Тема 7. Педагогическая деятельность как диалог культуры ребенка и педагога, ребенок как объект научного исследования и субъект воспитания

Феномен дошкольного детства. Понятие субкультуры ребенка-дошкольника. Ребенок и социум.

Ребенок-дошкольник, как личность, находящаяся в стадии становления, созревания и развития. Неповторимость особенностей физического, социального, психического развития, своеобразие способов познания и деятельности дошкольника, (социальная ситуация развития, смена ведущих видов деятельности, уровень психического развития, кризисы как переходы между возрастными периодами, потребность в общении с взрослым и сверстниками, сопричастность к миру взрослых).

Субъектность ребенка как социально-целостное качество личности, формируемое в процессе педагогического взаимодействия.

Субкультура детства как автономная часть общечеловеческой культуры, способ освоения новых сторон действительности. Детская субкультура как особая система представлений о мире. Феномены детской субкультуры (игра, вопросы, словотворчество, детский фольклор и др.).

Литература основная:

1. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. – М.: Творческий центр Сфера, 2008. – 208 с.

2. Кудрявцев В. Ребенок в контексте культур //Обруч. – 2008.-№ 5.-С.7-12.

3. Норгород Н.М., Кюлленен Р.А. Воспитание будущих граждан в детском образовательном учреждении //Детский сад от А до Я. – 2011 № 6. – С.56-59.

4. Трифонова Е. Становление дошкольника как субъекта деятельности в условиях ДОУ // Детский сад от А до Я. – 2011. - № 2.- С. 4-17.

5. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (2009) // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 4.- С.3-9.

Литература дополнительная:

1. Гилева А.В. Становление субъектности старших дошкольников в учебной деятельности // Детский сад от А до Я. – 2011. - № 2.- С. 77-80.

2. Оболенская С.Ю. Игровые формы проведения занятий дошкольников в образовательной области «Познание» // Начальная школа плюс До и После. – 2011. №9. С. 54-58.

3. Солнцева О.В. Развитие субъективной позиции детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх // Детский сад от А до Я. – 2011. - № 2.- С. 18-23.

4. Хвастунова Т.А. Организация предметно-развивающей среды в соответствии с современными требованиями // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2009.- № 2.- С.19-22.

Тема 8. Цель, задачи и содержание работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность дошкольных учреждений (Федеральный закон «Об образовании в РФ», Типовое положение о ДОО РФ, Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (2009), Устав ДОО и др.).

Основные задачи и функции дошкольного образовательного учреждения, реализация которых обеспечивает полноценное развитие ребёнка: охрана жизни и здоровья детей, физическое и психическое и психическое развитие, полноценное обучение и пр.

Современные виды дошкольных образовательных учреждений, характеристика направленности их работы.

Группа детей дошкольного возраста как основная структурная единица дошкольного образовательного учреждения. Характеристика направленности групп (общеразвивающая, компенсирующая, оздоровительная, комбинированная).

Задачи и содержание работы с детьми раннего возраста. Особенности и требования к организации работы по воспитанию и развитию детей раннего возраста.

Задачи и содержание работы с детьми дошкольного возраста. Целостность и гармоничность физического, социально-нравственного, умственного и художественно-эстетического воспитания ребенка.

Литература основная:

1. Абашина В.В. Взаимодействие ДОУ с социумом // Детский сад от А до Я. – 2008. № 5.- С.11-14.

2. Езопова С.А. Анализ системы дошкольного образования в современной России // Дошкольная педагогика. – 2008. – № 1.- С.5-11.

3. Кузьмичева Е.И. О проблемах дошкольного образования // Управление ДОУ.- 2009.- № 2. –С. 15-19.

4. Типовое положение о ДОУ РФ // Дошкольное воспитание. – 2008. - № 11.- С.3-5.

5. Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: пособие дл педагогов / авт. О.В. Акулова, А.Г. Гогоберидзе, Т.И. Гризик и др.: науч. рук. А.Г. Асмолов. – М.: Академия, 2012. – 205 с.

6. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (2009) // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 4.- С.3-9.

Литература дополнительная:

1. Белякова Н.В., Нестерова Н.В. Формирование культуры здоровья в условиях перехода на ФГТ к дошкольному образованию и ФГОС начального образования. – 2011. - № 11. – С. 12-15.

2. Залялова А. Интегрированная подготовка многопрофильного специалиста в условиях стандартизации дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2012. - № 6.- С.31-34.

3. Норгород Н.М., Кюлленен Р.А. Воспитание будущих граждан в детском образовательном учреждении //Детский сад от А до Я. – 2011 № 6. – С.56-59.

Наши рекомендации