Стресс: понятие, психодиагностические признаки, динамика его развития, влияние стресса на поведение и деятельность человека
Длительно переживаемые эмоции тревоги, страха могут свидетельствовать о том, что субъект находится в состоянии психической напряженности или в состоянии стресса.
Стресс и его воздействие на сознание, деятельность современного человека — одна из актуальных проблем, которая в настоящее время привлекает внимание не только психологов, но и специалистов из других областей знаний.
В литературе понятия стресс (или эмоциональный стресс), психическая напряженность нередко употребляются как синонимы. Эти понятия характеризуют особенности психической деятельности, функционирования психики человека в сложных, экстремальных условиях[13]. Такими условиями деятельности могут быть как обстоятельства, связанные с совершением противоправных действий, так и сама процедура расследования, вызывающая состояние психической напряженности не только у обвиняемого, свидетеля, потерпевшего, но порой и у следователя, прокурора, адвоката, судьи.
В основе учения о стрессе лежит теория гомеостаза, т.е. относительного равновесия, постоянства внутренней среды организма в качестве важнейшего условия его жизнедеятельности. Это состояние подвижного равновесия поддерживается путем противодействия внешним (средовым) и внутренним факторам с последующей к ним адаптацией. Вот почему то, что теперь называют стрессом, ранее определялось основоположником учения о стрессе Г. Селье как общий адаптационный синдром[14].
Таким образом, стресс — это состояние психической напряженности, обусловленное адаптацией (приспособлением), перестройкой психики человека, его организма в целом к сложным, изменяющимся условиям его жизнедеятельности.
Как подчеркивал Г. Селье, эта неспецифическая потребность организма, психики субъекта перестроиться в новых для него условиях, осуществить свои «приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние» — и есть сущность стресса, выделяющая его среди других состояний напряжения[15].
Возникая, стресс первоначально до известных пределов мобилизует внутренние резервы психики, всего организма человека, его приспособительные возможности, волевую, познавательную активность и в силу этого является своеобразным стимулирующим фактором, положительно влияющим на эффективность его жизнедеятельности. За счет этого, особенно на первых порах, обычно улучшаются показатели выполнения субъектом не только простых, но и более сложных для него задач. Именно в этом проявляется мобилизующий эффект стресса.
Однако при длительном воздействии неблагоприятных факторов, по мере истощения защитных, адаптационных резервов организма стресс может привести к противоположному — отрицательному результату и оказать разрушительное, дезорганизующее влияние на психику, нередко приводящее к расстройству ее деятельности, поведения человека вплоть до их полного срыва. С этой точки зрения можно говорить о деструктивном воздействии стрессана психику, сознание, общее самочувствие человека, о тяжелой форме стресса — травматическом стрессе, приводящем к нарушениям адаптации и даже к психическим расстройствам личности болезненного характера, требующем вмешательства специалистов в области психиатрии. Вот почему острая реакция на тяжелый стресс включена в Международную классификацию болезней (см.: МКБ-10, F43).Сильный эмоциональный стресс обычно сопровождается эмоциями гнева (ярости), страха (ужаса), горя (страдания), тревоги, подавленности, депрессии, что внешне проявляется в мимике, жестах, речи, поведении человека.
Рис 5.3. Типичное внешнее выражение деструктивного воздействия стресса, приводящее к депрессии — одной из причин суицидов (из серии рис X. Бидструпа «Самоубийство»).
Важно отметить, что возникновение психической, эмоциональной напряженности (стресса) часто бывает связано с необходимостью решения человеком субъективно важных и сложных задач, в которых для него заключен глубоко личностный смысл. Этому в значительной мере способствуют актуальные для субъекта, сверхбыстрые изменения социальной среды, экстремальные условия деятельности: острый дефицит времени, сил и средств; неопределенность сложившейся ситуации, неполная информированность о происходящих событиях; остроконфликтный выбор решения, особенно при несовместимых побуждениях; избыточная мотивация социального происхождения; завышенная самооценка субъекта при отсутствии реальных возможностей для достижения поставленной цели.
Физическими стрессорами могут быть высокие температуры, высокий радиационный фон, различного вида промышленные интоксикация, шумы и т.п. Стресс может возникать под воздействием монотонии трудового процесса, длительной изоляции, одиночества, неудачного выбора профессии, межличностных конфликтов и т.п. Сильным стрессором может явиться реально воспринимаемая человеком угроза его жизни, здоровью, благополучию, а также аналогичная угроза его родным и близким, ощущение беззащитности, физической или психической беспомощности ввиду какого-либо нападения, экологической катастрофы и т.п.[16]1
Эмоциональный стресс бывает кратковременным, насыщенным яркими аффективно окрашенными импульсивными поведенческими реакциями (в подобных случаях происходит бурное расходование адаптационной энергии человеком), и длящимся, имеющим затяжной по времени характер. В последнем случае адаптационные резервы организма расходуются постепенно. Человек, его психика успевают мобилизовать свои ресурсы, «подстроиться» к уровню длительных экстремальных требований среды. Вот почему симптоматика длящегося стресса нередко напоминает начальные общие симптомы соматических, а подчас и серьезных психических расстройств[17].
Большое влияние на возникновение и развитие стресса оказывают психофизиологические особенности человека, имеющийся у него запас устойчивости и приспособляемости к воздействующим раздражителям, адаптационные резервы его психики, т.е в конечном итоге — порог его индивидуальной стрессоустойчивости, или, как еще говорят — уровень толерантности к стрессу.
Особый интерес в уголовно-правовом отношении «представляют факты, свидетельствующие о том, что в стрессовом состоянии у человека заметно затрудняется оценка силы угрожающего фактора, наблюдается тенденция к завышению этой оценки»[18]. Данную закономерность необходимо учитывать при расследовании преступлений, связанных с превышением пределов необходимой обороны, при оценке суицидных поступков, поведения потерпевших по делам о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности, когда есть основания полагать, что жертва могла находиться в психически беспомощном состоянии(ст. 131, 132 УК), либо преступление было совершено в отношении беззащитного или беспомощного лица (что рассматривается как обстоятельство, отягчающее наказание п. «з» ч. 1 ст. 63 УК)
Как пишет Л.П. Конышева, всесторонне исследовавшая психологоправовые аспекты беспомощности (или беззащитности, что почти одно и то же), «непонимание жертвой внутреннего содержания ситуации, оценка ею ситуации как безвыходной, выбор неэффективной тактики противодействия, отсутствие психологической возможности контролировать исполнительские звенья деятельности — составляют психологические критерии (интеллектуальный и волевой — Р В ) психически беспомощного состояния»[19] Аналогичной точки зрения придерживается и О.Д. Ситковская, которая пишет, что «понятия беспомощности и беззащитности очень близки и вытекают из психологического понятия неспособности к эффективной защите от посягательства путем целенаправленного осознанно-волевого поведения в конкретной ситуации»[20].
Таким образом, все эти составляющие психически беспомощного состояния образуют особый стиль поведения, своего рода модус реагирования, названный Л П Конышевой «способствующим (виктимным) поведением»жертвы, которая предоставляет преступнику возможность добиваться своей цели.
Как и при решении целого ряда уголовно-правовых вопросов, так и в гражданско-правовых спорах при обсуждении вопросов, например о признании недействительности заключенной сделки «гражданином хотя и дееспособным, но находившимся в момент ее совершения в таком состоянии, когда он не был способен понимать значения своих действий» (ч. 1 ст. 177 ГК), а также под влиянием заблуждения (ст. 178 ГК), может также возникнуть необходимость в психологических знаниях о стрессе, чтобы разобраться в причинах того, почему субъект согласился заключить на явно невыгодных для него условиях сделку, по существу лишившись способности прогнозировать неблагоприятные от этого последствия. Из-за этого в подобных случаях некоторые авторы такие соглашения называют «сделками с пороками воли»[21].
Появление сильного стресса у потерпевшего под воздействием противоправных действий, совершенных виновной стороной, может свидетельствовать о его психических (ст. 117 УК), нравственных страданиях,подтверждать факт нанесения ему морального вреда(ст. 151, 1101 ГК), что нередко необходимо устанавливать при рассмотрении различной категории дел.
Рис 5. 4. Динамика развития стресса.
В динамике стресса Г. Селье выделяет следующие три стадии (фазы) его развития (рис 5.4).
Стадия тревожности.Данная стадия характеризуется тем, что под воздействием психотравмирующих факторов у субъекта возникает состояние беспокойства, тревоги, начинают перестраиваться физиологические функции организма, что проявляется в изменении частоты дыхания, пульса, в повышении артериального давления и т.д. На определенное время вначале человек может испытывать состояние оглушенности, у него может несколько снижаться сопротивляемость организма, может происходить сужение поля сознания, нарушаться устойчивость внимания Однако затем постепенно начинается мобилизация его внутренних адаптационных резервов, защитных сил, раскрываются дополнительные возможности психики, активизируются его психические процессы (восприятие, память, мышление). За счет этого до известных пределов повышаются его поисковая, творческая активность, эффективность деятельности в целом.
Стадия сопротивления.Постепенно начальная стадия (фаза) стресса перерастает в его вторую стадию. Организм человека, его психика перестраиваются, приспосабливаются, адаптируются к новым усложненным условиям деятельности, активно расходуя свои внутренние ресурсы. При этом активизируются мыслительные процессы, его познавательная деятельность. С течением времени после относительной стабилизации в результате продолжающегося воздействия экстремальной ситуации наступает ослабление сопротивляемости организма, снижаются критичность мышления, работоспособность и начинается спад, переход к заключительной стадии.
Стадия истощения.Заключительная стадия характеризуется, по словам Г. Селье, истощением «адаптационной энергии», приводящей к дезорганизации деятельности, нервно-эмоциональному срыву и может даже закончиться смертельным исходом.
Признаками, свидетельствующими о переходе стресса в завершающую стадию развития, являются постепенное ослабление физической, волевой активности человека, ухудшение, провалы памяти, уменьшение объема внимания, сужение, ошибки восприятия; затруднения в осмыслении, понимании ситуации, замедление темпа мыслительной деятельности; нарушение процесса целеполагания, частичная утрата сложных интеллектуальных навыков, когнитивных, прогностических способностей, заторможенность при принятии решений и в то же время — неадекватные реакции на изменения ситуации, иногда парадоксально сочетающиеся с неоправданной обстоятельствами спешкой, суетливостью вплоть до полного срыва целенаправленной деятельности с утратой должного самоконтроля
В этот период субъект может испытывать беспричинное раздражение, беспокойство, усталость, страх. У него нарушается сон, теряется аппетит, появляются головные боли, возникают различного рода вегетативные реакции, функциональные психосоматические расстройства, неврозы и другие так называемые болезни стресса. При этом в поведении субъекта могут отмечаться такие психические явления, как повышенная обидчивость, вспыльчивость, импульсивные реакции, неадекватные представления об отрицательном к нему отношении окружающих, сниженный самоконтроль, «уход в себя», нарушение связей с реальными условиями вплоть до полной дезорганизации поведения.
Рис 5. 5. Могло быть и хуже? Не стоит ли после всего этого с учетом своих «психофизиологических качеств», сниженной сопротивляемости к стрессу (особенно в экстремальной обстановке) пользоваться только общественным транспортом?
(рис. X .Бидструпа).
Возникновение отрицательной, направленной на себя активизации мыслительных процессов может привести к резкому снижению надежности в системе «человек — машина», в которую включен субъект[22]. Подобный отрицательный эффект воздействия стресса в виде его крайнего разрушительного для интеллектуальной сферы варианта, обозначенного Г Селье как дистресс,может проявляться и в случаях, когда субъект оказывается не в состоянии предотвратить опасные последствия от своих действий при эксплуатации различного рода технических устройств, при необходимости соблюдения определенных правил техники безопасности и т п., на что необходимо обращать внимание при расследовании подобного рода правонарушений, совершенных в экстремальных условиях, когда налицо имеются признаки, свидетельствующие о несоответствии его психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам (см. ч. 2 ст. 28 УК) Суть данной проблемы состоит в том, что происходит «разрыв между требованиями, предъяэляемыми к оператору в условиях НТР, и психофизиологическими свойствами человека, которые могут оказаться недостаточными для адекватных действий в экстремальной ситуации... хотя для бытовой или обычной трудовой деятельности этих возможностей достаточно»[23].