным по ее объектам.
Методы индивидуальной работы используются в системе «специалист по социальной работе – клиент». Данные методы представляют собой непосредственную помощь субъекту путем личного взаимодействия в процессе его адаптации к новым условиям жизни. Эти методы предусматривают не только планирование помощи, но и проведение необходимых процедур для выявления оптимального взаимодействия (консультирование, социальная терапия, психосоциальная реабилитация). Данные методы особенно оправданы в определении будущего, в адаптации к реальности, преодолении стрессов, приобретении коммуникативных умений, в самопознании и самопринятии.
В процессе работы специалист должен:
– установить первичную связь и определить потребности клиента в социальных услугах;
– изучить и уяснить проблему;
– мотивировать необходимость социальной помощи;
– определить сущность проблемы;
– определить и исследовать предполагаемое решение;
– выбрать стратегическое направление;
– реализовать решения проблемы и др.
Методы социальной работы с группой предполагает работу как в целом с группой клиентов (семьей), так и в группе – с каждым из ее членов отдельно. В данном случае изучаются различные области деятельности клиентов, что способствует более эффективному разрешению возникших проблем и трудностей.
Цель методов групповой работы – оказание помощи клиенту через передачу группового опыта для развития его физических и духовных сил, формирование социального поведения.
Реализация методов групповой социальной работы зависит от целей и задач группы. В практике социальной работы выделяют различные группы (группы восстановления умений, образовательные группы, группы самопомощи и др.).
Групповая работа может проводиться и с объединенными группами (семьями), имеющими схожие проблемы или однородные задачи.
К групповым методам могут быть отнесены:
– совместная работа над определенными проблемами и задачами,
– диагностические и коррекционно-групповые процедуры;
– методы социально-психологического исследования, заимствованные из социологии: анкетирование, социометрия, референтометрия, коммуникометрия.
Особую группу составляют методы, предполагающие не только исследование, диагностику или моделирование социально-психологических явлений, но и их оптимизацию, улучшение, развитие: групповая дискуссия, деловая игра, социально-психологический тренинг.
Групповая работа уместна в том случае, если имеется круг людей, объединенных на добровольной основе, имеющих сложные проблемы и задачи, которые касаются:
жизненной позиции;
идеологических устоев;
культуры и образования;
состояния здоровья;
возраста;
пола;
социального положения;
целевой направленности;
трудовых навыков;
культурно-досуговых интересов;
индивидуально-психологических характеристик.
Групповая социальная работа ориентируется на социальную задачу и жизненную ситуацию и предполагает расширение пространства индивидуума (малой группы или семьи), его умение решать личные проблемы с помощью группы.
Опора на цели (посредничество, обмен, самосознание, доступность, реалистичность, адресность и восприимчивость) и этапы (целенаправленность, процесс, коммуникация, осознанная необходимость) предполагается как при индивидуальных методах, так и при групповой работе.