Научная организация производства и управления в России
В России и затем СССР одним из первых теоретиков науки об организации был Александр Александрович Богданов, автор фундаментального труда «Тектология. Всеобщая организационная наука».Идеи сформулированной им науки — тектологии: о значении и роли обратной связи, о моделировании процессов организации — предвосхитили идеи кибернетики.
Крупным теоретиком в области организации труда в первые годы советской власти был профессор Осип Аркадьевич Ерманский.
Ерманский большое внимание уделял методам изучения затрат рабочего времени и рационализации трудовых процессов, стандартизации организационных решений, механизации производства, организации массового производства и непрерывных потоков и др.
Научные идеи и воззрения А. К. Гастевареализовывались в работах ЦИТа (центральный институт труда). Первым программным документом института стали правила, сформулированные А. К. Гастевым в книге «Как надо работать».
К правилам были обширные комментарии, пояснения и дополнения. Сами правила были широко опубликованы в виде плакатов, листовок. Их можно было встретить на многих рабочих местах в цехах, в учреждениях. Актуальность приведенных правил не утрачена и в наши дни. Основными направлениями деятельности ЦИТа, после того как он окончательно сформировался, были:
· Общеметодологическая работа по научной организации труда и производства,
· Проектирование организации труда и производства на основе разрабатываемых методов проектирования
· .Психофизиологические исследования производственного поведения работников в так называемой трудовой клинике ЦИТ, в которой изучалась работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем человека, осуществлялся контроль его утомляемости, энергетических затрат, количества и качества выполняемой работы.
· Разработка и внедрение новых методов работы, рациональных инструментов, приспособлений, а также конструирование политехнического оборудования.
· Работа в армии по улучшению ее боевой и технической подготовки, в частности, работа по подготовке пилотов.
ЦИТ во главе с А. К. Гастевым впервые в мировой практике начал разработку методов проектирования организации труда при проектировании предприятий.
Лекции: особенности: 1. у нас были разработаны классификаторы функций, которые систематизировали различные виды деятельности 2. Россия (СССР) первое государство в котором были созданы функциональные подразделения на гос. уровне (Госплан) 3. 30-50гг. развитие функции планирования (пятилетки).
8. Классическая школа управления (административная): А.Файоль.
Представители классической (1920—1950) школы, а именно — А. Файоль, Л. Урвик, Дж. Муни, имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Их главной заботой была эффективность применительно к работе всей организации. Целью школыбыло создание универсальных принципов управления, следование которым несомненно приведет организацию к успеху.
Он всю жизнь проработал во французском горно-металлургическом синдикате сначала в должности инженера, а затем с 1886 по 1918 годы он был управляющим директором синдиката. Обобщая свои многолетние наблюдения, Файоль создал «теорию администрации». Файоль достиг известности благодаря своим идеям. Его первая статья, посвященная этой теории, вышла в 1900 г., а книга «Основные черты промышленной администрации - предвидение, организация, распорядительство, координирование, контроль» в 1916 г. Этот труд - основной вклад Файоля в науку об управлении рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций.
Вторая категория принципов касалась построения структуры организации и управления работниками.
Файоль сформулировал следующие 14 принципов управления применительно к деятельности высшего звена управления:
1.разделение труда.
2.полномочия и ответственность.
3.дисциплина. (справедливое применение санкций; )
4.единоначалие. (получение приказов) только от одного непосредственного начальника;
5.единство направления. Каждая группа,- один план – один руководитель
6.подчиненность личных интересов общим.
7.вознаграждение персонала.
8.централизация.
9.скалярная цепь(иерархия в руководстве)
10.порядок. (раб.места)
11.справедливость.
12.стабильность рабочего места для персонала.(борьба с текуч.кадров)
13.инициатива. Означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации;
14.корпоративный дух.
Считая предложенные им принципы универсальными, Файоль, тем не менее, указывал, что их применение должно носить гибкий характер и учитывать ситуацию, в которой осуществляется управление. Ом отмечал, что система принципов никогда не сможет быть завершена, Поэтому число принципов управления неограничено.
Многие принципы управления до сих пор имеют практическую ценность. Например, японская компания «Мицусита электрик».
Файоль выделяет пять функций менеджмента, представляющие собой самостоятельные направления, но в то же время связанные с другими направлениями процесса управления.
Функции менеджмента по Файолю:
Планирование, Организация, Мотивация, Контроль, Координация.
Итак, для А.Файоля, источником эффективности системы управления есть управленческие принципы, главным субъектом использования которых должна быть администрация.
9. Классическая школа научного управления: Л. Урвик, А. Слоун, Д. Муни, А. Рейли.
Муни и Рейли(руководителями компании «Дженерал Моторс».)принципы организации
Муни и Рейли утверждали, что существуют свойства организации, которые проявляются во всех без исключения группах людей, и что результативное управление возможно только за счет знания этих свойств. Свою главную задачу они видели в том, чтобы сформулировать принципы построения эффективной структуры, дополнив, таким образом, работу Файоля. В окончательной редакции 1947 г. перечисляется 4 таких принципа, следование которым так или иначе прослеживается в структуре всех эффективных и стабильных организаций, от католической церкви до Военно-морского флота США:
1.Принцип координации, требующий единства действий, направленных на достижение общей цели. 2.Принцип иерархии («скалярный принцип»),
3.Принцип функциональности, указывающий на важность специализации в выделении структурных подразделений и формальных ролей.
4.Принцип линейного и штабного персонала. Представители линейного персонала связаны друг с другом отношениями «руководитель-подчиненный», в то время как штабные служащие выполняют обязанности консультантов и советников.
Муни и Рейли рассматривали управление как искусство вдохновлять и направлять других людей, в то время как под организацией они понимали координацию исполнения поставленных перед служащими задач. Таким образом, основной задачей управления является создание эффективной организационной структуры.
Лютер Гьюлик (1892-1993), известный как изобретатель акронима POSDCORB, был директором Института государственного управления, профессором Колумбийского университета и одним из сотрудников администрации президента Рузвельта. Линдэлл Урвик (1891-1983), покинув Британскую армию в чине генерал-лейтенанта, возглавил Международный институт управления в Женеве. Их бесспорной заслугой было также применение сформулированных принципов к сфере государственного управления.
Гьюлик и Урвик настаивали на том, что организация должна строиться из специализированных подразделений, ответственных за какую-то одну функцию, так, чтобы количество операций, выполняемых каждым служащим, сводилось к минимуму. Задача руководства сводится к координации действий этих структурных единиц.
Описывая те виды управленческой деятельности, которые наблюдаются во всех организациях, Гьюлик изобрел акроним POSDCORB, первые буквы которого соответствуют английским словам «планирование, организация, подбор персонала, командование, координация, отчетность и бюджетирование». POSDCORB задумывался как связующее звено между теорией управления и реальной управленческой практикой.
Гьюлик поддерживал требование единоначалия, Он также настаивал на том, что специализированным подразделением может руководить только человек, имеющий профессиональные познания в данной области. Гьюлик подчеркивал, что руководитель может иметь лишь нескольких подчиненных, каждый из которых, в свою очередь, еще нескольких, но это количество ни в каком случае не должно превышать 6.
В более поздних работах Гьюлик изменил акроним POSDCORB на POSDECORB, вставив в него букву Е - от английского «evaluation», «оценка». Он также пришел к признанию важности децентрализации, делегирования полномочий служащим низшего звена и их участия в принятии решений.
А. Слоун (президента «Дженерал Моторс»),
Альфред начал с разработки идеальной схемы бизнеса для американской автомобилестроительной компании. Он считал, что компания должна иметь пять моделей, охватывающих все сегменты рынка. Слоун был убежден, что автомобиль отражает продвижение по социальной лестнице, следовательно, каждая модель свидетельствует о неком социальном статусе. Компания должна максимально облегчить клиенту продажу старой машины и покупку новой. Альфред добился того, что клиент, купивший самую дешевую модель компании, мог легко накопить денег на самую дешевую машину следующей модели. В результате возник рынок подержанных автомобилей, прослуживших один-два года. Концепция была разработана Альфредом всего за месяц при помощи небольшой группы менеджеров.
Он сформировал высшее звено менеджмента и дал ему немалые полномочия. При совете директоров были созданы два комитета — финансовый и исполнительный. Руководство осуществляли президент и группа подчиненных ему вице-президентов.
Слоун тщательно подбирал людей. Все служащие были обязаны повышать свою квалификацию — от обмена опытом на семинарах до обучения в Институте «Дженерал Моторс», основанном в 1926 году. Немаловажным фактором Слоун считал и психологическую атмосферу в коллективе.
В отличие от Форда, предпочитавшего для завоевания и удержания рынка снижать цены, «Дженерал Моторс» развивала продажу в кредит, тем самым отбивая у «Форд Мотор» и состоятельных покупателей, и небогатых.
Ориентируясь на ежегодную модернизацию автомобилей (иногда просто путем изменения дизайна), «Дженерал Моторс» не только оснастила сборку конвейерами и унифицировала основные узлы и детали выпускаемых марок, но и использовала универсальные станки и оборудование, что позволяло вносить изменения в конструкцию без остановки и переналадки производства.
Были внедрены нововведения, сделавшие автомобили «Дженерал Моторс» лучшими в мире. .
Выработаннтка списка качеств менеджер, можно назвать обязательными для делового человека нашего времени. Это следующие свойства: умение управлять — постоянное взаимодействие опыта, знаний и воображения; приверженность к фактам — неустанный поиск истины; открытость мышления — стремление к беспристрастному анализу; смелость — готовность идти на риск, рассчитав его цену; справедливость — уважение прав других людей и организаций; принципиальность — стремление отстаивать свою точку зрения; лояльность — готовность пожертвовать личным в интересах дела; движение вперед — создание условий для лучшего выбора.
10.Классическая школа управления: М. Вебер.
Важнейшей идеей Вебера, явилась концепция социального действия. Согласно этой концепции, основу социального порядка в обществе составляют только социально ориентированные и рациональные (целеориентированные или ценностно-ориентированные) действия, а задачей членов организации следует считать понимание ими собственных целей и последующую оптимизацию собственной деятельности. Каждое действие работника в организации должно быть рационально с точки зрения как выполнения им собственной роли, так и достижения общей цели организации. Все нерациональные действия категорически не допускаются. В такой организации нет места ошибкам, поиску нового, конфликтам и неопределенности. Рациональность является высшим смыслом и идеалом любого предприятия или учреждения, а идеальная организация характеризуется предельно рациональными технологией, коммуникациями и управлением.
Большую роль в становлении менеджмента сыграли труды М. Вебера, посвященные анализу бюрократических систем. Он построил систему так называемой идеальной бюрократии, в рамках которой сформулировал основные принципы работы жестко регламентированной иерархической структуры. Он придавал огромное значение компетентности, соблюдению правил и процедур, информированности руководителя.
Внутри этой концепции зародились ряд моделей управления. Одним из примеров такой модели может служить, так называемая, идеальная бюрократическая модель Вебера. Основные характеристики модели:
1.Вся деятельность по управлению расчленяется на элементарные простейшие операции, 2.Производственно-техническая система строится на принципах иерархии.
3.Деятельность производственно-хозяйственных систем регулируется системой абстрактных правил, четкими стандартами, инструкциями,
4.Устранение личных эгоистических отношений в служебных делах.
5.Работа основывается на соответствии работника занимаемой должности.
Под бюрократией понимал предельно формализованный идеально подогнанный механизм управления. Бюрократия=профессионализм=рациональные знания+навыки: точность, строгость, дисциплина, стабильность и ответственность.
Основные принципы бюрократии:
1.Распределение власти по должностям в соответствии с компетенцией;
2.Права только в той мере, каковы функции;
3.Иерархия власти только по отношению к нижестоящим;
4.Любой чиновник имеет право регулировать деятельность своих подчиненных.
Организационная структура управления:
1.Распределение функций, задач, операций и процедур
2.Централизация и специализация функций
3.Делегирование полномочий
4.Норма управляемости и диапазон контроля
5.Техника и технология информации.