Развитие представлений о бессознательном

ПРОБЛЕМА БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ПСИХОЛОГИИ.

План ответа:

1. Определение.

2. Развитие представлений о бессознательном.

Платон

Декарт

Лейбниц

Гартли

Гельмгольц

3. Психоаналитическая концепция бессознательного

Фрейд. Класс. психоанализ.

Юнг. Аналит.психология.

Адлер. Индивид. психология.

Фромм. Гуманистич.теория личности.

Хорни. Социо-культурная теория личности

4. Представления отечественных психологов о бессознательном

Асмолов (классификация бессознательных явлений)

Гиппенрейтер

Бессознательное – характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание (совокупность психических процессов, не осознаваемых субъектом). Нереализованные влечения, которые из-за конфликта с требованиями социальных норм не допускались в сознание, отчуждались с помощью механизма вытеснения, обнаруживают себя в обмолвках, оговорках, сновидениях и т.д.

Одним из признаков, отличающих бессознательное от сознания, является то, что субъект не отдает себе отчет о его наличии во внутреннем мире. Значит, Б. можно определить негативно как то содержание человеческой психики, которое субъект не осознает.

Позитивное определение бессознательного: таких определений может быть столько, сколько исследователей занимались этой проблемой.

Развитие представлений о бессознательном

Платон: концепция познания как припоминания. Находясь в мире идей, душа воспринимала эти идеи непосредственно. Спустившись в мир вещей и воплотившись в человеческое тело, душа "забывает" о своем знании. Предметы чувственного мира могут побудить воспоминания об идеях – так и происходит познание.

Р.Декарт: отождествил сознательное и психическое => за пределами сознания может иметь место только чисто физиологическая, но не психическая, деятельность мозга.

Г. Лейбниц: (ввел бессознательное)первая концепция бессознательного. Б. как низшая форма душевной деятельности, лежащая за порогом осознанных представлений, возвышающихся, подобно островкам, над океаном тёмных перцепций (восприятий). Лейбниц постулировал единство психического и телесного, в основе этого единства лежит духовное начало.

Таким образом, Лейбниц выделяет в душе несколько областей, отличающихся по степени осознанности тех знаний, которые в них располагаются:

- область отчетливого знания,

- область смутного знания,

- область бессознательного.

Доказывая существование бессознательных образов, Лейбниц тем не менее не раскрывал их роль в деятельности человека, так как считал, что она связана преимущественно с осознанными идеями. При, этом он обратил внимание на субъективность человеческих знаний, связывая ее с познавательной активностью.

Д. Гартли:материалистическое объяснение бессознательного – связь с работой нервной системы. В основе его концепции лежат учение Локка и принципы механики Ньютона: стремился объяснить поведение человека исходя из физических принципов. Анализируя структуру психики человека, Гартли выделяет в ней два круга - большой и малый. Большой круг рефлекторной дугой, малый круг вибрации, расположенный в белом веществе мозга, является основой процессов познания и обучения. Гартли считал, что вибрация участков мозга в большом круге вызывает ответную вибрацию в белом веществе. Исчезая в большом круге, эта вибрация оставляет следы в малом круге. Большое значение имела идея Гартли о том, что от силы этих следов зависит степень их осознанности человеком, причем слабые следы вообще не осознаются. Таким образом, Гартли расширил сферу душевной жизни, включив в нее не только сознание, но и бессознательные процессы, и создал первую материалистическую теорию бессознательного.

Г. Гельмгольц(1821-1894): концепция бессознательных умозаключений. Каждый раз, когда мы совершаем акт восприятия, в нем используется не только актуальная, здесь и теперь имеющаяся информация о происходящем — в нем используется накопившийся опыт восприятия субъектом подобных ситуаций. Например, накопившийся опыт восприятия пространства может привести к иллюзорному восприятию плоского изображения как объемного (что бывает, например, при рассматривании написанной в реалистическом духе картины, на которой изображены уходящие вдаль железнодорожные рельсы). Наше восприятие как будто бы решает следующий силлогизм:

· Уходящие вдаль рельсы видятся все более и более сходящимися по мере увеличения расстояния от наблюдателя.

· На данной картине рельсы постепенно сходятся.

· Значит, вон та точка железнодорожного полотна на картине находится дальше от меня, чем эта.

При этом подобные умозаключения происходят бессознательно, так что человек, как правило, не в состоянии воспрепятствовать работе этого механизма.

Столь же бессознательной является умственная работа человека, когда, например, он решает в уме сложную задачу, пользуясь знанием формул сокращенного умножения и т.п., — человек просто хорошо «отработал» эти умственные навыки, которые когда-то были вполне сознательными и развернутыми действиями.

Наши рекомендации