Методика социометрических измерений Дж.Морено
Название методики: метод социометрических измерений Дж. Морено.
Автор: Дж. Морено (американский психиатр и социальный психолог).
Литературный источник: “рабочая книга практического психолога” под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Л.Г. Лаптева,- М.: издательство института психотерапии, 2002 год.- 640с.
Цель: социометрия широко применяется для изучения проблем авторитета дилерства; социально-психологической совместимости микрогрупп (в том числе и динамики их развития)
Стимульный материал: социометрическая карточка (в социометрической карточке или социометрической анкете каждый член группы должен указать своё отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи , проведения досуга, в игре и т. д.). Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе).
Инструкция:…я сейчас тебе буду задавать вопросы, а ты постарайся искренне на них отвечать…
Процедура исследования: Социометрическая процедура может иметь целью:
А) Измерение степени сплоченности-разобщенности в группе.
Б) Выявление «социометрический позиций», то есть соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказывается «лидер» группы и «отвергнутый».
В) Обнаружение подгрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.
Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в следующем. После постановки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требования экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых или проявляются у некоторых людей в виде нежелания участвовать в опросе. Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальною карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими. На примере симпатии-антипатии, доверии или недоверии и т.д.
При этом социометрическая процедура может проводиться в двух формах. Первый вариант – непараметрическая процедура. В данном случае испытуемому предлагается ответить на вопросы социометрической карточки без ограничения числа выборов испытуемого. Если в группе насчитывается, скажем, 12 человек, (в нашем случае 26)
то в указанном случае каждый из опрашиваемых может выбрать 11 человек (кроме самого себя). Таким образом, теоретически возможное число сделанных каждым членом группы выборов по направлению к другим членам группы в указанном примере будет равно (N – 1), где N – Число членов группы. Точно также и теоретически возможное число полученных субъектом выборов в группе будет равно (N – 1)
Указанная величина (N – 1) полученных выборов является основной количественной константой социометрических измерений. При непараметрической процедуре эта теоретическая константа является одинаковой как для индивидуума, делающего выборы, так и для любого индивидуума, ставшего объектом выбора. Достоинством данного варианта процедуры является то, что она позволяет выявить так называемую эмоциональную экспансивность каждого члена группы, сделать срез многообразия межличностных связей в групповой структуре. Однако при увеличении размеров группы до 12-16 человек этих связей становится так много, что без применения вычислительной техники проанализировать их становится весьма трудно.
Другим недостатком непараметрической процедуры является большая вероятность получения случайного выбора. Некоторые испытуемые, руководствуясь личным мотивом, нередко пишут в опросниках: «выбираю всех». Ясно, что такой ответ может иметь только два объяснения: либо у испытуемого действительно сложилась такая обобщенная аморфная и недифференцированная система отношений с окружающими (что маловероятно), либо испытуемый заведомо дает ложный ответ, прикрываясь формальной лояльностью к окружающим и экспериментатору (что наиболее вероятно).
Проведение социометрического исследования включает в себя несколько этапов.
1 этап. Определение целей исследования.
Социометрия широко применяется для изучения проблем авторитета и лидерства; социально-психологической совместимости; микрогрупп (в том числе и динамики их развития).
2 этап. Определение вопросов.
Вопросы определяются социометрическими критериями, которые бывают:
Формальные (направленные на изучение взаимоотношений учащихся в ведущем виде деятельности). Например: «С кем из вашего коллектива вы хотели бы выполнять какое либо задание?»
Неформальные (направлены на изучение взаимоотношений в сфере не связанной с учёбой). Например: «С кем бы вы хотели отметить свой день рождения?» Кроме того, вопросы могут быть сформулированы как в положительной, так и в отрицательной форме: положительные («С кем бы вы хотели?..»); отрицательные («Кого бы вы не рекомендовали?»).
3 этап. Определение величины ограничения возможных выборов.
1. Если требуется получить полную картину взаимоотношений, разрешается делать неограниченное число выборов (непараметрический метод). Положительные черты: полный срез взаимоотношений; выявляет экспансивность каждого человека; можно выявить эмоциональную составляющую всего коллектива. Недостатки непараметрического метода: громоздок при большом количестве людей; велика вероятность случайного выбора.
2. Социометрический опрос с ограничением числа выборов (параметрический метод) более надежен, так как выше осмыслённость выбора.
4 этап. Разработка социометрической карточки.
5 этап. Опрос.
Проводится в условиях, обеспечивающих положительное отношение к самой процедуре и к проводящему её, например, в комнате отдыха или в специально оборудованном помещении в отсутствии вышестоящих начальников и посторонних лиц.
6 этап. Обработка результатов.
После сбора карточек группа распускается, и обработка проводится в их отсутствие.
Обработка и интерпретация данных: Прежде всего, составляется сводная таблица (на каждый вопрос своя!). (в приложении к отчёту имеется пример сводной таблицы).
Далее на основе полученных таблиц вычисляется социометрический статус каждого ученика:
n + -
∑ (Ri – Ri)
i=1
Ci = -----------------
N – 1
Где:
Ci – социометрический статус i - члена
Ri - полученные i – членом выборы (+. -)
N – число членов в нруппе
Тест Ли́ри, Диагно́стика межли́чностных отноше́ний (ДМО), Интерперсональная диагностика личности (англ. The Interpersonal Diagnosis of Personality) — психодиагностическая методика, созданная Тимоти Лири, Г. Лефоржем и Р. Сазеком в 1954 году, и в 1957 году опубликованная в монографии Тимоти Лири под названием «The Interpersonal Diagnosis of Personality».
В России известна психодиагностическая методика под названием «Диагностика межличностных отношений» (ДМО), которая представляет собой адаптированный и модифицированный вариант оригинальной методики. Автор модификации — Людмила Николаевна Собчик.
Методика достаточно популярна, как за рубежом так и среди отечественных психологов.
Методика предназначена для диагностики представления личности о своём реальном и идеальном «Я». Также тест активно используется для диагностики взаимоотношений в малых группах, например, в семейном консультировании. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.
Содержание методики
Для представления основных социальных ориентаций Тимоти Лири разработал условную схему — в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге, по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение и дружелюбие-враждебность. В свою очередь, эти секторы разделены на восемь — соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания, круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей.
Схема Тимоти Лири основана на предположении, что чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.
Опросник состоит из 128 оценочных суждений, которые при обработке объединяются в 8 октантов (по 16 пунктов в каждом). Испытуемому предлагается оценить, соответствуют ли данные суждения оцениваемому объекту (реальное Я испытуемого, его идеальное Я, или личность другого человека).
При обработке результатов подсчитываются индексы дружелюбия и индексы доминирования, а также преобладающий тип отношения к окружащим.
Лири выделял следующие типы отношения к окружающим (типы интерперсонального поведения) (в скобках указаны названия в модификации Л. Н. Собчик):
1. Авторитарный (властный-лидирующий)
2. Эгоистичный (независимый-доминирующий)
3. Агрессивный (прямолинейный-агрессивный)
4. Подозрительный (недоверчивый-скептический)
5. Подчиняемый (покорно-застенчивый)
6. Зависимый (зависимый-послушный)
7. Дружелюбный (сотрудничающий-конвенциальный)
8. Альтруистический (ответственно-великодушный)
Методика «Кинетический рисунок семьи» (КРС)
Р. Бэнса, С. Кауфмана
Цель – выявить особенности восприятия ребенком семейной ситуации, своего места в семье, а также его отношений к членам семьи. Тест КРС состоит из 2 частей: рисование своей семьи и беседы после рисования. Для выполнения теста ребенку дается стандартный лист бумаги для рисования, карандаш (твердость 2М) и ластик.
Инструкция: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы каждый занимался каким-нибудь делом».
На все уточняющие вопросы следует отвечать без каких-либо указаний. Во время рисования следует записывать все спонтанные высказывания ребенка, отмечать его мимику, жесты, а также фиксировать последовательность рисования. После того, как рисунок закончен, с ребенком проводится беседа по следующей схеме:
- кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи,
- где работают или учатся члены семьи;
- как в семье распределяются домашние обязанности,
- каковы взаимоотношения с остальными членами семьи.
В системе количественной оценки КРС учитываются формальные и содержательные аспекты рисунка. Формальными особенностями рисунка считается качество линии рисующего, положение объектов рисунка на бумаге, стирание рисунка или его отдельных частей, затушевывание отдельных частей рисунка. Содержательными характеристиками рисунка являются изображаемая деятельность членов семьи, представленных на рисунке, их взаимодействие и расположение, а также отношение вещей и людей на рисунке.