Структура и особенности психологической готовности к родительству.
По мнению Р.В. Овчаровой психологический феномен готовности супругов стать родителями включает в себя следующие компоненты:
1. Мотивационно-ценностный компонент. Особенности семейных ценностей состоят в том, что они представляют сплав эмоций, чувств, убеждений и поведенческих проявлений; они являются основополагающими для остальных компонентов готовности стать родителями и реализуются в направленности личности родителя и направленности его поведения.
2. Когнитивный компонент — родительские установки, ожидания. Включают в себя три уровня презентации:
• репродуктивные установки,
• установки и ожидания в детско-родительских отношениях,
• установки и ожидания в отношении образа собственного ребёнка.
По мнению Э. Мэш родительские установки зависят от тех традиций, ценностей, норм и ожиданий, которые свойственны социальной, культурной, национальной и религиозной среде, к которой принадлежит та или иная семья.
Именно все эти факторы во многом определяют особенности родительского поведения.
3. Эмоциональный компонент— родительские чувства (это значимая группа чувств, занимающих особое место в жизни человека, они противоречивы, реализуются в родительском отношении и родительских позициях).
4. Деятельностный компонент включает в себя родительское отношение, родительские позиции, родительскую ответственность и стиль воспитания.
Родительское отношение - это относительно устойчивое явление, включающее в себя альтернативные элементы эмоционально - ценностного отношения и способного изменяться в определённых пределах. Родительское отношение реализуется в поддержании контакта с ребёнком, формах контроля, воспитании взаимоотношениями.
Следует обратить внимание, что по утверждению А. Я. Варга тип родительского отношения и соотношение его структурных компонентов определяется не только индивидуальными особенностями родителей, но и возрастом ребенка.
Родительские позиции (представляют собой реальную направленность взаимодействия с ребёнком, в основе которой лежит сознательная и бессознательная оценка ребёнка. Они реализуются в подвижных коммуникативных позициях). Родительскую ответственность (это ответственность перед социумом и своей совестью; она возникает в контроле своего поведения и семейной ситуации; характеризуется занимаемой ролью в семейном воспитании).
Стиль семейного воспитания (является выразителем взаимодействия перечисленных выше компонентов, его проявления наиболее очевидны. Стиль семейного воспитания намного обширнее, чем другие компоненты родительства). Связь этих компонентов между собой являются критериями для оценки уровня психологической готовности родителей к воспитанию ребенка.
Психологическая готовность к родительству — это внутренняя позиция личности, компонентом которой является целостная система отношений будущего отца и матери к появлению ребёнка в семье. Уровень психологической готовности к воспитанию ребенка определяется степенью сформированности компонентов системы отношений будущих родителей.
С точки зрения С.Ю. Мещеряковой психологическая готовность к родительству рассматривается как специфическое личностное образование, стержневой образующей которого является субъект-субъектная ориентация в отношении к ребенку (еще не родившемуся или не принятому в семью из государственных учреждений). Она формируется под влиянием неразделимых биологических и социальных факторов, и, с одной стороны, имеет инстинктивную основу, а с другой — выступает как особое личностное образование.
Таким образом, анализируя понятие психологической готовности к родительству можно сделать вывод что, психологическая готовность к родительству не является прижизненной психологической данностью будущих родителей, это длительный процесс осознания, мотивации, индивидуальный путь становления каждого из родителей. Центральным механизмом в процессе формирования психологической готовности к родительству является становление устойчивой позиции будущих родителей к созданию полноценной семьи, наделение субъективного содержания родительства новым смыслом.