Плоскостные композиции, состоящие из линейных элементов.
Экспозиционного макета.
В дизайне интерьера его композиция определяется общим пространственным решением. Ееразмеры, масштабность и образность должны иметь максимально точную композиционнуюопределенность, поскольку объемный элемент в интерьере неизбежно становится акцентом пространственной организации и главным носителем). Абстрактное моделирование помогает отвлечься от второстепенных свойств объектов наполнения среды и выявить визуально существенные параметры освоенного пространства.
ГЛУБИННАЯ КОМПОЗИЦИЯ(рис. Ш.4.47) представляет продукт психологического осознания результатов наблюдения организованной среды изнутри, обобщения и фиксации о памяти визуальных данных. Чтобы наблюдаемое пространство могло расцениваться как глубинная композиция, оно должно обладать рядом свойств, К их числу относятся перечисленные ниже.
1. Реальное или условное ограничение композиционного поля. В роли ограничивающих экранов могут быть здания (для интерьера — стены и перекрытия), природные феномен(река, обрыв, граница леса) или символические границы сакральной территории (скажем, некие Лысая гора
или Мертвая долина) (рис. Ш.4.48).
2. Доминантой композиции является собственно пространство. Его обобщенный функциональный и художественный образ определяется
вкладом экранирующих элементов и закрепляется акцентами, расположенными в композиционно обусловленныx местах nnai ia внутри или -за пределами пространства композиционного поля
(рис. 111.4.49).
Акцентом может быть не только памятник в центре площади или на ее краю, но и условное пересечение композиционных осей, а также силуэт церкви, расположенной в створе перспективы
3.Форма пространства глубинной композиции определяется пунктами входов, трассами внутреннего перемещения и векторами обзора, заложенными в программу композиции.
Понятие глубинной композиции имеет привычные ассоциации с городскими площадями, поэтому даже в учебном проектировании и макетировании неизбежны намеки на реальные аналоги. Их не нужно бояться. И макетные композиции отражают различные варианты исторически сложившихся форм площадей и интерьерных схем: компактные, разветленные, линейные, иррегулярные. Правильные геометрические формы имеют, преимущественно, интерьеры и архитектурные ансамбли симметричной или диссимметричной организации, возведенные в короткие сроки и еще не деформированные эксплуатацией,
Асимметричный принцип организации глубинной композиции требует большой ответственности в определении весовых соотношений обьектов и интервалов между ними, тренированного композиционного чутья.
Плоскостные композиции, состоящие из линейных элементов.
Линейными называются элементы, в которых один из параметров (длина, ширина или высота) существенно больше других.
Сооружения из линейных элементов встречались в истории архитектуры. Чаще всего это были плоскостные композиции в виде различных форм ограждений. И лишь во второй половине XX века, благодаря своей похожести на освоенные в других областях формы техномира, получили признание новые объемно-пространственные композиции из линейных элементов. Например, решетчатые конструкции радиомачт подготовили восприятие широко распространенных в современных архитектурных решениях, вантовых и стержневых пространственных конструкций.
Общий стилеобразующий процесс в линейных композициях с их системой формообразования требует предельного абстрагирования. Поэтому все представленные ниже композиции создаются по средством использования цвета, графических схем (плоскостные композиции), массы, пространства и фактуры материала.
Плоскостные композиции из линейных элементов.
Композиционное решение на плоскости имеет свои особенности построения. Главным фактором, определяющим все построение плоскостной композиции в целом, является линия. Форма , цвет и фактура находятся в соподчиненном к ней отношении.
Одной из главных особенностей этих форм композиции является строгая геометричность. Чаще всего используются сочетания:
1. Прямолинейных элементов всевозможных параметров, но подчиненных какой - либо закономерности расположения или начертания. Пересекаясь или врезаясь друг в друга, линии членят плоскость листа на сложные по конфигурации части. Возможно, также использование остроугольных форм и цвета.
2. Прямых и кривых (составленных из дуг различных радиусов).
3. Возможно использование только окружностей различной величины и криволинейных элементов.
Динамичность композиционного решения может быть подчеркнута цветом. Общий колорит произведения может придать всей композиции большую гармоничность или, наоборот, ввести фактор раздражающего диссонирующего восприятия. Возможно одновременное использование фактуры и цвета. Нежелательно использование цвета с целью зрительного разрушения или деформации формы. При размещении композиции на листе необходимо учитывать соотношения масс отдельных элементов, расположение центра композиции и ее ориентацию на листе (верх и низ композиции).
Создание сложных композиций, иногда подобных графическим, придает им свойства произвольного линейно-плоскостного орнамента.
Кулисные поверхности.
Поверхности, в которых элементы параллельны между собой и расположены в ограниченном пространстве, называются кулисными. Они часто используются в экстерьерах зданий, например, для решения фасадов с большой протяженностью, и выполняются в различных по характеру материалах. Принцип «кулисных» поверхностей в макетировании из бумаги заимствует прием расположения кулис на театральной сцене. Занавесы-кулисы размещаются в параллельных плоскостях друг за другом.
К категориям такого вида поверхностей относятся также ширмы, различные виды разделительных перегородок в выставочных залах и офисах и т.д. Как правило, они мобильны, не обременены сильной пластической разработкой, хотя иногда имеют сложный силуэт. По мере удаления от зрителей изображения на кулисах выполняются все более обобщенно, с меньшей проработкой деталей и в более мелком масштабе.
Наиболее простой вариант кулис представляет собой ряд прямолинейных или криволинейных фигур, отогнутых от плоскости основания на 90°. Это переходной тип трансформации плоскости в объем.
Выполнение подобных фигур происходит в такой последовательности. Плоскости надрезаются по всему периметру, кроме основания. Основания надрезаются с изнаночной стороны и формы отгибаются по линии надреза.
Другой метод создания кулисных поверхностей - использование нескольких плоскостей, расположенных одна за другой на малом расстоянии. Этот тип кулисных поверхностей позволяет на относительно небольшом в глубину участке создать эффект удаляющегося в перспективу пространства. Принципом построения театральных кулисных декораций пользуются при выполнении макетов с неглубоким рельефом.
Если в «картину» вводится несколько оттенков цвета, то наиболее светлый тон выбирается для выполнения первой к зрителю фронтальной плоскости. По мере удаления от зрителя оттенок «кулис» становится более насыщенным. Более полно материал по этой теме изложен и проиллюстрирован в пособии «Макетирование».