Определите возраст детей, назовите основные признаки, по которым вы определили его
ОТВЕТ. В первом варианте приведена запись игры младшего дошкольника. Игровые действия Наташи простые, в них выражены действия людей.
Во втором варианте описана игра детей старшего дошкольного возраста. В игре участвуют 7 человек, каждый из которых выполняет действия, связанные с ролью.
011. Дети играли в “морское путешествие”. Петя был капитаном, Саша – боцманом, Наташа – врачом, четверо детей – матросами.
Капитан Петя вдруг объявил, что корабль потерпел крушение и нужны водолазы, чтобы заделать пробоину. Быть водолазами согласились матросы.
Но в это время пришел врач и позвал Петю к себе в кабинет. Петя предупредил, что скоро придет, и отдал распоряжение водолазам исправить пробоину. Вместо ушедшего Пети капитаном стал Саша, который принял командование. Игра продолжалась.
ОПРЕДЕЛИТЕ ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ В КАЖДОМ ИЗ ПРИВЕДЕННЫХ ПРИМЕРОВ, ПРИНИМАЯ ЗА ОСНОВУ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ИХ В ИГРЕ.
ОТВЕТ. Игровые действия сложные, отражающие взаимоотношения детей.
1) Младший дошкольный возраст. Люся играет одна, она не подчиняется правилам игры. В этом возрасте игры детей непродолжительны.
2) Средний дошкольный возраст (4 года). Мальчик играет один, игровые действия его разнообразны, в игре ребенок использует предметы-заместители, следовательно, развивается символическая функция сознания.
3) Дошкольники 3–4 лет. (Так называемая “игра рядом”.)
4) Дошкольники 4–5 лет. Кратковременное объединение играющих. Содержание игры связано с общей тематикой.
5) Дети старшего дошкольного возраста (5–7 лет). Длительное объединение играющих, много разнообразных ролей, новых сюжетов. В игре дети умело согласовывают свои и действия, используя новую ситуацию изменение ролевых функций.
012. В игре каждый ребенок учится вести себя сообразно общей ситуации игры и составу данной группы детей.
КАКИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ ЗАКЛАДЫВАЮТСЯ В ИГРЕ И ПОЛУЧАЮТ СВОЕ РАЗВИТИЕ?
КАК МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ УМЕНИЕ РЕБЕНКА ИГРАТЬ, НЕ ПОДАВЛЯЯ ЕГО ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ?
ОТВЕТ. В игре у ребенка формируется символическая функция сознания в связи с использованием им символов как заменителей предметов. В игре дошкольник познает свойства предметов, действия с ними и отношения между людьми.
Если в игре ребенку поручать только главные роли, то он не научится подчиняться. Принимая во внимание индивидуальные особенности ребенка, его умение играть, можно предложить такую второстепенную роль, в которой было бы достаточно игровых действий. Важно, чтобы роль предусматривала подчинение. Учитывая высокие возможности дошкольников, не следует намеренно занижать притязания ребенка.
013. При распределении ролей в присутствии сверстников наблюдается следующее: часть детей предлагает главную роль другому; часть детей заявляет свое право на главную роль.
ДАЙТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ ЭТОМУ НАБЛЮДЕНИЮ.
ОТВЕТ. Дети, предлагающие игровую роль другому, обычно заручаются обещанием, что тот, другой, в свою очередь, тоже выберет его на роль для игры. Возможно, у этих детей не слишком высокий уровень притязаний.
Свое право на главную роль обычно заявляют дети с очень высоким уровнем притязаний, который не всегда соответствует их возможностям.
Тема№12
«Кризис 7-ми лет»
001. Подготовка ребенка к школе включает в себя усвоение знаний в системе.
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ РОДИТЕЛЯМ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ ЗНАНИЙ У СВОИХ ДЕТЕЙ?
ОТВЕТ. Все знания об окружающем мире: природе, растениях, животном мире, человеке, технике, культуре и т.д. ребенок должен получать в системе. Для этого информация, получаемая ребенком, должна быть систематизирована. Выстроена цепочка понятий от общего к частному и наоборот. Например, о животных: область знаний – “зоология”. А затем: основные особенности животного, поведение, где живет, чем питается, тип животного, класс, отряд, семейство, род, вид и т.д.
Постепенно ребенка нужно приучать наблюдать за поведением домашних животных, например кошек, собак и т.д.
002. Сережа был довольно развитым мальчиком. Кмоменту поступления в школу он мог читать, знал много стихов. Несмотря на то что Сережа пошел в школу с большой радостью, с первых дней учебы он стал нарушать школьную дисциплину: вертелся на уроках, не слушал объяснений учителя.
Пока домашнее задание представляло для него какой-то интерес и новизну, он, хотя и недостаточно аккуратно, но выполнял его. Но как только Сережа стал обнаруживать трудности в обучении, преодоление которых требовало систематических занятий, волевых усилий, мальчик стал получать плохие отметки.
ЧТО ПОСЛУЖИЛО ПРИЧИНОЙ НЕУСПЕХОВ СЕРЕЖИ В ШКОЛЕ?
КАК ПОМОЧЬ МАЛЬЧИКУ ХОРОШО УЧИТЬСЯ?
ОТВЕТ. У Сережи не полностью сформирована психологичес кая готовность к обучению в школе, недостаточно развита воля, отсутствует стремление предвидеть, преодолевать трудности, умение организовать рабочее место и свою учебную деятельность. Родители должны поощрять включения Сережи в те или иные учебно-трудовые задания, где бы ему необходимо было преодолевать трудности. Важно развивать мотивационное поведение ребенка. С учительницей родителям Сережи необходимо поддерживать постоянную связь.
003. Коля 6 лет – неорганизованный мальчик. Он небрежно одет и вообще неряшлив. Неловок в движениях, медлителен, часто нарушает правила. Рисунки его грязные и небрежные. Внешне равнодушен к замечаниям воспитателя.
ПРЕДПОЛОЖИТЕ, КАКОЕ МЕСТО В КЛАССЕ ЗАЙМЕТ КОЛЯ, КАКОВЫ БУДУТ ЕГО УСПЕХИ И ПОЧЕМУ?
КАК МОЖНО ПОМОЧЬ КОЛЕ?
ОТВЕТ.Вероятно, в классе Коля будет иметь мало друзей. Вобщении детей важное значение имеет опрятность, внешний вид.
Неблагополучное положение в общении с другими детьми не позволит Коле достигнуть значительных успехов и в учебе.
Педагогу необходимо провести с Колей индивидуальную работу, обучая его культуре поведения и навыкам общения.