Основные этапы развития малой группы. Механизмы развития малой группы
Психологические механизмы формирования малых групп существенно различаются в зависимости от того, о каком классе групп идет речь.
Образование формальных групп, как правило, происходит вне прямой связи с потребностями и желаниями людей объединиться в рамках именно данной конкретной группы. В этом случае более правильно говорить о механизмах вхождения или включения индивидов в формирующуюся или существующую группу. К числу таких механизмов относят, в первую очередь, привлекательность.
Неформальные группы, напротив, образуются преимущественно на основе потребностей индивидов в общении, участии, принадлежности и т.д. В их возникновении большую роль играют психологические механизмы эмоциональной привлекательности. А также механизмы взаимного влияния в процессе общения: подражание, внушение, эмпатия, идентификация.
Процесс развития малой группы понимается как закономерная смена этапов, различающихся по характеру доминирующих тенденций во внутригрупповых отношениях: дифференциации и интеграции.
А.С.Макаренко выделял стадии:
§ первичного синтеза
§ дифференциации
§ вторичного синтеза или интегрирования
В концепции Л.И.Уманского поэтапное развитие группы характеризуется как последовательная смена стадий, различающихся степенью психологической интегрированности в деловой и эмоциональных сферах. Признаками развития группы выступают:
§ направленность (содержание групповых целей, мотивов и ценностей)
§ организованность
§ подготовленность к выполнению совместной деятельности
§ интеллектуальная, эмоциональная и волевая коммуникативность
§ стрессоустойчивость.
Целостными характеристиками группы выступают также: референтность, лидерство, интрагрупповая и интергрупповая активность.
Развитие группы происходит в континиууме, высшую точку которого занимает коллектив (команда) – реальная контактная группа, отличающаяся интегративным единством направленности, организованности, подготовленности и психологической коммуникативности. Крайнюю низшую точку развития группы представляет группа-конгломерат, только что сформированная или собранная группа людей, у которых отсутствуют все эти параметры.
Уманский Л. выделяет такие этапы развития группы в коллектив:
1. номинальная группа (внешнее, формальное объединение индивидов вокруг поставленных социальных задач);
2. группа-ассоциация (начало межличностной интеграции в сфере эмоциональных отношений);
3. группа-кооперация (преобладание интегративных тенденций в сфере деловых отношений);
4. группа-автономия (внутреннее единство в сфере деловых и в сфере эмоциональных отношений);
5. группа-корпорация (изоляция группы и концентрация активности её членов на узкогрупповых целях);
6. коллектив (интеграция с другими группами на основе направленности на более широкие социально значимые цели).
В психологической теории коллектива, разработанной А.В.Петровским, развитие группы характеризуется по двум основным критериям:
§ степень опосредованности межличностных отношений содержанием совместной деятельности;
§ общественная значимость деятельности.
В западной социальной психологии существует ряд моделей развития групп. Для большинства из них характерно выделение трех основных этапов:
§ этап ориентировки в ситуации
§ этап конфликта
§ этап достижения согласия или равновесия.
Б.Такмен предложил модель развития малой группы, выделив две основные сферы групповой жизнедеятельности: деловой (связанной с решением групповой задачи) и межличностной (связанной с развитием групповой структуры).
В сфере деловой активности, по мнению Такмена, группа проходит следующие стадии развития:
1. ориентировка в задаче и поиск оптимального способа её решения;
2. эмоциональные реакции на требования задачи, противодействие членов группы требованиям, предъявляемым к ним в связи с решением задачи и противоречащим их собственным намерениям;
3. открытый обмен информацией с целью достижения более глубокого понимания намерений друг друга и поиска альтернатив
4. принятие решения и активные совместные действия по его реализации.
В сфере межличностной активности Б.Такмен выделяет стадии:
1. «проверка и зависимость» (ориентировка членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого поведения);
2. внутренний конфликт» (нарушение взаимодействия и отсутствие единства в группе);
3. «развитие групповой сплоченности» (преодоление разногласий и разрешение конфликтов);
4. «функционально-ролевая согласованность» (образование ролевой структуры группы, соответствующей содержанию групповой задачи).
Механизмы развития малой группы:
§ Разрешение внутригупповых противоречий: между растущими потенциальными возможностями и реально выполняемой деятельностью, между растущим стремлением индивидов к самореализации и усиливающейся тенденцией интеграции с группой, между поведением лидера группы и ожиданиями его последователей;
§ «Психологический обмен» - предоставление группой более высокого психологического статуса индивидам в ответ за более высокий их вклад в её жизнедеятельность;
§ «Идиосинкразический кредит» - предоставление группой высокостатусным её членам возможности отклоняться от групповых норм, вносить изменения в жизнедеятельность группы при условии, что они будут способствовать более полному достижению её целей.